«От банков ждут высокотехнологичного обслуживания»
Руководитель блока «Средний бизнес» Альфа-банка Владимир Воейков — о том, как снизились ставки по кредитам, как технологии экономят деньги клиентов и о перспективах жилищного финансирования
Обслуживание компаний среднего бизнеса — одно из ключевых направлений деятельности Альфа-банка. К 2021 году банк намерен на 40% увеличить число клиентов этого сегмента и удвоить кредитный портфель. О том, как банк планирует достигать этих целей, рассказал руководитель блока «Средний бизнес» Альфа-банка Владимир Воейков.
Стратегия на удвоение
— Насколько значим для Альфа-банка сегмент клиентов среднего бизнеса? Какую долю он занимает в кредитном портфеле банка, в структуре доходов?
— Средний бизнес — одно из ключевых направлений в структуре Альфа-банка. Это довольно широкий сегмент клиентов — мы относим к нему компании и группы с выручкой от 350 миллионов и до десяти миллиардов рублей в год. Это десятки тысяч компаний, которые формируют для банка устойчивую, диверсифицированную клиентскую базу. Доля среднего бизнеса в корпоративном кредитном портфеле банка превышает 11 процентов, а в операционной прибыли банка — 12 процентов.
Стратегия банка предусматриваеи значительный рост этого сегмента: к 2021 году мы намерены на 40 процентов увеличить число клиентов среднего бизнеса, почти удвоить объем кредитного портфеля, существенно нарастить комиссионный и процентный доход.
— За счет чего будете конкурировать с госбанками?
— Наши преимущества — индивидуальный подход и технологичные решения. Мы рассматриваем каждого клиента как индивидуальную историю, формируем предложение под его задачи и возможности.
Клиенты, как правило, обращаются не только за кредитом. Им нужно удобное решение всех задач — и по расчетному обслуживанию, по зарплатным проектам, по сервисам для развития бизнеса. От банков ждут высокотехнологичного обслуживания. Мы сегодня бенчмарк для рынка по функциональности удаленных каналов. У нас более 80 процентов операций совершается в интернет-банке: от расчетов и платежей до кредитования, размещения депозитов, валютного контроля.
— Приведете примеры, какой эффект экономии дают технологичные сервисы вашим клиентам?
— Например, в нашем интернет-банке реализовано уникальное решение по конвертации валюты. Клиент прямо в интернет-банке может конвертировать валюту по курсам, сопоставимым с биржевыми. Для этого ему не придется открывать брокерский счет и заводить на него деньги, теряя время и упуская хороший курс. Такая инфраструктура не только позволяет клиенту экономить время, но и снижает его расходы, защищает от финансовых потерь в моменты волатильности на валютном рынке.
Еще пример. Несколько лет назад мы перевели в онлайн прием документов и подписание кредитных договоров благодаря использованию усиленной электронной подписи. На сегодняшний день около 60 процентов клиентов пользуются этим сервисом, сохраняя рабочее время для своего бизнеса. Наличие таких технологий в банке в конечном счете определяет выбор клиента. К нам ежегодно на обслуживание приходит около 20 тысяч новых клиентов среднего бизнеса. Сегодня 36 процентов российских компаний среднего бизнеса обслуживаются в Альфа-банке.
— Каковы приоритеты банка в обслуживании корпоративных клиентов? Есть ли отраслевые предпочтения?
— Мы делаем акцент на развитие транзакционного бизнеса. У нас традиционно сильные позиции в обслуживании внешнеэкономической деятельности российских компаний — экспортеров и импортеров.
Участники ВЭД сталкиваются с рядом проблем: ужесточение таможенного администрирования, прозрачность и скорость расчетов с внешними контрагентами, ужесточение валютного законодательства и регулирования, требующее особой тщательности в документообороте. Поэтому клиенты ждут от нас не просто расчетного обслуживания и классических банковских услуг, а комплексного решения. Это и инструменты хеджирования и торгового финансирования, и управление внешнеторговыми контрактами, валютный контроль, а также юридический и налоговый консалтинг, помощь в поиске иностранных партнеров, во взаимодействии с налоговой и таможенной службами и даже в вопросах логистики.
Кредиты до 30 млн рублей онлайн
— Меняется ли спрос на кредитование со стороны компаний за пределами двадцати крупнейших? На какие цели предпочитают кредитоваться? Как отличается ситуация по отраслям?
— Спрос на кредитование определяется прежде всего бизнес-моделью клиента, структурой его расчетов с поставщиками и покупателями, размером собственных средств в бизнесе. Если мы говорим о торговле, то там в основном востребовано краткосрочное кредитование на закупку товара, факторинг дебиторской задолженности, гарантии в пользу поставщиков. Производственные компании привлекают в том числе инвестиционные кредиты на закупку оборудования, расширение производства, в частности в формате лизинга. Но доля инвестиционного кредитования в целом незначительна — менее 20 процентов.
— Согласно статистике Банка России, корпоративное кредитование в 2019 году стагнирует. Как у вас обстоят дела? Позволяет ли рынок наращивать кредитование?
— Мы довольно активно наращиваем кредитование в сегменте среднего бизнеса. К октябрю 2019 года портфель вырос на 22 процента, почти до 220 миллиардов рублей. Причем этот рост обеспечен не крупными чеками, а увеличением числа заемщиков. За последний год оно выросло на 70 процентов.
— За счет чего? И как при таких темпах роста контролируете кредитное качество?
— Это результат автоматизации кредитного процесса. Среди небольших компаний (с выручкой до 800 миллионов рублей) востребованы «легкие» поточные продукты с небольшим чеком, до 30–100 миллионов рублей. Мы автоматизировали скоринг по таким кредитам: решение принимается на основе информации из внешних источников и анализе транзакционной активности клиента в банке. «Легкие» кредиты обеспечивают нам основной приток заемщиков и позволяют диверсифицировать кредитный портфель, снижая тем самым риски.
Пару лет назад мы запустили онлайн-кредиты для бизнеса. Это простая и быстрая процедура: компания предоставляет только ИНН и в течение одного дня получает решение по кредиту. Причем мы выдаем так до 30 миллионов рублей. Этот кредит доступен даже компаниям, которые не имеют истории обслуживания в Альфа-банке. Оценка заемщика осуществляется по данным из открытых источников, по специальной модели, разработанной совместно с компанией Oliver Wyman. Мы удовлетворены качеством портфеля. Доля NPL (non-performing loans, с просроченными свыше 30 дней платежами) в кредитном портфеле составляет порядка четырех процентов. Это значительно лучше рынка.
Число потенциальных заемщиков выросло
— Сейчас все ожидают очередного снижения ключевой ставки, в целом снижения ставок по экономике. Как российский бизнес себя чувствует с такими ставками?
— С начала года ставки по кредитам в среднем снизились на три — три с половиной процентных пункта, и с большой вероятностью эта тенденция продолжится. Это увеличивает число потенциальных заемщиков, которым, возможно, раньше рентабельность не позволяла привлекать заемные средства.
Кроме того, нынешний уровень ставок теоретически дает больше возможностей для инвестиций. Многие компании откладывали капитальные вложения, пытаясь продлить ресурс имеющихся технических средств. Сейчас, с одной стороны, уровень ставок более комфортный, но действует сдерживающий фактор: на фоне слабого экономического роста и снижения потребительского спроса компании не спешат вводить новые мощности. Поэтому я пока не ожидаю бума инвестиционного кредитования.
— Чувствуете ли конкуренцию с рынком облигаций? Компании часто обращаются к выпуску облигаций, а не к кредитам, чтобы привлечь заемный капитал.
— Замена банковского кредитования облигациями в большей степени характерна для крупных компаний. В среднем бизнесе мы конкуренции с долговым рынком не ощущаем. Наши клиенты, как правило, не обладают той степенью информационной прозрачности, которая требуется для выхода на публичный рынок заимствований, поэтому для них размещение облигаций сопряжено с большими транзакционными издержками, а также, как правило, обходится дороже банковского кредита за счет дополнительной премии за риск для инвесторов. Поэтому для наших клиентов банковское кредитование остается ключевым источником финансирования.
— Статистика показывает, что число предприятий малого и среднего бизнеса по итогам первого полугодия 2019 года уменьшилось. С чем, на ваш взгляд, это может быть связано?
— Да, действительно, количество предприятий малого и среднего бизнеса за последние пару лет сократилось. Это видно и по числу зарегистрированных юрлиц и предпринимателей в реестре Налоговой службы, и по общему впечатлению от общения с бизнесом: какая-то часть компаний с рынка ушла. Причин, я думаю, несколько. Безусловно, повлияли действия регуляторов по «обелению» экономики, борьба с уклонением от налогов и отмыванием средств. После ликвидации компаний-однодневок, обычно зарегистрированных в форме ООО, реестр сократился, это особенно заметно в сегменте малого бизнеса. Второй фактор — общая ситуация в экономике. Замедление экономического роста, снижение темпов промышленного производства, сокращение покупательской способности не способствуют расширению бизнеса. Сейчас у большинства компаний самая актуальная задача — поиск новых рынков, повышение эффективности и сохранение маржи.
Большие перспективы эскроу-счетов
— Видите ли вы перспективы в проектном финансировании?
— На мой взгляд, переход на новую модель финансирования застройщиков с использованием эскроу-счетов открывает сейчас большие перспективы в сегменте жилищного строительства. Рынок жилищного финансирования составляет порядка шести триллионов рублей, из которых до 80 процентов приходилось на средства дольщиков. После перехода на новую модель финансирования средства дольщиков предстоит заместить банковским кредитованием, объем которого в ближайшие пять лет превысит шесть триллионов рублей. Это огромный потенциал как для рынка в целом, так и для нашего банка.
— Такое ощущение, что все крупные застройщики разобраны госбанками, а средних застройщиков оценивать сложно.
— До реформы действительно Сбербанк был основным кредитором жилищного строительства. Но с новым механизмом, как я уже сказал, существенно, в несколько раз, расширяется рынок кредитования.
Переход на новую модель проектного финансирования подразумевает открытие сотен тысяч эскроу-счетов, контроль за целевым использованием кредитных средств. Обслуживание должно быть высокотехнологичным, автоматизированным, прозрачным для всех участников.
Такая реформа — это удобный момент для осмысления и застройщиками, и банками своих отношений. Мы видим огромный спрос на кредитные ресурсы. У нас сейчас на рассмотрении около 50 сделок от застройщиков по всей России.
— Готовы ли к новому порядку застройщики, особенно те, кто раньше не привлекал кредиты в банках?
— Сейчас и банки, и застройщики учатся работать по новым правилам, и определенные сложности есть. Застройщикам надо научиться понимать требования банков, соответствовать им, адаптировать внутренние организационные процессы, подготовить персонал. Не все застройщики смогут перестроиться, поэтому укрупнение рынка и уход ряда мелких компаний неизбежны.
— Как это повлияет на цену квадратного метра для покупателей квартир? Стоит ли ждать роста?
— Думаю, этот риск преувеличен. Во-первых, сейчас более 70 процентов строек еще реализуются по старым правилам с привлечением застройщиками напрямую средств от дольщиков.
Кроме того, при активных темпах продаж квартир и росте остатков на счетах эскроу банки готовы снижать ставки по кредитам до четырех-пяти процентов годовых, а при существенном превышении остатков на эскроу над суммой кредита — вплоть до нуля. Поэтому влияние стоимости кредитных средств на себестоимость строительства не будет существенным.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl