Искусство 2.0
Мы привыкли считать, что роботы могут отнять работу лишь у тех из нас, кто занят физическим трудом или рутинными офисными делами, но искусственный интеллект посягнул на святая святых человека — творчество.
Игорь Стравинский говорил, что в тот момент, когда компьютер превзойдет его в музыке, композитор поменяет род занятий. Если современные коллеги Стравинского столь же категоричны, они уже могут начинать подыскивать новую работу: искусственный интеллект (ИИ) и нейросети все увереннее чувствуют себя в искусстве.
Двадцать шестого октября 2018 года на аукционе Christie’s в Лондоне за $432 500 была продана картина «Портрет Эдмонда де Белами». Это рядовое, на первый взгляд, событие произвело в художественном и научном мире эффект разорвавшейся бомбы, ведь автором картины был ИИ, а само полотно стало первой работой «машины», принятой на торги столь высокого уровня.
Слово «Белами» можно перевести с французского как «хороший парень». Это аллюзия на фамилию ученого Яна Гудфеллоу из Google, который четырьмя годами ранее первым использовал метод обучения, открывший искусственному интеллекту возможность творчества.
Суть предложенного им алгоритма в следующем: создаются две нейросети — творец и критик, — каждая из которых обучается на базах данных художественных произведений (в случае с «Портретом Эдмонда де Белами» это были 15 000 картин, написанных в XIV‑XX веках). Далее творец создает свое произведение в заданной стилистике, а критик пытается вычислить в череде работ ту, автор которой — робот. Это состязание продолжается, пока творения машины не станут неотличимы от произведений людей.
Именно при помощи этого алгоритма сеть французской арт-группы Obvious и написала цикл из 11 картин, посвященных семье де Белами. План состоял в том, чтобы продать работы по $10 000 за штуку, но на аукционе цена взлетела в 40 с лишним раз, а шумиха вокруг рекордной продажи открыла перед картинами двери главных музеев мира. Этим летом «семья де Белами» добралась и до Эрмитажа.
В июне–июле 2019 года в Главном штабе музея открылась выставка «Искусственный интеллект и диалог культур», на которой, помимо работ Obvious, посетителей окружали и другие примеры роботизированного творчества. Так, художник Егор Крафт обучил машину китайской каллиграфии — ИИ в реальном времени на нескольких экранах выводил узоры электронными чернилами. На соседних дисплеях бежала уже арабская вязь — саудовская художница Лулуа Аль-Хомуд создала с помощью машинного обучения новый язык, подчиненный законам математики. Там, где творит робот, лирик может стать физиком и наоборот.