Банкомат с российскими «мозгами»
Компания «Банковские и финансовые системы» начала выпускать банкоматы на основе отечественного процессора «Эльбрус», первой перешагнув барьер зависимости от импорта в самой интеллектуальной части банковского оборудования

Представим на минутку, что некий деревенский житель — назовем его Василий — вдруг увидел, что прямо на его улице появился банкомат — цифровой офис производства московской компании «Банковские и финансовые системы» (BFS). Если у Василия окажется при себе паспорт, то в течение 15–25 минут он сможет получить практически любую банковскую услугу. В нижней части большого монитора Василий увидит обычный интерфейс банкомата, а в верхней — доброжелательное лицо оператора, с которым можно поговорить, подняв телефонную трубку, расположенную в специальной приставке. Консультация, как и видеоидентификация пользователя, выполняются через канал связи, закрытый в контуре безопасности банка, чтобы ничто не могло нарушить конфиденциальность. Паспорт проверят в специализированном устройстве, которое отсканирует документ в четырех-шести проекциях, то есть никаких «приложите картинку к экрану» или «посмотрим под синей лампой» не будет. Затем в дело вступит принтер формата А4, а после того как Василий изучит и подпишет отпечатанный документ — сканер с функцией DropBox, обеспечивающий хранение пользовательских файлов на удаленном сервере в облаке. Экземпляр с «живой» подписью банкомат тоже заберет. И банковскую карту сам выдаст на месте.
Прекрасная картинка, не правда ли? Но, к сожалению, пока это лишь проект. Гипотетический Василий сможет приобщиться к подобным услугам не так скоро, как хотелось бы. Хотя BFS уже разработала линейку техники для запуска продвинутого цифрового офиса, создала специальное программное обеспечение, так называемый видео-колл-центр, куда можно «стучаться» как с устройств банковского самообслуживания, так и через мобильный банк, интернет-банк и сайт банка. Тормозит дело Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…», согласно которому для открытия счета новый клиент должен предоставить оригинал паспорта сотруднику банка, то есть физически находиться в офисе. Но BFS не теряет надежды убедить законодателей в преимуществах новых технологий проверки подлинности документов, в том, что они эффективно снимают риск перехвата информации в видеопотоке. «Мы активно работаем с Центробанком и Росфинмониторингом и надеемся, что до конца года получим возможность провести пилотный проект, чтобы обкатать технологию своего цифрового офиса», — говорит руководитель и совладелец BFS Артем Жилонов. Инициативу компании подпитывает интерес банков к формату «легкого» офиса: открывать полноценные отделения на территориях, особенно небольших и удаленных, зачастую экономически невыгодно, а наращивать клиентскую базу хочется. К тому же перед глазами пример других стран: в Китае давно работают с клиентами через подобные устройства, реализуется такой проект и в Турции.

Итак, банкомат как цифровой офис — задача завтрашнего дня, а сегодня BFS выводит на рынок линейку обычных импортозамещающих банкоматов с отечественными «мозгами», то есть процессорами «Эльбрус» от компании МЦСТ, не уступающими по эффективности Intel. И это настоящий прорыв в локализации банкоматов, так как до сих пор российские производители, такие как «САГА Технологии», «Тинькофф», SFOUR, создавали банкоматы только на основе импортных процессоров. Собственный российский процессор выводит банковскую систему на новый уровень независимости от зарубежных поставщиков, а также возможного скрытого наблюдения за деятельностью кредитных организаций. Это и прорыв в отечественной микроэлектронике в целом, показывающий, что наши ученые способны решать сложные задачи в условиях санкций. МЦСТ утверждает, что обладает достаточными производственными возможностями для выпуска процессоров.
«На сегодняшний день интерес банков к нашей продукции очень высокий, все ждут и хотят тестировать устройства, уже подписан ряд соглашений о намерениях закупить наши банкоматы», — отмечает Артем Жилонов. До конца июня банкоматы BFS должны быть внесены в реестр российского оборудования Минпромторга. Возможности нового завода, расположенного в московском индустриальном парке «Руднёво», составляют 15 тыс. штук в год при работе в одну смену. По оценке BFS, примерно столько банкоматов и нужно, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, то есть поставлять новые устройства взамен отслужившего парка, требующего модернизации каждые семь-восемь лет. Впрочем, в ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ) полагают, что внутренний рынок шире, чем кажется. Дело в том, что из почти 200 тыс. банкоматов, установленных в России, до 70% занимают аппараты американских марок Diebold Nixdorf и NCR, которые ушли из страны, а значит, могут возникнуть проблемы с их ремонтом, техобслуживанием, что приведет к снижению срока службы и необходимости оперативной замены. Есть также потребность в расширении сети банкоматов за счет охвата новых регионов. «С учетом данных факторов емкость рынка новых банкоматов в России может достичь 40–50 тысяч штук ежегодно, особенно в ближайшие пару лет», — считает председатель правления АФИ Роман Прохоров.