Текст должен быть событием: кто такая Анни Эрно, получившая Нобелевскую премию по литературе
Нобелевскую премию по литературе в этом году получила писательница Анни Эрно «за отвагу и хирургическую точность, с которыми она раскрывает корни, отчуждение и коллективные ограничения личной памяти». Кому-то тексты Эрно кажутся слишком личными, а потому не могущими претендовать на условную универсальность, а кто-то увидел в этом решении Нобелевского комитета желание дистанцироваться от политического контекста современности. Вряд ли с ними можно согласиться. Филолог и исследовательница женской литературы Мария Нестеренко объясняет почему.
Анни Дюшесн (Эрно — в замужестве) родилась 1 сентября 1940 года в Лилльбонне, крохотном городке на севере Франции. Она была единственным ребенком в семье. Местный климат не подходил маленькой Анни, поэтому семья переехала в Ивто, где открыла кафе и продуктовый магазин в рабочем районе. Как она позже писала в романе «Женщина» мать старалась обеспечить ее всем необходимым: «не хватало еще, чтобы люди думали, будто ты хуже других». В Ивто будущая писательница пошла в католическую школу, где впервые столкнулась с социальным неравенством. Позднее Эрно поступила в университет и стала «первой из семьи рабочих и мелких торговцев, кто поступил в университет, избежав места на фабрике или за прилавком».
Анни Эрно известна прежде всего как представительница женского французского автофикшна. Она одна из тех, благодаря кому автофикшн стал казаться исключительно женским жанром, открытым или, как минимум, переоткрытым феминистками (что, конечно, не вполне так, но это тема для отдельного разговора). Эрно последовательно, от текста к тексту исследует жизнь обычной европейской женщины. В «Женщине» она описывает жизнь своей матери, до самой смерти стремившейся преодолеть социальное неравенство, в «Памяти девушки» Эрно возвращается к своему первому сексуальному опыту и тому, как он изменил ее.