Цифровизация под давлением
Удаленная работа не спасет ИТ-индустрию. Мировой и российский рынок информационных технологий ждет спад спроса и дефицит инвестиций из-за кризиса предприятий реального сектора
Принято считать, что специалисты по информационным технологиям — одни из немногих, кто остался в выигрыше от нынешнего кризиса в связи с повышенным спросом на ИТ-услуги, связанные, например, со срочным переводом многих компаний на удаленную работу. Однако это не так: пандемия и экономический кризис наносят болезненный удар и по ИТ-рынку, о чем, в частности, заявила Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), которая обратилась к российским властям за помощью.
Клиенты тянут на дно
До нынешнего кризиса российский ИТ-рынок развивался вполне динамично: по данным международной консалтинговой компании Pierre Audoin Consultants (РАС), в прошлом году его объем составил 10,8 млрд долларов, на 9,4% больше, чем в 2018-м, и на 30% больше, чем в 2016-м (см. график). Однако сейчас дальнейший рост продаж ИТ-услуг и продуктов в России остается под вопросом: вполне возможно, что на фоне возможного снижения российского ВВП на 6–8% и экономических потерь, оцениваемых в 6–8 трлн рублей, ИТ-отрасль также может продемонстрировать отрицательные показатели развития и упасть как минимум на пять–десять процентов.
В последние годы российский ИТ-рынок рос динамично
Участники рынка говорят, что уже наметилось существенное снижение расходов на информационные технологии со стороны потребителей. «По некоторым оценкам, более пятидесяти процентов крупных предприятий уже пересмотрели свои ИТ-расходы на текущий год в сторону снижения. А среди компаний малого и среднего бизнеса, как мы полагаем, эта доля может превысить восемьдесят процентов, — говорит Александр Рожков, директор по продажам управления сервисов группы компаний Softline. — На принятие решений в области ИТ-расходов наложили отпечаток сразу несколько факторов: помимо пандемии коронавируса существенное влияние на заказчиков оказал фактор неопределенности на нефтяных и валютных рынках. Большинство организаций заморозили крупные капиталовложения в техническое обеспечение. Не последнюю роль здесь играет такой сдерживающий фактор, как сбои в логистических цепочках поставок ИТ-оборудования по всему миру. Прежде всего это связано с неполной загрузкой заводов-производителей и ограничением транспортных потоков между странами».
ИТ-бизнес зависит от компаний, многие из которых страдают от кризиса
Согласно оценкам РАС, основными потребителями российского рынка ИТ-услуг являются промышленность (25,1%), сектор госуслуг, образования и общественных учреждений (21,4%), банковская отрасль (20,9%), а также торговля, транспорт, телеком, коммунальные услуги (см. график 2). Снижение экономической активности выбьет из строя основную часть ключевых потребителей ИТ-отрасли. «Просела экономика в целом, а ИТ — это ведь обслуживающий сектор реальной экономики, — говорит Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании “Новые облачные технологии”. — Основная проблема текущего кризиса в том, что неизвестно, сколько он продлится и когда восстановится рынок для всех продуктов. Для общего состояния экономики крайне важно, как себя чувствуют граждане, малый и средний бизнес, а многие из них сейчас находятся практически в преддефолтном состоянии».
В мире остановка деятельности целых отраслей, связанных, например, с туризмом, уже больно ударила по ранее процветавшим информационным сервисам — Airbnb, Booking и др. «В России самые серьезные потрясения произойдут в области разработки программного обеспечения для туристической, транспортной, банковской и других отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, — прогнозирует Игорь Калайда, генеральный директор НИИ систем обеспечения комплексной безопасности. — Это связано прежде всего с падением платежеспособности заказчиков: уже сейчас понятно, что компании из этих сфер понесут колоссальные убытки и ИТ будут для них не на первом месте, нужно будет спасать бизнес».
Некоторые российские ИТ-компании уже оказались в тяжелой ситуации, например из-за остановки фитнес-индустрии. «Для нашей сферы деятельности карантин буквально за две недели обрушил продажи на девяносто процентов. Мы занимаемся автоматизацией фитнес-клубов и спортивных студий в России и СНГ, на нашем ПО работает каждый третий клуб в стране, и к сегодняшнему дню девяносто процентов индустрии не функционируют: фитнес-центры были закрыты в Москве 21 марта, а после почти во всех регионах, — с горечью констатирует Руслан Микитюк, директор по развитию компании “Лаборатория ПО”. — Фитнес — низкомаржинальный бизнес, и два-три месяца простоя смогут пережить не все. Мы готовимся к тому, что после карантина лишимся от сорока до пятидесяти процентов клиентов. Сейчас те, кто пользуется облачной версией продукта, просто приостанавливают обслуживание, наши сервера работают на пять-семь процентов от привычного объема. В настоящее время наша компания решает задачу сохранения команды, нам нужно удержать нашу разработку, а это дорогостоящие специалисты, нашу техподдержку и другие отделы. После кризиса нам многое придется начинать с нуля».
«Катализатор экономики»
В официальном письме, которое отправила в Минкосвязь АПКИТ (ассоциация объединяет ключевых российских игроков ИТ-рынка), говорится, что в условиях кризиса ИТ-индустрия страдает одной из первых из-за снижения покупательной способности клиентов и их затрат на непрофильную деятельность. «Спад в индустрии неизбежно приводит к отъезду высококвалифицированных программистов из России и к снижению возможностей по цифровой трансформации экономики, а также качества услуг в цифровом формате, в том числе государственных», — говорится в письме.
Для поддержки ИТ-отрасли ее участники, в частности, предлагают отменить штрафы и пени для ИТ-компаний за просрочку поставок по контрактам, вызванную обстоятельствами непреодолимой силы, ввести мораторий на 2020 год на включение ИТ-компаний в реестр недобросовестных поставщиков, обеспечить «зеленый коридор» для перевозки необходимых для ИТ-индустрии зарубежных товаров, перенести сроки реализации закона о предустановке отечественного ПО на смартфоны и компьютеры с 1 июля 2020 года на 1 января 2021-го, а также приостановить до окончания эпидемии или до конца года «разработку, обсуждение и принятие законопроектов и поправок к действующим федеральным законам, ухудшающим положение ИТ-отрасли», к которым, в частности, относится законопроект ФАС о расширении контролирующих полномочий ведомства в отношении результатов интеллектуальной деятельности. «Список мер возможной господдержки может достигать 30–50 пунктов, — рассказал “Эксперту” Николай Комлев, директор АПКИТ. — Среди основных — освободить на время от налогов и сборов, поддержать деньгами перспективные проекты, предоставить льготные кредиты, поддержать спрос на продукцию в виде помощи ее покупателям, мотивировать госзаказчиков на авансирование ИТ-проектов».
Да, в нынешних условиях буквально все отрасли считают себя пострадавшими и обращаются к правительству за помощью, но властям нужно определиться с выбором наиболее стратегически важных секторов экономики. «Принципиальные вопросы — кого и как поддерживать, — продолжает Николай Комлев. — Каждая отрасль, каждый сегмент борется за себя: мы самые пострадавшие, дайте нам денег, освободите от налогов, говорят они. Когда в языке госаппарата только две категории — наиболее пострадавшие и все остальные, естественно, что все стремятся получить статус пострадавших. Как нам быть с ИТ-индустрией, если в лексиконе государства нет статуса “катализатор экономики”?»
Принуждение к «цифре»
Впрочем, в нынешней сложной обстановке для ИТ-бизнеса все же есть и хорошие новости: кризисная ситуация может оживить некоторые сегменты ИТ-рынка. По данным международной аналитической компании IDC, глобальные расходы на ИТ-продукты и услуги сейчас оцениваются в 4,1 трлн долларов в год, и если до кризиса прогнозировалось, что мировой рынок ИТ ежегодно будет продолжать расти примерно на пять процентов, то свежие прогнозы IDC говорят, что глобальные расходы на ИТ упадут в текущем году на 2,7%. В частности, ощутимо, на 8,8%, снизятся расходы на обновление аппаратных средств (компьютеры, ноутбуки), в среднем на два процента уменьшатся затраты на ИТ-сервисы. Однако некоторые направления ИТ-рынка, вероятно, оживятся: например, IDC прогнозирует, что по итогам 2020 года в мире на 1,7% увеличатся расходы на программное обеспечение и на заметные 5,5% вырастут траты на инфраструктуру.
О позитивном влиянии на ИТ-бизнес говорят и российские участники этого рынка. «Пандемия изменит рельеф бизнеса, — считает Любовь Федюшина, руководитель управления маркетинга компании “СКБ Контур” (один из ведущих российских разработчиков программного обеспечения). — Многие люди почувствуют удобства удаленной работы, многие отрасли начнут активнее применять современные технологии и освоят бесконтактный формат. На мой взгляд, сильно изменится отрасль развлечений, обучения (в том числе школьного) и беспилотных технологий. Очень надеюсь, что что-то изменится в медицине».
«Мы прогнозируем, что пандемия выступит своего рода катализатором и ускорит понимание заказчиками неотвратимости цифровой трансформации, особенно в таких сферах, как культура, образование, здравоохранение, промышленное производство и безопасность, — соглашается Александр Рожков (Softline). — Можно не сомневаться, что после ее завершения резко возрастет спрос на цифровые маркетплейсы, платформы искусственного интеллекта и машинного обучения, автоматизацию бизнес-процессов (RPA), промышленную робототехнику, промышленный интернет вещей и сети 5G — те технологии, которые позволят минимизировать фактор зависимости организаций от традиционных бизнес-моделей и ограничений существующей ИТ-инфраструктуры. Мы видим, что традиционные здравоохранение и наука, будучи отраслями, оказавшимися на острие атаки с коронавирусом, столкнулись с явной нехваткой сертифицированных и эффективных платформенных решений в области сбора и анализа данных, прогнозирования развития ситуации в реальном времени, телемедицины и персонального мониторинга здоровья пациентов, оперативного и защищенного обмена данными медицинских исследований. Причем как в масштабе международного сотрудничества, так и на национальных уровнях. Муниципальные власти сталкиваются с отсутствием апробированных средств контроля и обеспечения общественной безопасности, такими как интеллектуальные системы геолокации и видеонаблюдения для контроля перемещений и выявления нарушителей карантинного режима в режиме реального времени. Есть спрос на многоканальные платформы для поддержки контакт-центров и волонтерских движений. Вероятно, в последующем больше будет уделяться внимания и цифровизации госуслуг, которые все еще оказываются в МФЦ».
Помимо снижения активности пострадавших от пандемии сейчас наблюдается и повышение спроса на отдельные виды ИТ-продуктов. «На мой взгляд, в нашей стране пандемия выступила катализатором перехода к цифре, но сама тенденция диджитализации началась давно, — отмечает Игорь Бонев, ведущий эксперт по внедрению инфраструктурных решений ИТ-компании КРОК. — В России сейчас особенно вырос спрос на два продукта. Первый — комплексные решения для безопасной удаленки: от VPN-систем до виртуальных рабочих столов. Все это нужно компаниям, чтобы обеспечить непрерывность бизнес-процессов, чтобы сотрудники продолжали работу из дома. При этом важно сохранить защиту корпоративной информации, которая может неизбежно пострадать в современных реалиях. Для функционирования всех решений необходимы значительные вычислительные ресурсы. Поэтому на втором месте по количеству запросов сейчас аренда мощностей (Hardware-as-a-service и Infrastructure-as-a-Service), при этом аналогичные тенденции наблюдаются в Европе и в США».
Проблема в том, что бизнес-процессы многих компаний оказались не готовы к нынешней кризисной ситуации. «Карантин всех загоняет в цифровой мир и делает дистанционную работу практически для всех категорий офисных сотрудников привычным делом, — говорит Дмитрий Буленков, вице-президент по продажам и маркетингу ИТ-компании “Рамакс”. — Однако такие резкие перемены таят в себе много сложностей: изменение режима коммуникаций должно сопровождаться и организационными изменениями, а для этого требуется значительно больше времени, чем просто дать сотрудникам доступ к инструментам для удаленной работы. Сейчас, как и в любые кризисные времена, наиболее динамично будут развиваться направления, которые могут дать быстрый эффект: оптимизация процессов, роботизация, мониторинг бизнес-процессов для повышения эффективности работы, решения для возможности сокращения персонала — вот направления, которые будут развиваться максимально динамично».
Наблюдатели и участники ИТ-рынка говорят, что нынешняя ситуация создала такой феномен, как «принуждение к цифре», когда компании волей-неволей должны использовать ИТ-решения, чтобы выжить. «В свое время в ходе одной из крупных забастовок общественного транспорта в Лондоне многие горожане были вынуждены пересесть на велосипеды, чтобы добираться до работы, — рассуждает Сергей Козлов, генеральный директор компании “Мегаплан”. — Позже, когда правительству удалось решить проблему с бастующими, оказалось, что трафик пассажиров общественного транспорта упал на двадцать процентов. Многие так и продолжили ездить на велосипедах. “Принуждение к цифре” звучит как насилие над пользователями, но на самом деле мы верим, что часть людей изменит свои привычки и модель поведения. Пандемия вытолкнет их туда, откуда они не захотели бы возвращаться. Часть людей не вернется в офисы, большинство компаний перейдет полностью на электронный документооборот, а управление командами во многих случаях будет дистанционным».
Фото: ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl