Непопулярный запрос: дождутся ли американцы социальной справедливости?
Раскол американского общества выходит за пределы партийных разногласий
Новому президенту США, кто бы им ни стал, предстоит нелегкая каденция. Речь идет не только о бушующей в стране пандемии коронавируса и вызванных ею экономических проблемах, не только о сохраняющемся разделении страны на два лагеря, значительная часть одного из которых так и не признала Джо Байдена законным президентом. Помимо всех уже существующих противоречий в США наметилось еще одно разделение, касающееся образа желаемого будущего, которое не всегда вписывается в рамки традиционных партийных разногласий.
На сегодня можно констатировать, что в американском обществе наметились две противоположные тенденции. Одна из них — желание вернуться в привычный «дотрамповский» мир предсказуемой политики, в котором преобладают умеренно центристские взгляды и отсутствуют потрясения, хаос и радикализм последних лет. Такой подход свойственен «умеренной» части как демократов, так и республиканцев. Вторая тенденция — это, напротив, потребность в переменах, вызываемая все более ощутимым запросом на социальную справедливость. При этом выражен он далеко не только левым крылом Демпартии.
Разные грани желания перемен
Собственно, именно этот запрос обеспечил победу Дональду Трампу на выборах 2016 года. Тогда республиканский кандидат обратился к категории людей, проигнорированной его соперниками: не к иммигрантам или меньшинствам, а к белым жителям американской глубинки, к фермерам и рабочим заводов, услышал их чаяния и пообещал решить их проблемы. Несмотря на то что Трамп позиционировал себя как столп традиционного консерватизма и приверженец капиталистического подхода, в своей протекционистской политике он выступил в роли защитника интересов «рабочего класса», а провозглашаемое им недоверие и отторжение правящих элит психологически очень точно попало в унисон с настроениями его избирателей. Эти настроения можно назвать социальноэкономическим выражением запроса на социальную справедливость.
К слову, поражение Трампа на нынешних выборах отчасти объясняется тем, что он оттолкнул от себя часть этих людей, продемонстрировав во время пандемии пренебрежение к их проблемам. К примеру, объявив в октябре на встрече со сторонниками о «чудодейственном» исцелении от коронавируса за три дня, президент демонстративно пританцовывал, бросал маски в толпу под аккомпанемент патриотических песен и сравнивал себя с суперменом. Однако, как показала статистика, такое поведение не привело к росту популярности Трампа ни в одном из «колеблющихся» штатов.
Это вполне логично, поскольку избирателям было важно, как глава Белого дома планирует решать именно их проблемы, а не собственные. Обычные американцы знали, что в случае заболевания в их распоряжении не окажется ни вертолета, ни чудесной сыворотки. Разоблачая высокомерие элит, Дональд Трамп сам невольно подчеркнул свою «элитарность», и это не прошло незамеченным для избирателей.
Можно также выделить интеллектуально-культурный запрос на более справедливую модель общественных отношений как в межличностной сфере, так и в политике. Его выразителем стала уже другая группа людей: интеллигенция, преподавательский состав университетов, ученые-гуманисты, студенты и даже практикующие психологи. Именно они первыми обратили внимание на то, что, не считая экономических трудностей, в американском обществе на протяжении последних тридцати лет существенно ухудшался психологический климат. Социологи отмечают, что за последние десятилетия уровень нездоровой конкурентности в обществе вызвал резкий рост психологических проблем. Последовало снижение эффективности работы бизнеса и госорганов, вызванное токсичностью рабочей атмосферы. Так, по данным исследования американской корпорации RAND, почти каждый пятый американский работник подвергается воздействию враждебной или угрожающей социальной среды на работе (то есть интригам, нападкам и конфликтной атмосфере, вызванной нездоровой конкуренцией).
Еще одним тревожным признаком называют рост атомизации общества, которому не смогла противостоять даже привычная для американцев культура волонтерства и благотворительности. В 2019 году газета The Nation отмечала, что самоубийства превратились в Америке в настоящую эпидемию, а по данным социологических исследований, их количество увеличилось на четверть за последние пятнадцать лет. Показатель суицидов на 100 тыс. жителей составляет 14,8.
При этом ученые отмечают, что эта тенденция во многом связана не столько с экономическими, сколько с социальными причинами.
В противовес перечисленным тенденциям в американских университетах стала формироваться новая этика, провозглашающая основой счастливой жизни личности и общества сочувствие, альтруизм, благодарность. Судя по многочисленным оговоркам преподавателей, к подобному подходу они относятся довольно скептически, однако все больше молодых людей принимает его.
Более того, образ счастья, вокруг которого сложился консенсус ведущих психологических школ США, базируется именно на этой теории. Имидж Джо Байдена как сострадающего лидера отчасти попал в унисон с этим запросом. Однако коррупционные скандалы, связанные с высшими кругами традиционного американского истеблишмента, а также его связь с крупным капиталом явно не импонируют приверженцам «новой этики».
Непопулярные социалисты
В политической сфере запрос на социальную справедливость официально представлен левым крылом Демпартии, все более противопоставляющей себя ее «центристской» части. Однако на данный момент оно не может стать выразителем этого запроса по нескольким причинам.
Во-первых, социалистическое крыло демократов призывает к радикальным переменам, тогда как многие американцы хотели бы более справедливого распределения средств в рамках существующей системы, но не более того. Тем не менее все больше представителей современной американской молодежи, в первую очередь студенты в контролируемых демократами штатах, мечтают полностью разрушить капитализм. Интересно, что подобные настроения популярны не только среди малообеспеченной молодежи, но и у наследников богатых родителей. Согласно данным The New York Times, за последние шесть лет социалисты превратились в серьезное политическое движение с отделениями в каждом штате и численностью почти сто тысяч человек, большинство из которых моложе 35 лет.
Впрочем, большая часть американского общества все еще остается консервативной. Согласно статистике, приведенной Wall Street Journal, только 24% проголосовавших причислили себя к либералам, в то время как к консерваторам и умеренным себя отнесли по 38% опрошенных. Показательно, что за последние шесть лет число консерваторов увеличилось на три процента.
Этот расклад был продемонстрирован результатами выборов, на которых, несмотря на поражение Дональда Трампа, демократы потеряли ряд мест в палате представителей и так и не получили контроль над Сенатом.
Во-вторых, в американском обществе все еще сильны появившиеся во время холодной войны фобии, связанные не только с социализмом, но и с понятием социального государства. Вспомним, что даже Трамп, проводя, по сути, патерналистскую политику по отношению к рабочим и поддерживая неконкурентоспособные отрасли, не только избегал использования термина «социальный», но больше всего пугал своих избирателей «призраком социализма и коммунизма».
В-третьих, мечты о социализме, распространенные среди идеалистически настроенной молодежи, напрямую противоречат интересам крупного капитала, который является главной опорой традиционного американского истеблишмента. И главное, в-четвертых, версия социализма, представленная радикальным крылом Демпартии, не отвечает чаяниям большинства американцев.
Канализация запроса
К этой версии относятся не только упомянутые радикально революционные взгляды, но и новоявленные учения вроде «критической расовой теории», которые не способны найти широкой поддержки не только в американском обществе в целом, но и среди сторонников Демократической партии. При всей важности борьбы с расизмом подобные теории бьют по ключевым ценностям крайне значимой для американцев парадигмы прав человека и личной ответственности. В новой расовой концепции, все агрессивнее внедряемой в американские вузы, права отдельного человека подменяются правами группы — так называемой угнетенной расы, тогда как белые американцы и целый ряд эмигрантов автоматически попадают в категорию «угнетателей», что, разумеется, не вызывает их восторга.
Тот факт, что принадлежность к определенной расе ставится выше любых других характеристик и заслуг личности, не нравится и части чернокожих. Многие из этих людей десятилетиями сражались за то, чтобы их перестали идентифицировать по цвету кожи независимо от того, носит такая идентификация положительный или отрицательный оттенок. Теперь их завоевания фактически сводятся на нет.
Если удариться в конспирологию, можно предположить, что вполне естественный запрос на социальную справедливость намеренно «канализируется» в отторгаемую американским большинством форму, так как в противном случае, при более конструктивном выражении, он грозит стать гораздо более массовым. Складывается впечатление, что Демпартия позволяет своей молодежи «поиграть» в радикализм, понимая, что предлагаемый ею подход никогда не будет понастоящему популярным, а значит, не несет подлинной угрозы «умеренному» истеблишменту.
Однако, даже если такое предположение верно, подобный расчет явно не оправдывается. Более широкий запрос на справедливость и гуманизм растет в обществе и вне всякой связи с либеральными «прогрессистами», оставляя возможность для нового (или нынешнего) Дональда Трампа вновь прийти к власти через четыре года. Что касается самой Демпартии, то даже носители непопулярных в обществе теорий с годами создают все больше проблем для центристов в политической сфере, и решения этих проблем пока не просматриваются.
Фото: John/ EPA
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl