Настало время триллионов
В этом году банки выходят на рекордную прибыль. Но сохранят ли они ее, если из-за роста ставок замедлится и рост кредитного портфеля?
Рекордные два с половиной триллиона рублей чистой прибыли заработают российские банки в этом году, в полтора раза больше, чем в 2019-м. Причина — необыкновенно благоприятные факторы этого года: быстрый рост кредитов, в первую очередь гражданам, плюс повышение ставок, которое продолжается с весны.
Рост ставки в этом году начался в марте, каждое заседание регулятора заканчивалось ее повышением — в первом квартале 2021 года она составляла 4,2%, а в третьем уже 6,5%. На заседании в октябре Банк России повысил ключевую ставку сразу на 75 базисных пунктов (б. п.), до 7,5%. А по оценкам экспертов, в декабре ЦБ повысит ее еще на 75, а то и на 100 б. п. до 8,25–8,50% годовых.
Кредитные и депозитные ставки тоже росли. Максимальная ставка по депозитам выросла с 4,48% в январе до сентябрьских 6,4%, и это не предел. «Мы ожидаем, что до конца года максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков дополнительно прибавит не менее 0,5 процентного пункта и превысит семь процентов», — прогнозирует управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин.
Росли и ставки по кредитам населению: кредитование физлиц на срок более одного года подорожало с 10,63% в январе до 10,79% в августе. Ставки по кредитованию нефинансовых организаций на тот же срок выросли с 6,98 до 8,37% за аналогичный период.
Чем выше ставки, тем ниже спрос, так что стремительное повышение ключевой ставки, которым Банк России пытается обуздать инфляцию, может спровоцировать замедление роста кредитного портфеля в следующем году. Особенно это скажется на рынке потребительского кредитования и ипотечном секторе. Но, как ни парадоксально, доходы банков от этого почти не пострадают.
Розничные кредиты в 2021 году остаются локомотивом бизнеса банков...
... а локомотив розничного портфеля — ипотека
Банки бьют рекорды
Несмотря на рост ставок, в 2021 году рынок кредитования заметно разгорячился. Прежде всего это касается розничного сегмента. Объем ипотечного портфеля на сентябрь составил 11,2 трлн рублей, прирост с начала года — 18,2%. Всего банки за девять месяцев 2021 года выдали ипотеки на четыре триллиона рублей — на 42% больше, чем за аналогичный период 2020 года, а по итогам 2021-го общий объем ипотеки может превысить пять триллионов рублей. Разница в приросте общего объема ипотечного портфеля объясняется тем, что значительная часть выдач шла на рефинансирование старых долгов.
Напомним, причина взрыва ипотечного рынка — льготная ипотека, позволяющая покупать квартиры в новостройках под 7% или даже дешевле. Именно эта программа вызвала взрыв на рынке недвижимости в 2020–2021 годах и спровоцировала рост цен на недвижимость (от 21 до 34% в первичном секторе).
Почти не отставали от ипотеки и потребительские ссуды. Портфель потребительского кредитования за январь– сентябрь прибавил 14% и превысил 11 трлн рублей, ежемесячный прирост составлял не менее 1,5%. За девять месяцев 2021 года число выданных потребкредитов выросло на 17,4%, до 12,3 млн.
Потребкредиты растут не так быстро, но все равно заметно
При этом свыше 2,1 трлн рублей из общего объема розничных кредитов в этом году пришлось на Сбер — крупнейший банк остается лидером рынка.
Корпоративное кредитование оставалось «падчерицей»: хотя общий объем портфеля таких кредитов к сентябрю превысил 50 трлн рублей, его прирост с начала года составил всего лишь 9%, практически темп инфляции.
Парадокс этого года: стоимость кредитов не сказывалась на спросе. Банки спокойно повышали ставки для «физиков» вслед за ключевой, а те продолжали занимать. «Обычно с повышением ключевой ставки стоимость пассивов растет быстро, а стоимость кредитов потом ее догоняет, — рассказывает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. — Сейчас же быстрее дорожают кредиты, хотя пассивы, конечно, будут за ними поспевать. Так, короткие депозиты юрлиц уже практически переоценены по новым ставкам».
Кредиты юрлицам растут гораздо более скромными темпами
Сбер и ВТБ делят сверхприбыль
Неудивительно, что на таком росте рынка, да еще и на сопровождавшем его повышении ставок российские банки хорошо заработали: с каждым кварталом чистая прибыль становилась все больше. В первом квартале 2021 года чистая прибыль банковского сектора составила 578 млрд рублей (по сравнению с 528 млрд рублей за аналогичный период годом ранее), во втором квартале — 621 млрд рублей, что намного больше прошлогодних данных за этот квартал из-за пандемии. В третьем квартале банковский сектор заработал 670 млрд рублей.
Дополнительно поспособствовал развитию бизнеса и доходам более низкий уровень резервирования по кредитам в сравнении с 2020 годом, на который пришлись основные коронавирусные ограничения и спад в экономике, подчеркивает Михаил Доронкин.
Правда, есть в рекордных доходах банков и нюансы. Так, самым прибыльным месяцем 2021 года стал июль — чистая прибыль сектора составила 229 млрд рублей, и 127 из них заработал Сбер. Но такой результат банку обеспечили продажа акций материнской компании и урегулирование долга проблемного должника, ГК «Евроцемент», отмечает заместитель директора Института финансовой грамотности Финансового университета при правительстве РФ Валерия Минчичова.
Тем не менее банковский бизнес по итогам года будет праздновать рекордную прибыль, и главными бенефициарами, конечно, станут крупнейшие государственные игроки. «В 2021 году свыше 60 процентов прибыли всего банковского сектора могут прийтись на два крупнейших банка с госучастием — Сбер и ВТБ», — прогнозирует г-жа Минчичова.
Сбер за десять месяцев 2021 года уже заработал свыше триллиона рублей чистой прибыли, а в инвестгруппе «Атон» полагают, что банк сможет приблизиться к результату 1,2 трлн рублей чистой прибыли за год. ВТБ ожидает, что по итогам года получит более 300 млрд чистой прибыли.
Положительный прогноз для банков сохраняется, даже несмотря на сентябрьское падение прибыли всего сектора — тогда многие банки получили неожиданный результат из-за прекращения льготных госпрограмм и падения котировок ОФЗ. Самое масштабное падение из топ-5 показал Газпромбанк с сокращением чистой прибыли в шесть раз, с почти 36,1 млрд рублей в августе до 5,8 млрд рублей в сентябре. Пострадал и Тинькофф-банк, у него произошло сокращение с 12,75 млрд до 3,7 млрд рублей, а также Совкомбанк — с 9,5 млрд до 698,1 млн рублей.
Михаил Доронкин ожидает, что негативное влияние переоценки ценных бумаг сохранится и в четвертом квартале по мере дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Давление на финансовый результат четвертого квартала способно оказать и укрепление рубля, что приведет к отрицательной валютной переоценке у ряда крупных банков, а сектор в целом получит меньше доходов от операций с иностранной валютой.
Однако общую радужную картину это не сильно омрачит.
«Провал в прибыли банков в сентябре из-за снижения стоимости облигаций нам только предстоит в полной мере оценить. В любом случае это разовая ситуация, и даже если нечто похожее произойдет перед следующим повышением ключевой ставки, в целом прибыль банковского сектора от этого не сильно пострадает», — говорит Михаил Матовников.
Банки получат в этом году рекордную прибыль, в полтора раза больше доковидного 2019
Еще один парадокс этого года касается рентабельности банковского бизнеса. Ведь рост ключевой ставки и всех остальных ставок, казалось бы, должен повлечь за собой рост маржи. Но этого не произошло.
За последние годы банки адаптировались к колебаниям ключевой ставки, объясняет главный аналитик ПСБ Дмитрий Монастыршин. Для нивелирования процентного риска банки нарастили долю активов с плавающей ставкой (кредиты и ОФЗ), а в пассивах увеличили долю дешевых средств до востребования. Подтверждение его слов можно увидеть, наблюдая за динамикой чистой процентной маржи и ключевой ставки ЦБ в 2020–2021 годах. Несмотря на колебания ставки, чистая процентная маржа, как с учетом Сбербанка, так и без, оставалась стабильной: во время понижения ключевой ставки в конце 2020 года до 4,25% маржа всего сектора составляла примерно 4,4%, как и предыдущие три квартала. Но и когда ставка в 2021 году за девять месяцев поднялась с 4,2 до 6,5%, маржа сектора осталась на том же уровне — 4,2–4,4%.
Маржа банков почти не зависит от уровня ставок
В результате Промсвязьбанк прогнозирует, что повышение ключевой ставки на горизонте ближайшего полугодия будет нейтрально для маржи банков. В 2022 году, на фоне стабилизации ключевой ставки и смягчения денежно-кредитной политики, маржа банков во втором полугодии может даже немного вырасти, считает эксперт.
Остальные опрошенные «Экспертом» аналитики этого мнения не разделяют. «Маржа банков сильно сжимается каждый раз после резкого (более 0,25 процента) повышения ключевой ставки, — говорит Андрей Спиваков, управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка. — Восстановление происходит в течение трех–шести месяцев. Поэтому все зависит от действий ЦБ и их частотности. Но если в 2021 году падение маржи частично компенсировалось быстрым ростом, то в 2022-м прироста на рынке не предвидится; более того, с учетом последовательного введенных с 1 июля 2021 года мер по охлаждению потребительского кредитования ожидается повышенное давление на капитал и резервы».
Михаил Матовников также ожидает постепенного снижения маржи в 2022 году — но без значимых последствий для банков. «Пик маржи придется на четвертый квартал 2021 года, дальше, с движением ключевой ставки, а также кредитных и депозитных ставок в сторону нормализации, маржа будет постепенно снижаться, — прогнозирует главный аналитик Сбербанка. — Но в новый год банки войдут с высокой маржей и большим кредитным портфелем, а значит, и в 2022 году могут рассчитывать на хорошую прибыль. Чистый процентный доход будет расти; он и маржа положительно коррелируют с ростом ставки. У банков уже есть портфель кредитов с плавающей ставкой, довольно много ОФЗ с плавающей ставкой выпустил Минфин, плюс субсидируемая ипотека тоже фактически выдана по плавающим ставкам, а ее объем — триллион рублей. Все это развивает чистый процентный доход».
Поддержали прибыль чистые комиссионные доходы, которые за девять месяцев 2021 года на фоне активного кредитования выросли на 23%, отмечается в отчете ЦБ.
Депозиты не поспевают за ростом ключевой ставки
Затишье после бума?
Единственное, что омрачает будущее банков, да и то не слишком сильно: на фоне дальнейшего роста ставок эксперты ожидают замедления роста кредитного портфеля в 2022 году. Заметно снизить темпы может и завершение или ослабление прежних факторов роста, таких как низкие ставки, льготные программы и спровоцированный ими высокий спрос. Серьезно притормозит ипотечный сектор из-за введения лимита до трех миллионов рублей в программе льготного кредитования, и хотя сейчас вместо льготной набирает обороты семейная ипотека, все же ее влияние снижается. Так, в сентябре доля льготной ипотеки в выдачах на первичном рынке составила до 60%, в то время как в первом полугодии она находилась на уровне около 90%, говорится в материалах ЦБ.
Рыночная же ипотека дорожает. К примеру, в Сбербанке до 1 октября базовая ставка на приобретение вторичного жилья начиналась с 7,7%, теперь минимальный уровень — 8,1%. Все это — высокие ставки и прекращение льготной программы плюс рекордные цены на жилье — ведет к тому, что ипотека понемногу теряет свою привлекательность в глазах потребителя.
Но сильнее всего замедлится необеспеченное потребительское кредитование, считает Михаил Доронкин. Главную причину он видит в новых ограничениях Банка России, которые регулятор ввел 1 октября в попытке охладить рынок. По новым правилам банк обязан применять к новым ссудам повышенные надбавки, напрямую зависящие от показателя долговой нагрузки клиента: чем она выше, тем больше капитала направляет банк на выдачу кредита.
Андрей Спиваков из Райффайзенбанка и вовсе полагает, что в следующем году роста рынка не будет, а попытки ЦБ охладить рынок только помешают банкам.
Дмитрий Монастыршин называет конкретные цифры возможного замедления роста кредитного портфеля: «В 2022 году прогнозируем замедление темпов роста портфеля розничных кредитов до 12 процентов, корпоративных — до семи процентов (замедление почти в два — два с половиной раза относительно роста 2021 года. — “Эксперт”). Будет сказываться замедление темпов роста экономики, повышение ставок, ужесточение регулирования».
Фактором неопределенности остаются резервы, добавляет Михаил Матовников: в этом году банки их либо распускали, либо создавали на рекордно низком уровне. Как будет в 2022 году — пока неизвестно, ситуация с резервами будет зависеть от состояния заемщиков.
Но есть вероятность, что некоторые банки за счет выгодных предложений не заметят замедления и даже наоборот, отметят весомый рост своего кредитного портфеля. «Мы ожидаем нулевой прирост по рынку кредитования в целом, при этом отдельные игроки с сильными ценностными предложениями будут продолжать расти на десятки процентов», — полагает Андрей Спиваков. Под «сильными ценностными предложениями» он подразумевает те банковские продукты, которые наиболее выгодны и удобны для клиентов.
Банки — лидеры по приросту портфеля кредитов физлицам
Банки — лидеры по приросту портфеля кредитов юрлицам
Фото: Игорь Шапошников, Александр Рюмин/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl