Новая реальность: каким будет мир во время карантина и после него
О том, насколько важно принять ситуацию с карантином, как не сойти с ума от изоляции дома и в интернете и почему при этом не стоит рассчитывать на уединение, размышляет Ксения Наумова.
Кто-то еще сомневался, что хэштеги сильнее правительств? Так вот, теперь это официально: хэштег #stayhome во всем мире восприняли как директиву еще до того, как правительства начали вводить карантины и локдауны. И даже в Москве самоизоляция была модной еще до того, как стала распоряжением Собянина.
Да, вот он, невеселый словарь марта-2020: «самоизоляция», «социальная дистанция», «пандемия», «карантин», «локдаун». Еще мы тут придумали выражение «карантин-шейминг» — шторм обвинений в несознательности под любой фотографией с улицы. В Европе это уже полноценная параллельная эпидемия, Россия скоро догонит. Первой в этом жанре выступила Лариса Гузеева, но кто ее осудит.
Но давайте перепрыгнем через стадии отрицания и торга и сразу перейдем к стадии принятия. Есть ведь другой словарь 2020 года, вполне симпатичный. Часть населения крупных российских городов его неплохо освоила еще до того, как столицу посадили на жесткий карантин: «онлайн-фитнес», «зум-бары», «стрим-опера», «Instagram-мастер-классы», «Facebook-лайвы», «Twitch-концерты», «виртуальные выставки». Дети пошли в виртуальные школы, взрослые — в виртуальные офисы и уже которую неделю виртуально делятся впечатлениями и дают друг другу вполне реальные советы, как не сойти с ума от четырех стен, детей, жен, мужей, количества конференц-коллов за день, тревожности и инфопотока.
***
Раздел «коронавирус» уже вполне можно создавать не только на новостных сайтах, но и на сайтах про знаменитостей: даже несмотря на карантины, с каждым днем все больше из них оказываются «позитивными». За здоровье Льва Лещенко и принца Чарльза мы волновались больше, чем за свое собственное. Впрочем, в докарантинной жизни нас порой тоже больше волновал развод Анджелины Джоли и Брэда Питта, чем недоразумения в собственной личной жизни.
Кто из знаменитостей еще не заразился — не забывает напоминать о себе. Ведут в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) лайвы, как Майли Сайрус, Крис Мартин и еще сотни музыкантов по всему миру. Scooter даже устроили настоящий, а не домашний концерт, только с пустым залом: музыканты на сцене честно держат дистанцию в пару метров. Робби Уильямс поет караоке по заказу зрителей. Backstreet Boys записали карантинную версию «I Want It That Way» для телемарафона «Концерт в гостиной», организованного Элтоном Джоном. Шефы с мировыми именами не отстают — ведут мастер-классы: у себя на кухне можно приготовить целый ужин в четыре руки с Массимо Боттурой.
Музейная жизнь тоже бьет ключом: в европейских СМИ начали появляться рубрики типа «Виртуальный визит дня» — открывшиеся накануне эпидемии выставки не лишились посетителей, просто они стали цифровыми призраками. А не попал в музей — стань музеем сам. В России и мире набирает силу челлендж #изоизоляция, выросший из челленджа #tussenkunstenquarantaine, «между искусством и карантином», придуманного в Голландии: участники в домашних условиях воссоздают знаменитые картины.
Новые возможности — новое FOMO, то есть страх упустить что-то важное и интересное. Успеть всюду невозможно: виртуальная йога накладывается на лекцию по истории архитектуры брутализма, уроки хлебопечения — на вебинары по экономике, рабочие конференции назначают встык — ведь на то, чтобы переключиться с одного виртуального кабинета на другой, надо даже меньше времени, чем на то, чтобы перейти из одной переговорки в другую. Не записался на виртуальную экскурсию заранее — не попал: даже на них количество мест ограничено. А ведь еще надо прочитать все апдейты по пандемии — когда в Москве введут QR-коды и как они будут работать, какая из стран лидирует по количеству заболевших, у кого из друзей диагностировали «корону», как там дела в Швеции, которая пошла своим путем, и в Белоруссии, где Лукашенко предложил лечить всех работой в поле.