«Параллельный» турецкий поток пока не иссяк
Приостановка на две недели пропуска российского импорта турецкими таможенниками показала, насколько критически Россия зависима от Турции — ближайшего к европейским портам транспортного хаба

Российские импортеры подпавших под санкции товаров пребывают в смятении, поскольку возникшая проблема с пропуском транзитных грузов через Турцию, несмотря на все заверения, полностью не решена. После полной остановки провоза товаров в начале марта турецкая таможня лишь на прошлой неделе начала оформлять и пропускать товары в Россию, но часть грузов до сих пор остается на местных складах. При этом официальных заявлений властей о причинах сбоев до сих пор не было и, видимо, уже не будет: входящая в таможенный союз с ЕС Турция не может признаться в содействии российскому параллельному импорту.
Вероятнее всего, причиной задержки товаропотока через Средиземноморье стали санкции. После внушительного расширения США и ЕС списка санкционных товаров Россия в марте перестала отображаться в европейской таможенной системе как страна назначения любых транзитных грузов. Для возобновления работы с РФ туркам пришлось срочно переделывать и дополнять свое национальное приложение к этой системе, что и привело к трудностям с оформлением товаров.
Как бы там ни было, западные страны продолжают убеждать турецкие власти прекратить содействие параллельному импорту. В любой момент по их требованию для нас может закрыться возможность ввоза грузов из США, Европы, Латинской Америки и части Африки. Эта неопределенность уже сейчас заставляет логистические компании организовывать более сложные маршруты в обход Турции — через Иран, ОАЭ и страны Центральной Азии, — однако такие варианты стоят примерно на треть дороже и подходят не для всех видов грузов.
Повезло не всем
В середине прошлой недели от логистических компаний начали поступать первые сообщения о возобновлении таможенного оформления российских товаров на турецкой границе для перевозки всеми видами транспорта: авиационным, автомобильным, железнодорожным, а главное, морским. «Ситуация нормализуется, наши партнеры говорят, что все транзитные и тем более экспортные грузы в Россию оформляются», — говорит генеральный директор консалтингового агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов.
Но повезло пока не всем. «У нас и у некоторых наших коллег оформление товара не проходило вплоть до пятницы», — говорит генеральный директор Rutensil Logistic Алексей Хоряев. Он уточняет, что изначально таможня Турции прекратила оформлять абсолютно все: транзитные грузы в РФ, идущие как из западных, так и из вполне дружественных стран, и даже собственные экспортные поставки. «Возможно, сыграла роль рефлексия: поскольку турецкие таможенники не поняли, почему нельзя пропускать контейнеры в Россию, они перекрыли полностью весь поток. Потом запрет частично сняли. Сейчас трудности остались только с транзитными грузами из недружественных стран», — говорит Алексей Хоряев.
Ситуацию усугубила неопределенность: ни турецкая таможня, ни власти так и не объяснили, почему перестали оформлять российский импортный поток и, главное, как долго это продлится. Напряженное молчание участники рынка связали с принятием в феврале 10-го пакета санкций Евросоюза против России, а также с общим усилением в этом году контроля минфина США за соблюдением санкций странами, которые к ним присоединились. С одной стороны, Турция настойчиво не желает пополнять число примкнувших, с другой — отсутствие официальных успокаивающих объяснений заметно взвинтило российских импортеров и логистов, заставив их задуматься, не пора ли вызволять товар с турецких складов и везти его через другую страну.
Новая система дает сбой
Лишь к концу прошлой недели появилась первая внятная версия произошедшего: все дело в сбое европейской системы электронного документооборота при организации транзита (New Computerised Transit System, NCTS), которая действует с 2012 года и к которой Турция подключилась еще в 2016 году. Как узнали некоторые импортеры, причиной задержки таможенного оформления грузов стала перезагрузка этой системы — вероятно, в связи с общим усилением контроля за соблюдением санкций европейскими странами против России.