Может ли экономика быть солидарной. Часть 2*
Необходимо сменить главный ориентир с капиталистической прибыли меньшинства на солидарный пожизненный достаток большинства граждан
Январское послание президента РФ совпало с началом мирового распространения коронавируса и одновременным резким снижением мировых цен на нефть. На фоне этих событий мы наблюдаем существенное падение курса российской валюты.
Стало общепринятым считать основными причинами волатильности рубля и недостатков российской денежной системы в целом, во-первых, недооцененность рубля (примерно в два раза) и привязка его курса к долларовой цене нефти.
Не оспаривая правомерности такой постановки вопроса, мы все-таки видим главную причину и коренной порок всех мировых денежных систем, в том числе российской, в другом.
Как известно, современные деньги выполняют в рыночной экономике следующие пять функций:
- масштаб цен;
- средство обращения;
- средство платежа (кредитные деньги);
- средство накопления (сокровища);
- мировые деньги (резервные валюты).
Образно говоря, деньги — это кровь в сосудистой системе рынка. И если 1-я и 2-я функции денег обеспечивают беспрерывное функционирование рыночного организма, то 3-я, 4-я и 5-я способны создавать «тромбы» на пути их движения. Когда интересы производителей (реальный сектор экономики) и интересы владельцев денег (финансовая сфера) не совпадают, в экономике страны, как правило, начинается кризис. Кроме того, финансовый капиал, делая «деньги из денег» (экономические или финансовые пузыри), как показывает практика, доводит эти кризисы до мирового масштаба.
Солидарные деньги
В конце ХIХ века Сильвио Гезель сформулировал идею «естественного экономического порядка». Согласно этой идее, для рынка необходима денежная система, которая освободит экономику от подъемов и спадов, возникающих в результате негативного действия 3-й, 4-й и 5-й функций денег.
В разработанной Гезелем системе обращения деньги становятся государственной услугой. За пользование деньгами все граждане должны платить. То есть вместо традиционных банковских процентов предлагалось ввести небольшую плату. Эту плату он назвал демереджем, а сами деньги, свободные от процентов, — «свободными деньгами».
Мы будем называть свободные деньги с демереджем «солидарными деньгами» (СД). Тем самым мы хотим подчеркнуть, что СД, во-первых, вводятся в интересах всех граждан страны, а во-вторых и в связи с этим — должны служить строительству государства солидарных собственников.
Согласно теории Сильвио Гезеля, СД (в отличие от действующих сегодня) должны быть наделены лишь двумя функциями:
— мера стоимости;
— средство обращения.
Это позволяет им выполнять главное предназначение денег — эффективно и безотказно обеспечивать обращение товаров на рынке.
СД должны эмитироваться не Центральным банком России, а специально созданным советом по регулированию СД при президенте РФ, состоящем из представителей законодательной и исполнительной власти страны, а также представителей общественности. В обеспечение эмиссии на специальном счете должны депонироваться необходимые средства госбюджета, выделяемые под обеспечение СД согласно программам развития страны.
Количественно суммы СД должны рассчитываться и выпускаться в оборот строго под конкретные проекты, что по существу исключит инфляцию.
Как уже отмечалось, владение СД облагается специальным взносом — демереджем, который уплачивают все без исключения участники программы развития при наличии СД в их собственности на установленную дату платежа демереджа.
СД лишены ряда негативных качеств функционирующих в настоящее время денег.
Во-первых, в силу отсутствия у СД функции «средство платежа — кредитные деньги» становятся невозможными такие недостатки (органически присущие обычным деньгам), как взятки, откаты, нецелевое использование и т. п.
Во-вторых, в силу отсутствия у СД функции «средство накопления — сокровища» ни один субъект хозяйствования не сможет без ущерба для себя придержать их на своих счетах, вывести из оборота в корыстных целях и т. п.
В-третьих, в силу отсутствия у СД функции «мировые деньги» они не способны пересекать границу России и исчезать в офшорных зонах.
В то же время наличие у СД функции «масштаб цен» обеспечивает количественное балансирование макроэкономических пропорций в отраслях народного хозяйства на основе разработки межотраслевого баланса, а функция «средства обращения» позволит без каких-либо ограничений обеспечить своевременную и бесперебойную связь всех потребителей и производителей.
Практика применения ряда модификаций СД (свободных денег с демереджем) в регионах Австрии, США, Германии и Швейцарии показала следующее.
Во-первых, действующая денежная система и СД могут существовать параллельно. При этом СД будут использовать для обмена товаров и услуг, производимых в данном регионе. Обычными деньгами будут оплачивать всё, что будут закупать за пределами программ развития, если поставщики не захотят принимать СД.
Во-вторых, все субъекты хозяйствования в стране, зная, что определенный объем выпуска СД гарантирован эмитентом (государством), будут спокойно принимать СД в оплату товаров и услуг.
В-третьих, СД становятся реальным средством обращения, как и обычные деньги, но их невозможно придерживать или накапливать, поскольку каждый день, неделю или месяц с них взимается демередж. За счет демереджа скорость оборота СД увеличивается в 10–20 раз, так как все стремятся максимально быстро от них избавиться в обмен на необходимый им продукт.
Следует подчеркнуть, что эмиссия, оборот и использование СД не подпадают ни под один обязывающий Россию международный правовой ограничитель.
Рекомендуя применение СД в масштабе страны, мы исходим из того, что использование этого инструмента позволит в короткие сроки сформировать в России эффективную систему дополнительного финансирования экономики, по объему равную годовому государственному бюджету или превышающую его.
С наступлением эры тотальной цифровизации финансовой сферы введение СД в электронном виде становится реальной задачей. История с электронными расчетными средствами — биткойнами — наглядно это подтверждает. Однако биткойн, обладая пятью функциями традиционных денег, по сути, не имеет с СД ничего общего и лишь усугубляет негативные свойства современной валютной (денежной) системы, которая все больше напоминает финансовую пирамиду. Если у самой популярной валюты — доллара США — известен хотя бы номинальный эмитент, то криптовалюта в чистом виде «добывается» майнерами («горняками») из некоего алгоритма (надо вычислить некую хеш-функцию, которая позволяет сформировать новый цифровой код, являющийся мерилом получаемых биткойнов), который неизвестно кем разработан, неизвестно на каких компьютерах размещен, и неизвестно, кто является администратором всей этой пирамиды.
На наш взгляд, следует осторожно подходить к массовому применению биткойна в России, так как это может привести вовсе не к увеличению благосостояния большинства граждан, а к нарастанию хаоса в экономике и появлению криптоолигархов — новых финансовых олигархов.
Использование СД в России позволит не только помочь выполнить все социальные обязательства, изложенные в послании Владимира Путина, но и станет новым безинфляционным финансовым инструментом укрепления обороноспособности страны и роста благосостояния граждан.
Об итогах приватизации
В экономике государства солидарных собственников будут представлены два типа предприятий: 1) традиционные капиталистические предприятия и 2) солидарные предприятия, основанные на ассоциированной частной собственности граждан АЧСГ.
Мы разделяем позицию президента в том, что цивилизованно (без нарушения законов) созданные предприятия частнокапиталистической собственности, которые сегодня активно задействованы в общественном воспроизводственном процессе на территории России, должны быть надежно защищены законом. Мы являемся принципиальными противниками отъема или нового передела собственности в России.
В то же время мы понимаем, что в нашем обществе не снят вопрос об итогах приватизации и их возможном пересмотре. Ведь, по мнению экспертов, приватизация была проведена по заниженным ценам на государственное имущество и с явным ущемлением интересов граждан. Приватизационные чеки (ваучеры) в итоге не позволили гражданам стать собственниками, вывели на поверхность большое количество дельцов, воспользовавшихся тяжелым экономическим положением в стране. Поэтому уже в 1995 году в Госдуме поднимался вопрос о разработке закона о национализации, которому, увы, не было дано хода. Однако восстановление справедливости мы видим не в тотальной национализации, а во введении компенсационного налога.
Механизм компенсационного налога был эффективно применен Маргарет Тэтчер после проведения крупной приватизации в Великобритании. Смысл этого налога состоит в том, что с точки зрения интересов граждан России он будет являться компенсационным и будет применим к самым крупным состояниям, которые были получены в ходе приватизации. Это касается и залоговых аукционов, которые вызвали самую негативную оценку в обществе. В настоящее время президент страны, опираясь на специальный принятый закон, может исправить исторические несправедливости прошлого периода. При этом могут применяться различные способы расчета суммы этого налога, но направляться он должен в Фонд национального благосостояни (ФНБ) для использования при формировании безусловного базового дохода (ББД).
Солидарное планирование
При формировании модели экономики государственных солидарных собственников возникает проблема планового регулирования как деятельности хозяйствующих звеньев, так и народного хозяйства в целом.
В связи с этим солидарным собственникам предстоит разработать такую систему планирования, которая не только соответствовала бы, но и непрерывно воспроизводила общественно-экономические и демократические отношения, базирующиеся на солидарном саморегулировании (самоуправлении).
Это означает, что солидарное планирование будет отличаться, с одной стороны, от директивного централизованного планирования при социализме и, с другой стороны, от индикативного планирования при капитализме. Оно должно быть построено на подлинно демократической платформе, определенным образом сочетающей необходимую централизацию с децентрализованным приоритетным правом солидарных собственников принимать плановые решения и контролировать результаты их выполнения на всех уровнях управления солидарной экономикой. По существу, солидарный план является актом, в котором определены взаимные отношения и права, взаимные обязанности и ответственность субъектов планирования, взаимозависимость которых в сфере производства и распределения национального дохода получает воплощение в плане.
Основными субъектами планирования являются хозяйствующие звенья (саморегулируемые предприятия и организации, а также их объединения), муниципальные и региональные органы солидарной власти, федеральное правительство. Процесс планирования осуществляется поэтапно, снизу-вверх по вертикали хозяйственного управления. При этом обязательность выполнения плановых заданий должна быть обеспечена посредством заключения самоуправленческих соглашений (СС) между хозяйствующими звеньями и общественными договорами (ОД) с субъектами солидарной власти об основах плана. Система планирования на основе заключения СС и ОД практически отрабатывалась в экономике бывшей Югославии в условиях господства общественной (государственной) собственности.
Отличием предлагаемой нами модели является, во-первых, то, что она базируется на частной собственности, а во-вторых, сегодня появилась реальная возможность обеспечить согласование спроса и предложения товаров уже на плановой стадии в режиме онлайн, не прибегая к помощи государственных закупок, налоговых льгот, маркетинговых технологий и рекламы. Это стало возможным за счет того, что новейшему квантовому компьютеру достаточно трех минут, чтобы совершить вычисления, на которые современному суперкомпьютеру потребовалось бы десять тысяч лет. Следовательно, должна быть создана новая демократическая платформа макропланирования, главными субъектами которой будут не органы государственной власти, а непосредственно ассоциированные собственники — производители и потребители.
Особо следует остановиться на роли органов федеральной власти в системе солидарного планирования, то есть определить участки, на которых проявляется роль солидарно формируемого государственного аппарата, а также то, какие средства он может использовать, осуществляя свои функции. Приоритетны следующие функции: содержание армии; обеспечение обороны, независимости, целостности страны и внутренней безопасности; разработка предложений по стратегическим направлениям развития структур власти для политической и внешнеэкономической деятельности государства. Следовательно, в условиях государства солидарных собственников, в отличие от социализма, отпадает директивно-руководящая роль государственных органов при разработке и утверждении плана производства продукции, но на новую ступень оптимизации поднимется планирование использования ресурсов.
При разработке общенационального плана следует иметь в виду, что солидарное общество объективно заинтересовано не во всяком экономическом росте, а лишь в таком, который при существующем технологическом базисе способен обеспечить наибольший размер пожизненного достатка граждан.
О разработке бюджета
В своем послании президент поставил задачу расширения полномочий и реальных возможностей местного самоуправления. Решение этой задачи мы видим прежде всего в изменении логики разработки государственного бюджета России. Для того чтобы бюджет в наибольшей степени отвечал интересам граждан-собственников и чтобы все слои населения приобщались к бюджетному процессу, разработку бюджета целесообразно начинать с муниципального уровня. Именно здесь должны быть приоритетно сбалансированы доходная и расходная части местных бюджетов в целях нормального жизнеобеспечения проживающих на территории данного муниципального образования граждан. Только после этого следует формировать бюджеты субъектов федерации и страны в целом на государственные нужды, но уже за счет той части налогов, которую выделяют граждане-собственники на государственные нужды и деятельность государственных структур.
Новая налоговая система
В государстве солидарных собственников граждане должны самостоятельно и добровольно решать, какую часть принадлежащего каждому из них дохода и каким способом они будут направлять на оплату расходов, покрывающих общие нужды: оборону, управление совместными активами, социальную поддержку нетрудоспособных и другие. Именно такой подход к вторичному распределению (перераспределению) сможет обеспечить подлинную демократию налогоплательщиков, при которой налоговая система будет прозрачно и эффективно функционировать по принятым самими гражданам правилам.
Она должна полностью исключить любой чиновничий произвол при сборе налогов и использовании их на общественные нужды.
Движущей силой рыночной экономики являются частные интересы. Экономическое выражение частного интереса — личный доход гражданина-собственника. Чем бы ни владел гражданин-собственник — трудом, капиталом, ресурсами или знаниями — итоговым выражением его частных интересов будет личный доход. Поэтому единственным прямым налогом, при котором интересы гражданина и общества будут действовать однонаправленно, может быть налог на личные доходы граждан. Если растут доходы граждан, растут и общественные фонды. Когда базой налогообложения является показатель, отличный от личного дохода, возникает противоречие между интересами общества и гражданина. Это, в частности, относится к налогам на производственные ресурсы.
Переход рыночной экономики России на условия, в которых граждане получают личный доход за счет ББД, а одновременно от труда и других факторов производства, позволяет кардинально изменить принципы и механизм налоговой системы страны.
Во-первых, в новой системе произойдет смещение акцентов с налогообложения хозяйствующих субъектов в сторону налогообложения граждан — собственников факторов производства. При этом снижение роли (а в перспективе и полная отмена) налогообложения юридических лиц позволит устранить излишнюю регламентацию деятельности бизнеса и создаст благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Во-вторых, принципиально изменится налоговое администрирование: основные его функции перейдут к банковской системе страны под контролем ЦБ России. В-третьих, будет создана реальная основа для проведения бюджетной реформы, предусматривающей оптимальное сочетание налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В качестве основы построения новой налоговой системы страны мы предлагаем ввести единую систему национального налога, призванного заменить все отдельно функционирующие в настоящее время налоговые инструменты. Для этого необходимо сконцентрироваться на фискальном контроле денежных операций.
Подавляющая часть денежных операций в современной экономике совершается при помощи банков. Современные платежные системы позволяют быстро и эффективно совершать «обмен веществ» в рыночном организме. В то же время при движении денег в рамках банковской системы все процессы создания стоимости и образования доходов легко верифицируемы.
Сегодня эти три процесса разорваны во времени, что создает потенциальную возможность их несоответствия, а значит, и уклонения от уплаты налогов.
В результате применения новый налоговой системы повысится эффективность налогового администрирования и улучшится собираемость налогов. Вместе с системой налоговых депозитов это позволит быстро решить проблему дефицита государственного бюджета. Возникнет реальная возможность снизить налоговые ставки, а фискальная нагрузка на бизнес не будет превышать 25–30%. Резко упростится и сократится объем налоговой отчетности. Образно говоря, для организации налогового учета как крупного, так и малого бизнеса достаточно будет открыть в банке расчетный счет.
Большинство частных сбережений и финансовые ресурсы, работающие в тени, будут вовлечены в национальную банковскую систему, пополнят недостающие кредитные и инвестиционные ресурсы и существенно их удешевят. Будут созданы равные условия налогообложения всех субъектов хозяйствования, что уберет барьеры на пути эффективной кооперации и вертикальной интеграции бизнеса. Возникнут благоприятные условия для прихода иностранных компаний, которым некомфортно работать в нынешней экономической среде. Следует также отметить, что новая модель сможет адекватно регулировать сетевой маркетинг и сделки через интернет.
Несмотря на кажущуюся фискальную жесткость, предложенная модель снимает налоговый пресс с бизнеса и открывает большие возможности для его развития. Ведь стоимость, которая не выводится из официального оборота и реинвестируется, практически не подлежит налогообложению. И только тогда, когда заработанные средства направляются на потребление, в работу вступают налоговые ножницы. Причем ситуация «когда нет потребления, то нет налогов» не оборачивается проблемами для бюджета. Ибо сам факт приращения стоимости, независимо от ее дальнейшего использования, всегда сопровождается формированием соответствующего налогового депозита.
Немаловажно и то, что общество получает оперативные источники информации для макроэкономического анализа. Имея кодификацию счетов по отраслям и видам деятельности, специалисты смогут наблюдать экономическую динамику практически в режиме онлайн, в том числе в региональном разрезе.
На наших глазах Федеральная налоговая служба России под руководством Михаила Мишустина на высшем профессиональном уровне осуществила оцифровку действующей модели налогового администрирования. Этот ценный опыт, несомненно, должен быть использован при реформировании действующей налоговой системы.
Введение новой модели переместит фискальную нагрузку с производства на потребление, что будет способствовать повышению нормы накопления в национальном доходе и дополнительному увеличению темпов экономического роста.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемая налоговая система создает равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов и минимизирует уклонения от уплаты налогов, упрощает налоговый учет и существенно удешевляет налоговое администрирование. И для этого не надо превращать налоговые органы в силовые структуры и нагонять страх на граждан и предпринимательское сообщество.
Изменение роли банков
Предлагаемый подход повлечет за собой изменение роли банков. Что касается налоговых органов, то они будут проводить финансовый мониторинг основных соотношений (констант) между поступлением денег на счет и суммами налоговых платежей, между снятием денег со счета и суммами бюджетного возмещения. Этот мониторинг можно будет проводить через региональные отделения Банка России, контролируя соблюдение констант в целом по каждому коммерческому банку или его филиалу, и даже не прибегать при этом к мониторингу его конкретных клиентов.
Как мы видим, новая система налогообложения окажет существенное влияние на функционирование банковской сферы. Но этим предлагаемое нами реформирование этой сферы далеко не исчерпывается. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо перевести ЦБ России в солидарную АЧСГ и оставить центром рублевой эмиссии и регулятором валютного обращения в стране.
Коммерческие государственные и частные банки необходимо переориентировать с практики вознаграждения в виде процентного платежа на партнерское финансирование реального сектора экономики. Это означает, что банк приоритетно должен получать доход не путем взимания процента, а иметь свою долю от реализации предпринимательского проекта. При этом банки должны полностью разделять с предприятием не только прибыль, но и все риски проекта. Следовательно, лишь реальные результаты деятельности, а не установленная заранее ставка процента будут определять прибыль банков. По такому принципу довольно успешно работает исламская финансовая система. При этом принцип работы исламских банков не входит в противоречие с принципами рыночной экономики.
Переориентацию деятельности коммерческих банков на инвестирование реального сектора экономики и введение солидарных денег мы считаем реальным путем к оздоровлению и укреплению финансовой системы России.
Новая роль рынка
Общественный институт, который принято называть рынком, исторически в той или иной степени функционировал во всех известных нам социально-экономических формациях, начиная с рабства и заканчивая современным империализмом. Следует отметить, что этого не избежал и СССР, в котором рынок имел специфическую номенклатурную форму. Рыночная экономика, в основание которой заложены товарно-денежные отношения, всегда обслуживала прежде всего интересены господствующих классов: рабовладельцев, феодалов, буржуазии и советской партноменклатуры. Сегодня, в условиях глобализации, эта экономика подчинена крупнейшему национальному и транснациональному капиталу.
Применительно к созданию государства солидарных собственников вопрос об использовании рыночной экономики должен звучать следующим образом. Может ли рынок в сочетании с солидарным плановым регулированием работать в интересах всех граждан страны и обеспечивать им пожизненный достаток? Мы на протяжении всей статьи старались показать, что при использовании АЧСГ и солидарной трансформации действующих в России институтов рыночной экономики это может получиться.
Продолжение нынешнего социально-экономического курса, сочетающего, с одной стороны, державность (основанную лищь на буржуазной политической демократии), а с другой стороны, номенклатурный либерализм в экономике может в конце концов привести страну к такому же результату, как в одном из анекдотов советской эпохи. «Армянское радио спрашивают: что будет, если скрестить двести ежей и двести ужей? Армянское радио отвечает: получится двести метров колючей проволоки».
На наш взгляд, сегодня в российском обществе созрел реальный запрос на смену действующего курса.
Вместе с тем необходимо учитывать еще одно очень важное обстоятельство. В свое время один из ярчайших представителей экономической мысли русского зарубежья первой половины ХХ века Александр Билимович выступил с развернутой критикой марксистского учения. Он утверждал, что производственные отношения в значительной степени являются субстанцией, формируемой волей человека. Непонимание этого загоняет марксизм в тупик, так как он (марксизм) выводит идеи из производственных отношений, но сами эти отношения являются в значительной мере результатом идей. Последнее не отменяет сушественно определяющего воздействия на развитие истории экономических условий.
Как замечает Нобелевский лауреат 2006 года Мухаммад Юнус, «такая заинтересованность (только в прибыли. — Авт.) характеризует человека как одномерное существо, но на самом деле люди многомерны. Они могут быть одновременно как эгоистичными, так и бескорыстными. Но именно проявлениям бескорыстия не оставляет места существующая теория капитализма». Мухаммад Юнус также обращает внимание на то, что капитализм вырастил человека капиталистического, а нужно обратиться к человеку реальному.
Предлагаемая авторами модель экономической демократии обращается к человеку реальному, о котором еще в 1759 году в книге «Теория нравственных чувств» Адам Смит писал: «Заложенные в человеке от природы чувства совести и симпатии дают людям гарантию того, что они могут жить (и живут) вместе в упорядоченных социальных организациях».
Мы убеждены, что экономика, так же как реальный человек, должна иметь и тело, и душу.
До сих пор в нашей статье речь шла главным образом о теле экономики. Формат статьи не позволяет подробно изложить наше понимание содержания и взаимодействия души и тела экономики.
На наш взгляд, суть души демократической экономики — это солидарная этика. Ее формирование потребует прежде всего, отказавшись от слепого копирования западного опыта, осуществить кореную трансформацию действующей в стране парадигмы воспитания и образования граждан.
Мы уже являемся свидетелями того, как по душевному порыву некоторые предприниматели и лидеры бизнеса, пока, правда, в большинстве своем нероссийские (авторы надеются, что к моменту выхода в свет этой статьи будут и отечественные примеры), начинают перечислять немалые денежные средства на борьбу с коронавирусной эпидемией. Но вопрос в другом: пойдут ли они на то, чтобы в дальнейшем тратить свои доходы на преодоление голода, нищеты, охрану окружающей среды или на достойное медицинское обслуживание для каждого человека?
По нашему мнению, ответ на этот вопрос должны дать все граждане страны, став ассоциированными частными собственниками, получив в свои руки надежную «удочку» — демократическую модель солидарной экономики и раскрыв свою великую российскую душу.
*Первую часть см. в № 14.
Иллюстрация: Игорь Шапошников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl