«Деньги можно зарабатывать и без этого»: зачем предпринимателям курсы по изучению современного искусства
Художник Дмитрий Гутов много лет читает лекции про искусство для самой разной аудитории, в том числе, и в бизнес-школе Сколково. Журналист Алексей Мунипов выяснил у Гутова, зачем бизнесменам разговоры про Дюшана и Баскиа
Это не первый ваш опыт лекций для бизнесменов и управленцев. Вы давно объясняете современное искусство слушателям самых разных бизнес-программ, и они пользуются невероятным успехом. Как вы думаете, почему?
Люди, достигшие определенного финансового уровня, обязательно начинают интересоваться искусством. Это просто закон. У меня был в жизни такой смешной эпизод: я снимал стометровую мастерскую в прекрасном помещении рядом с Кузнецким мостом. Владелец решил его продать и попросил меня показывать пространство людям, раз уж я все равно там сижу. Стоила квартира порядка миллиона евро. И вот ко мне приходят люди, у каждого из которых гарантированно есть лишний миллион. Такая готовая выборка для соцопроса. Как вы думаете, сколько из них заводили со мной разговор об искусстве, увидев краски, мольберты, картины? Сто процентов! Либо они уже коллекционировали, либо собирались, либо интересовались — но равнодушных не было. Отвлечься от недвижимости и поговорить про искусство хотели абсолютно все. Больше всего мне понравилась одна пара: девушка, посмотрев на стену, удивленно сказала: «Ни фига себе сколько у них Гутова!». А спутник ей примирительно ответил: «Ну ладно, у тебя же тоже он есть в коллекции!». Меня они в лицо не знали, я тоже не стал представляться. Но было дико трогательно.
Почему это происходит? У людей либо уже назрела насущная необходимость разобраться, либо они просто чувствуют, что какая-то огромная и важная часть мира от них скрыта. Когда я читал лекции для бизнесменов, потом ко мне часто подходят слушатели, и я несколько раз слышал одну и ту же фразу: «Мне жена давно говорила, пора тебе начать этим интересоваться!». То есть сам он, может, еще не собрался, но жена давно готова. Сама необходимость разбираться в современном искусстве никем не оспаривается, это просто висит в воздухе.
А что им мешает?
Преграда всегда одна и та же: надо сделать первый шаг. А как его сделать — никто не знает. Просто не понимает, где эта дверь. Это и правда сложно. Причем в любой сфере так: в спорте, классической музыке — неважно. Я как раз, в меру сил, помогаю сделать этот шаг. Открываю дверь.
С информацией-то нет проблем. Мы живем в эпоху бесконечно быстрого доступа к практически неограниченному корпусу данных. Я помню, как в 1970-е и 1980-е годы я был носителем сакральной информации. Откуда люди могли узнать, скажем, про Вермеера? Нужно знать это имя, пойти в библиотеку, заказать книгу, изучить ее — а там три мутные черно-белые репродукции и одна плохая цветная. И только после этого… А сейчас я веду экскурсию в музее, а мои спутники немедленно проверяют меня в айфонах. Попробуй ошибись в дате! «Дима, ты сказал, что Клод Моне был беден, а в википедии написано, что он 1883 году купил дом в Живерни». Требования к лектору выросли бесконечно. И, в сущности, каждый может стать лектором. Но сперва нужен проводник, Вергилий. Человек, который поможет тебе начать, сориентирует, куда в принципе смотреть и как это делать. Если вам профессионально не покажут, как встать на доску для виндсерфинга, вы будете с нее все время сваливаться. Но если научитесь держаться, то дальше только поток радости.
Чем отличается бизнес-аудитория от других слушателей, вам же есть с чем сравнивать?
У них очень хорошо работает голова. Они сразу отсеивают, где вода, а где суть, где болтовня, а где разбор по существу. Мне приходилось бывать на разного рода менеджерских совещаниях, и одна вещь заметна сразу: не дай Бог выступающий отвлекся и потратил три минуты чужого времени. Вот просто не дай Бог! У этих людей время — деньги. В самом прямом смысле. Все должно быть четко и ясно. Это как раз то, что я люблю в искусствознании: никаких лирических отступлений, никаких охов-ахов — только суть.