«Гонки улучшают породу автомобиля» — это утверждение оказалось справедливым

ЭкспертАвто

Стаханов бы одобрил

«Гонки улучшают породу автомобиля» — это утверждение оказалось справедливым и для шахтного транспорта. С новым поколением «подземных джипов» выходит на этот специфический рынок компания «Ф-Моторспорт», известная своими багги для внедорожных гонок и армейского спецназа

Александр Астапов

Подземные выработки в соляных шахтах тянутся на многие километры. Пешком не походишь. И потому там не ходят, а ездят. И бригады добытчиков, и инженерный персонал. Но ездят или плохо, или совсем уж дорого — например, цена специального «подземного джипа» Paus Minca 5.1 (внешне похожего на американский инкассаторский броневик) начинается от 200 тыс. евро. Приходится применять для вспомогательных задач паллиативные решения. Например, упрощенные автомобили на основе грузовых агрегатов, а для перевозки двух–пяти человек — изрядно переделанные уазики, но и те и другие крайне некомфортабельны на подземных дорогах, напоминающих разбитый напрочь проселок. Да и из-за агрессивной среды служат такие машины год-два. Что сводит на нет экономический эффект от паллиатива.

А потому визит делегации с одной соледобывающей компании к известному своими кроссовыми багги Эдуарду Мымрину был логичен. Как и их предложение — разработать семейство транспортных машин для шахтеров с чистого листа. Начав с малого, пятиместного, «подземного джипа» для инженерного персонала.

Логичен — и необычен одновременно. До того все транспортные средства данного «калибра» или переделывались из внедорожников (как нижегородский «Курьер» из «УАЗа-Хантера»), либо (как упомянутая Minca или «Барсук» красноярского филиала голландской Hencon) создавались по тракторным канонам на агрегатах тяжелой самоходной техники и военных грузовиков. Получалось пусть крепко, но тяжело и неэкономично, чтобы возить всего пятерых. Да и дорого: специальные агрегаты, от вездеходных мостов до гидростатической трансмиссии, стоят заоблачно. Здесь же стояла задача получить минимальную стоимость эксплуатации за счет и цены самой машины, и снижения расхода топлива при сроке службы в те же пять лет, что и у «специалов» (или в два с половиной — три раза выше, чем у «переделок»). А потому «автогоночный» подход был и правильным с инженерной точки зрения, и рискованным своим первопроходчеством.

С ралли — под землю

Требования к шахтному транспорту крайне специфичны. Первое — коррозионная стойкость: соль безвредна для резины, а для организма даже полезна, но разъедает сталь и алюминий. Второе и главное: такая машина передвигается со скоростью до 40 км/ч. Больше ей нельзя согласно требованиям безопасности, поэтому требуется непривычный для «нормальных» автоинженеров абсолютный примат плавности хода над управляемостью. Остальные требования на этом фоне уже скорее детали — но тоже немаловажные. Пожаробезопасность — значит, только дизель и выхлоп через барботажный бак с водой (заодно снижает и его токсичность). Плюс защита экипажа от падения породы согласно международным стандартам FOPS (защита от падающих предметов) и ROPS (защита от опрокидывания). А еще максимальная маневренность.

Длинноходные подвески, мягкие пружины, высокопрофильные шины с «грязевым» протектором — всё для обеспечения плавности хода на разбитых дорогах на принятых в шахтах малых скоростях

Специфика «Ф-Моторспорт» с ее опытом в разработке и постройке спортивных и развлекательных (а также военных) багги здесь оказалась как нельзя кстати. Конструктивно перед нами классический багги, только пятиместный и для особых дорог. Пространственная рама из стальных труб (цельнотянутых бесшовных диаметром 40 мм), независимая подвеска с большими ходами колес (400 мм спереди, 300 сзади!) на двойных поперечных рычагах спереди и одинарных продольных сзади, дорожный просвет 350 мм — и задний привод. Его вполне достаточно при «задней» же развесовке и самоблокируемом дифференциале для проходимости по солевым дорогам, зато так проще, дешевле и надежнее. А в действие все это хозяйство приводит 36-сильный 1,5-литровый дизель Kubota от погрузчика, сблокированный с автоматической коробкой передач Jatco от «Лады». Но с отечественными «мозгами», чего не добились на ВАЗе и чем Мымрин заслуженно гордится. Для 2,8 тонн «живого веса», из которых 1,6 — снаряженная масса самой машины, и максимальной скорости 70 км/ч (ограниченной принудительно 40 км/ч) — необходимо и достаточно, в том числе потому, что мотор не обладает избыточной мощностью и работает в наиболее экономичном (и экологичном) режиме.

Нестандартный подход к машине требовал и неординарной внешности. Эту часть работы Эдуард Мымрин заказал известному питерскому дизайнеру Виктору Пунтусу (с которым он уже не раз сотрудничал — например, создавая багги для военных).

Пунтус с самого начала разработал дизайн большого семейства техники, включив в него и намного более крупные машины, пассажирские и грузовые. А у самого маленького (относительно, конечно, — 4,25×1,9×1,8 м) первенца, названного «Стахановец С5», внешность вышла «Defender в кривом зеркале». Функционально, узнаваемо — и без единой надуманной линии. Передний капот непривычно низкий: на заднемоторной машине он прикрывает только подвеску колеса да вспомогательные агрегаты, сзади же образовалась площадка размером 1×1,6 метра для груза массой до 300 кг, вокруг которой создали систему фиксации грузов с решетчатыми бортами. В процессе создания машины дизайн был несколько упрощен (скажем, отказались от пластиковых боковых сменных панелей в пользу сплошных из стального листа), что не помешало «Стахановцу» смотреться инопланетно на фоне конкурентов.

А в конструкторской проработке особое внимание уделялось антикоррозийной защите. Вместо краски — мягкое на ощупь антикоррозийное покрытие на основе полимочевины, наносимое в два слоя. Вместо тросов и тяг привода «газа» и селектора «автомата» — гидропривод. Радиаторы, жидкостный для двигателя и масляный для коробки передач, не алюминиевые, а медные. Многие детали из нержавейки: топливный бак и его горловина, трубопроводы, магистрали и барботажный бак, использование которого исключает появление пламени в выхлопе.

А вот узлы подвески решили не изобретать и разработать на основе гоночных — но с полностью переработанной кинематикой.

Пока прототип «Стахановца» проходит испытания, по итогам которых будет принято решение о доработках и постановке в серийное производство. В успехе проекта Эдуард Мымрин уверен: по надежности, ресурсу, удобству использования машина лучше конкурентов, а по экономичности и подавно. По его подсчетам, только на топливе получается экономия до 2,8 млн рублей в год при трехсменной эксплуатации в сравнении с ныне используемым «Курьером» (тем, что на базе УАЗа). Затраты на обслуживание (и ремонт — помним про низкое качество УАЗов) тоже деньги, а повышенная цена «Стахановца» «раскладывается» на втрое больший срок службы. А рынок таких машин — трехзначный только по РФ и Казахстану, если учесть, что не только соль добывают шахтным методом.

Возможных модификаций тоже много — и грузовые, и санитарные, и для спецоборудования. А в ближайших планах — удлиненная, восьмиместная версия, которая требует усиления рамы и подвески и, возможно, чуть более мощного двигателя. Дальше Эдуард Мымрин не решается заглядывать, хотя очевидно, что его (и Пунтуса) подход позволит масштабировать конструкцию и дизайн и на транспортные машины крупнее, включая «шахтерские маршрутки» на 24 человека. А опыт и его репутация в автогонках — залог создания надежных, легких и экономичных машин нового поколения. Как видим, гонки продолжают улучшать породу автомобиля. Даже столь своеобразного, как «подземные джипы».

Фото Дениса Филатова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Лига справедливости Лига справедливости

Красивая модная пара — бизнесмен Александр Чистяков и певица Глюк’oZa

Tatler
Какая наука стоит за модными БАДами Какая наука стоит за модными БАДами

Рынок биологически активных добавок растет в мире и в России

Эксперт
Как же жарко! 10 причин жара, связанных со здоровьем Как же жарко! 10 причин жара, связанных со здоровьем

Что-то стало жарковато… Или только ты это чувствуешь?

VOICE
Маркетплейсы открывают рынки Маркетплейсы открывают рынки

Российские производители товаров увеличили свои экспортные продажи

Эксперт
Краски для жизни Краски для жизни

Минимальное вмешательство в планировку плюс творческий взгляд на палитру

Идеи Вашего Дома
Торфяной кризис в Ирландии — дитя «зеленой» повестки Торфяной кризис в Ирландии — дитя «зеленой» повестки

Ирландия под давлением «зеленых» отказалась от добычи торфа раньше срока

Эксперт
Хеликс-пирсинг: виды проколов ушного хряща, заживление и другие нюансы Хеликс-пирсинг: виды проколов ушного хряща, заживление и другие нюансы

Необычный вид пирсинга наружного хряща

Cosmopolitan
Японцы запаслись даурской лиственницей Японцы запаслись даурской лиственницей

Японская компания выкупила допэмиссии акций российского лесопереработчика

Эксперт
30 способов сделать ноги стройными — питание, лайфхаки и домашние упражнения 30 способов сделать ноги стройными — питание, лайфхаки и домашние упражнения

Как привести свои ноги в порядок?

Cosmopolitan
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes

Случаи, когда избранник оказался не тем, кем представлялся в интернете

Playboy
На своем магнитном поле На своем магнитном поле

Компания Philips локализовала в России производство высокопольных томографов

Эксперт
Почему я сделала аборт после долгих попыток забеременеть: откровенная история Почему я сделала аборт после долгих попыток забеременеть: откровенная история

История девушки, которая семь лет боролась с бесплодием, а потом сделала аборт

VOICE
«Критически важная задача — совершить урбанистическую революцию на востоке страны» «Критически важная задача — совершить урбанистическую революцию на востоке страны»

Как укоренить россиян на востоке и сделать макрорегион привлекательным для жизни

Эксперт
Детские роли популярных российских актеров Детские роли популярных российских актеров

Это были времена, когда актеры ходили пешком под стол

Maxim
Музей своего времени Музей своего времени

Как Государственный исторический музей собирал историю, а история меняла музей

Weekend
Пазолини, Джармуш, Тарантино: 7 киноальманахов знаменитых режиссеров Пазолини, Джармуш, Тарантино: 7 киноальманахов знаменитых режиссеров

Киноальманахи, к которым приложили руку знаменитые режиссеры

Esquire
Академик Виктор Матвеев: мы пытаемся проникнуть в замысел Творца Академик Виктор Матвеев: мы пытаемся проникнуть в замысел Творца

Академик Виктор Матвеев: почему он навсегда полюбил Дубну и как поймать нейтрино

Наука
Гравитационное красное смещение уловили на миллиметровой высоте Гравитационное красное смещение уловили на миллиметровой высоте

Для фиксирования гравитационного красного смещения понадобились атомные часы

N+1
Актриса Мария Мацель о «Перевале Дятлова», Берлинале и дружбе с Chanel Актриса Мария Мацель о «Перевале Дятлова», Берлинале и дружбе с Chanel

Интервью с актрисой Марией Мацель

Cosmopolitan
Синдром отложенной жизни: что это и как начать жить прямо сейчас Синдром отложенной жизни: что это и как начать жить прямо сейчас

Что делать, если вы будто не живете, а лишь готовитесь к жизни

РБК
Игровой задор Игровой задор

Как обстоят дела с геймингом в России?

Эксперт
Этери Тутберидзе: от фигуристки балета на льду до главного российского тренера Этери Тутберидзе: от фигуристки балета на льду до главного российского тренера

Как Этери Тутберидзе стала титулованным тренером в фигурном катании?

СНОБ
Мама, папа, я в космосе Мама, папа, я в космосе

Бывший директор Harrods Омар Файед рассказал о своих фантазиях и экспериментах

Tatler
10 хороших сай-фай фильмов, которые ты скорее всего пропустил 10 хороших сай-фай фильмов, которые ты скорее всего пропустил

Подборка для самых изысканных ценителей сай-фая

Maxim
Над ним смеялись современники: история о том, как Дарвин создал эволюционную теорию, которая подтвердилась через 100 лет Над ним смеялись современники: история о том, как Дарвин создал эволюционную теорию, которая подтвердилась через 100 лет

Как Чарльз Дарвин формировал свою научную теорию?

Популярная механика
Молодой орангутан во время эксперимента воспользовался каменным отщепом Молодой орангутан во время эксперимента воспользовался каменным отщепом

Биологи попытались научить приматов изготавливать и применять орудия труда

N+1
Как можно разбогатеть: 7 работающих способов Как можно разбогатеть: 7 работающих способов

Уверены, что ты задавала себе вопрос «Что сделать, чтобы разбогатеть?»

Cosmopolitan
Латинская Америка Латинская Америка

Найдут ли страны Латинской Америки свой голос?

Esquire
Открыть в приложении