Основа макияжа
Как продают и из чего делают косметику в России, рассказывает Наталья Ракоч, основательница марки Russian Beauty Guru.

Как изменился бьюти-рынок за последние пять лет?
Прежде всего изменились каналы сбыта. Сейчас в основном продажи косметики осуществляются онлайн. Время, когда главными на рынке были парфюмерные сети и мультинациональные компании с огромными бюджетами на телевизоре, закончилось. Любой локальный бренд, как, например, американский Max Factor или японский КАО, приходя на российский рынок, сразу искал дистрибьютора. И если он попадал на хорошего, все получалось, а если на плохого — увы. Позже гегемония перешла к розничным сетям, которые стали работать с брендами напрямую.
10 лет назад невозможно было представить, чтобы люди делали покупки онлайн, не тестируя продукт. В то время я занималась американским проектом, часто бывала в Штатах и недоумевала, как можно покупать косметику, о которой им рассказал какой-то блогер. И была уверена, что российские покупатели так безрассудно вести себя не будут. В итоге у нас все это прекрасно прижилось. Наша новая реальность — маркетплейсы, а также онлайн-магазин «Золотого яблока». Они проделали большую работу по формированию ассортимента, и сейчас это одна из сетей, которая оказывает серьезное влияние на рынок. Уральская сеть (первый магазин «Золотого яблока» открылся в 2004 году в Екатеринбурге. — Прим. ред.) стала лидером.
Это позитивные изменения?
Не могу сказать, что я большой специалист в онлайн-продажах, это вопрос к другим людям. Когда мы запустили дебютную монохромную «черную коллекцию», куда входили туши, бальзамы, палетка теней и подводка, первые полгода мы продавали ее исключительно онлайн, у нас не было офлайн-магазинов. В 2021 году люди забивали в поисковик «черная тушь купить Москва» и автоматически попадали на наш сайт, поскольку три слова из запроса полностью повторяли название нашей продукции. Таким образом наш сайт получил бесплатный трафик только за счет грамотного и точно продуманного продвижения. Сейчас так никто не ищет, покупатели сразу идут на маркетплейсы. Выбор нынешних покупателей зависит от того, как товар выглядит на картинке. И еще от настройки алгоритмов. Красивое фото и упаковка — гарантия хорошего объема продаж, а что внутри — вопрос, который отошел, к сожалению, на второй план.
Большая конкуренция и публичный негативный фидбэк покупателей не подталкивают производителей к повышению качества?
Косметическая отрасль в наше время в принципе производит хорошие продукты, но все же больше внимания уделяется маркетинговым характеристикам, чем качеству. Раньше все верили консультантам, статьям в журналах и шли с фото продукта в магазин. Сейчас это ушедшая эпоха. Больше нет авторитетов, нет желания следовать написанному, особенно в назидательном тоне. Бренды больше не учат конечного потребителя, а разговаривают с ним как с подругой. Покупатели ждут, что мы в дружеском, доверительном ключе поделимся с ними секретами. У них возникает доверие и лояльность к бренду. Это повышает продажи.