И любимая подпись — «Ильич»
В списке женщин из ближайшего окружения Ленина Надежда Крупская и Инесса Арманд, безусловно, делят первое и второе места, меняясь на этих позициях в зависимости от обстоятельств жизни вождя. Маргариту Фофанову можно зачислить в первую пятёрку этого списка (вместе со Стасовой и Фотиевой).
Подруга и соратница
«Открываю квартиру — темнота. Значит, ушёл. Бросаюсь в столовую, хочу зажечь большую лампу, стекло горячее. Ну, значит, ушёл недавно. Побежала в его комнату… Потом вернулась к столу и вижу, что в моей тарелке чистой лежит записка, такая узенькая полосочка. Читаю: “Ушёл туда, куда вы не хотели, чтобы я уходил”. И подписался. Какую подпись, самую любимую подпись оставил — “Ильич”» — так описывает Маргарита Фофанова самый судьбоносный эпизод своей жизни.
Именно в её квартире по адресу: Петроград, Сердобольская улица, 1, квартира 41, находилось последнее конспиративное убежище Ленина, где он провёл последние дни перед вооружённым восстанием.
Ильич мог смело доверить свою жизнь Маргарите Васильевне. Профессиональная революционерка, она прошла через большевистское подполье, ссылку, тюремное заключение, а в 1917 году была фактически связной Ленина с ЦК РСДРП(б). После Октября о Фофановой не забыли. Бывшая слушательница Высших сельскохозяйственных курсов имени Ивана Стебута в Санкт-Петербурге стала членом коллегии Наркомзема, причём весьма влиятельным, с учётом её особых отношений с семьёй вождя: Маргоша, как он по-свойски называл товарища по партии, была и ближайшей подругой Надежды Крупской.
Революция не так быстро, как нам позднее описывали советские учебники истории, продвигалась по огромной территории бывшей Российской империи. В первую очередь надо было укреплять её окраины, в число которых входил и Крым. По личной просьбе Ленина Маргарита Васильевна, представлявшая Наркомзем, вместе с Шаймарданом Ибрагимовым и Павлом Дауге составили Полномочную партийно-государственную комиссию по делам Крыма — для выяснения всех проблем полуострова в связи с образованием Крымской АССР…