«Гонки улучшают породу автомобиля» — это утверждение оказалось справедливым

ЭкспертАвто

Стаханов бы одобрил

«Гонки улучшают породу автомобиля» — это утверждение оказалось справедливым и для шахтного транспорта. С новым поколением «подземных джипов» выходит на этот специфический рынок компания «Ф-Моторспорт», известная своими багги для внедорожных гонок и армейского спецназа

Александр Астапов

Подземные выработки в соляных шахтах тянутся на многие километры. Пешком не походишь. И потому там не ходят, а ездят. И бригады добытчиков, и инженерный персонал. Но ездят или плохо, или совсем уж дорого — например, цена специального «подземного джипа» Paus Minca 5.1 (внешне похожего на американский инкассаторский броневик) начинается от 200 тыс. евро. Приходится применять для вспомогательных задач паллиативные решения. Например, упрощенные автомобили на основе грузовых агрегатов, а для перевозки двух–пяти человек — изрядно переделанные уазики, но и те и другие крайне некомфортабельны на подземных дорогах, напоминающих разбитый напрочь проселок. Да и из-за агрессивной среды служат такие машины год-два. Что сводит на нет экономический эффект от паллиатива.

А потому визит делегации с одной соледобывающей компании к известному своими кроссовыми багги Эдуарду Мымрину был логичен. Как и их предложение — разработать семейство транспортных машин для шахтеров с чистого листа. Начав с малого, пятиместного, «подземного джипа» для инженерного персонала.

Логичен — и необычен одновременно. До того все транспортные средства данного «калибра» или переделывались из внедорожников (как нижегородский «Курьер» из «УАЗа-Хантера»), либо (как упомянутая Minca или «Барсук» красноярского филиала голландской Hencon) создавались по тракторным канонам на агрегатах тяжелой самоходной техники и военных грузовиков. Получалось пусть крепко, но тяжело и неэкономично, чтобы возить всего пятерых. Да и дорого: специальные агрегаты, от вездеходных мостов до гидростатической трансмиссии, стоят заоблачно. Здесь же стояла задача получить минимальную стоимость эксплуатации за счет и цены самой машины, и снижения расхода топлива при сроке службы в те же пять лет, что и у «специалов» (или в два с половиной — три раза выше, чем у «переделок»). А потому «автогоночный» подход был и правильным с инженерной точки зрения, и рискованным своим первопроходчеством.

С ралли — под землю

Требования к шахтному транспорту крайне специфичны. Первое — коррозионная стойкость: соль безвредна для резины, а для организма даже полезна, но разъедает сталь и алюминий. Второе и главное: такая машина передвигается со скоростью до 40 км/ч. Больше ей нельзя согласно требованиям безопасности, поэтому требуется непривычный для «нормальных» автоинженеров абсолютный примат плавности хода над управляемостью. Остальные требования на этом фоне уже скорее детали — но тоже немаловажные. Пожаробезопасность — значит, только дизель и выхлоп через барботажный бак с водой (заодно снижает и его токсичность). Плюс защита экипажа от падения породы согласно международным стандартам FOPS (защита от падающих предметов) и ROPS (защита от опрокидывания). А еще максимальная маневренность.

Длинноходные подвески, мягкие пружины, высокопрофильные шины с «грязевым» протектором — всё для обеспечения плавности хода на разбитых дорогах на принятых в шахтах малых скоростях

Специфика «Ф-Моторспорт» с ее опытом в разработке и постройке спортивных и развлекательных (а также военных) багги здесь оказалась как нельзя кстати. Конструктивно перед нами классический багги, только пятиместный и для особых дорог. Пространственная рама из стальных труб (цельнотянутых бесшовных диаметром 40 мм), независимая подвеска с большими ходами колес (400 мм спереди, 300 сзади!) на двойных поперечных рычагах спереди и одинарных продольных сзади, дорожный просвет 350 мм — и задний привод. Его вполне достаточно при «задней» же развесовке и самоблокируемом дифференциале для проходимости по солевым дорогам, зато так проще, дешевле и надежнее. А в действие все это хозяйство приводит 36-сильный 1,5-литровый дизель Kubota от погрузчика, сблокированный с автоматической коробкой передач Jatco от «Лады». Но с отечественными «мозгами», чего не добились на ВАЗе и чем Мымрин заслуженно гордится. Для 2,8 тонн «живого веса», из которых 1,6 — снаряженная масса самой машины, и максимальной скорости 70 км/ч (ограниченной принудительно 40 км/ч) — необходимо и достаточно, в том числе потому, что мотор не обладает избыточной мощностью и работает в наиболее экономичном (и экологичном) режиме.

Нестандартный подход к машине требовал и неординарной внешности. Эту часть работы Эдуард Мымрин заказал известному питерскому дизайнеру Виктору Пунтусу (с которым он уже не раз сотрудничал — например, создавая багги для военных).

Пунтус с самого начала разработал дизайн большого семейства техники, включив в него и намного более крупные машины, пассажирские и грузовые. А у самого маленького (относительно, конечно, — 4,25×1,9×1,8 м) первенца, названного «Стахановец С5», внешность вышла «Defender в кривом зеркале». Функционально, узнаваемо — и без единой надуманной линии. Передний капот непривычно низкий: на заднемоторной машине он прикрывает только подвеску колеса да вспомогательные агрегаты, сзади же образовалась площадка размером 1×1,6 метра для груза массой до 300 кг, вокруг которой создали систему фиксации грузов с решетчатыми бортами. В процессе создания машины дизайн был несколько упрощен (скажем, отказались от пластиковых боковых сменных панелей в пользу сплошных из стального листа), что не помешало «Стахановцу» смотреться инопланетно на фоне конкурентов.

А в конструкторской проработке особое внимание уделялось антикоррозийной защите. Вместо краски — мягкое на ощупь антикоррозийное покрытие на основе полимочевины, наносимое в два слоя. Вместо тросов и тяг привода «газа» и селектора «автомата» — гидропривод. Радиаторы, жидкостный для двигателя и масляный для коробки передач, не алюминиевые, а медные. Многие детали из нержавейки: топливный бак и его горловина, трубопроводы, магистрали и барботажный бак, использование которого исключает появление пламени в выхлопе.

А вот узлы подвески решили не изобретать и разработать на основе гоночных — но с полностью переработанной кинематикой.

Пока прототип «Стахановца» проходит испытания, по итогам которых будет принято решение о доработках и постановке в серийное производство. В успехе проекта Эдуард Мымрин уверен: по надежности, ресурсу, удобству использования машина лучше конкурентов, а по экономичности и подавно. По его подсчетам, только на топливе получается экономия до 2,8 млн рублей в год при трехсменной эксплуатации в сравнении с ныне используемым «Курьером» (тем, что на базе УАЗа). Затраты на обслуживание (и ремонт — помним про низкое качество УАЗов) тоже деньги, а повышенная цена «Стахановца» «раскладывается» на втрое больший срок службы. А рынок таких машин — трехзначный только по РФ и Казахстану, если учесть, что не только соль добывают шахтным методом.

Возможных модификаций тоже много — и грузовые, и санитарные, и для спецоборудования. А в ближайших планах — удлиненная, восьмиместная версия, которая требует усиления рамы и подвески и, возможно, чуть более мощного двигателя. Дальше Эдуард Мымрин не решается заглядывать, хотя очевидно, что его (и Пунтуса) подход позволит масштабировать конструкцию и дизайн и на транспортные машины крупнее, включая «шахтерские маршрутки» на 24 человека. А опыт и его репутация в автогонках — залог создания надежных, легких и экономичных машин нового поколения. Как видим, гонки продолжают улучшать породу автомобиля. Даже столь своеобразного, как «подземные джипы».

Фото Дениса Филатова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Японцы запаслись даурской лиственницей Японцы запаслись даурской лиственницей

Японская компания выкупила допэмиссии акций российского лесопереработчика

Эксперт
Осторожно, фантастика: 5 знаменитых авторов, чьи рассказы точно стоит прочитать Осторожно, фантастика: 5 знаменитых авторов, чьи рассказы точно стоит прочитать

Эти писатели стали настоящими виртуозами короткой фантастической истории

Популярная механика
Маркетплейсы открывают рынки Маркетплейсы открывают рынки

Российские производители товаров увеличили свои экспортные продажи

Эксперт
Высшая лига Высшая лига

Яркий эклектичный интерьер с французским шармом

SALON-Interior
Какое будущее нам готовит новый IT-класс Какое будущее нам готовит новый IT-класс

Езда на беспилотном такси и разговор с тремя ведущими инженерами «Яндекса»

Эксперт
Верю в любовь Верю в любовь

Марина Зудина – о взаимной любви, которая должна случиться хоть раз в жизни

Домашний Очаг
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Невероятные когнитивные способности шмелей: они умнее, чем мы думали Невероятные когнитивные способности шмелей: они умнее, чем мы думали

У пчел, быть может, и маленький мозг, зато они не лишены изобретательности

Популярная механика
Какая наука стоит за модными БАДами Какая наука стоит за модными БАДами

Рынок биологически активных добавок растет в мире и в России

Эксперт
Ментальность краба: что случилось со звездным фондом королевы инвестиций Кэти Вуд Ментальность краба: что случилось со звездным фондом королевы инвестиций Кэти Вуд

Почему Кэти Вуд — выскочка и её время прошло?

Forbes
Цивилизация родилась в пещере Цивилизация родилась в пещере

В Денисовой пещере 45 тысяч лет назад встретились три ветви человечества

Эксперт
«Натаха есть в каждом»: создатели сериала «Почка» о морали, коррупции и семейных узах «Натаха есть в каждом»: создатели сериала «Почка» о морали, коррупции и семейных узах

Создательницы сериала «Почка» — каково снимать сериал женской командой?

Forbes
Меньше мусоришь — меньше платишь Меньше мусоришь — меньше платишь

Система обращения c отходами в Японии базируется на заинтересованности граждан

Эксперт
Участники конкурса ImpactFuture рассказали о своих проектах Участники конкурса ImpactFuture рассказали о своих проектах

Как компании помогают жителям регионов строить успешную карьеру?

Forbes
Забью заряд я в скутер туго Забью заряд я в скутер туго

Успеет ли Россия запрыгнуть в вагон электромобилизации?

Эксперт
Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака» Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака»

Автомобили на военной службе

РБК
Ошибки кроя, которые дешевят образ: учимся избегать вещей с плохой посадкой Ошибки кроя, которые дешевят образ: учимся избегать вещей с плохой посадкой

Почему иногда образ смотрится дешево и как этого не допустить

Cosmopolitan
Театр без QR-кода: как посмотреть лучшие спектакли, не выходя из дома Театр без QR-кода: как посмотреть лучшие спектакли, не выходя из дома

О новых и самых интересных постановках спектаклей, которые можно посмотреть дома

Forbes
Женское счастье Женское счастье

Чего на самом деле хотят женщины?

Cosmopolitan
Ищем новый спорт: фехтуем с Мадонной, скачем с Хадид, серфим с Макконахи Ищем новый спорт: фехтуем с Мадонной, скачем с Хадид, серфим с Макконахи

Знаменитости, которые разбавляют скучные тренировки интересными активностями

РБК
“Я стала моделью, а мой вес – это моя изюминка” “Я стала моделью, а мой вес – это моя изюминка”

Эльвире Ишмуратовой многие говорили, что с таким телом красивой быть невозможно

Psychologies
Откуда в утопии свобода Откуда в утопии свобода

Утопия, помещенная Франсуа Рабле в его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Weekend
Защита против стресса Защита против стресса

Что можно сделать, чтобы почувствовать себя лучше?

Домашний Очаг
Читаем отрывок из новой книги Орхана Памука «Чумные ночи» Читаем отрывок из новой книги Орхана Памука «Чумные ночи»

Отрывок из книги Орхана Памука об эпидемии чумы на небольшом острове

РБК
Штрафы за ремень, разметку и чужую машины: как ошибаются камеры Штрафы за ремень, разметку и чужую машины: как ошибаются камеры

Новые ошибочные штрафы с камер: постановления приходят даже за чужие машины

РБК
Гости будущего Гости будущего

Как помочь ребенку найти себя, свое призвание?

Домашний Очаг
Как военные использовали насекомых в своих целях: 10 впечатляющих операций, которые провели пчелы, мухи и комары Как военные использовали насекомых в своих целях: 10 впечатляющих операций, которые провели пчелы, мухи и комары

Энтомологическое оружие впервые было использовано еще в античные времена

ТехИнсайдер
Удаленный доступ к компьютеру: топ-9 лучших программ Удаленный доступ к компьютеру: топ-9 лучших программ

Для удаленного управления компьютером придумано множество всевозможных программ

CHIP
Сколько калорий в курице: в филе, крылышке и других частях Сколько калорий в курице: в филе, крылышке и других частях

Какая часть курицы считается самой диетической

Cosmopolitan
Вся чешусь от тебя: что нужно знать о психосоматике аллергии Вся чешусь от тебя: что нужно знать о психосоматике аллергии

Действительно ли аллергия может быть связана с психосоматикой?

Cosmopolitan
Открыть в приложении