«Нужно просто быть любопытным». Директор ярмарки Cosmoscow о том, как бросила работу в банке ради современного искусства

Что нам хотят донести молодые художники и как начать разбираться в их творчестве

ForbesРепортаж

«Нужно просто быть любопытным». Директор ярмарки Cosmoscow о том, как бросила работу в банке ради современного искусства

Коллекционер и директор ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина рассказала Forbes Woman, что нам хотят донести молодые актуальные художники и как начать разбираться в их творчестве

Анастасия Андреева

Фото DR

Маргарита Пушкина более десяти лет занимала руководящую должность в банковской сфере, но заинтересовавшись современным искусством, сделала его не только своим хобби, но и профессией. В 2010 году она провела в Москве первую ярмарку современного искусства нового формата — Cosmoscow. С тех пор ярмарка проходит ежегодно и каждый раз собирает сотни галеристов и тысячи ценителей искусства со всего мира. Суммарная выручка от галерейных продаж на Cosmoscow в 2019 году составила €1,7 млн.

В 2015 году Пушкина вошла в список 100 главных людей в русском искусстве по версии The Art Newspaper Russia, в 2018-м – в число номинантов премии «Коммерсантъ. Инициативы» в категории «Личный вклад».

Почему вы решили уйти из банковской сферы, где долго и успешно работали, и заняться искусством?

Я действительно работала в банках, но у меня всегда было интуитивное ощущение, что это не совсем то, что мне интересно глобально. Параллельно с банковской деятельностью я в какой-то момент начала издавать журнал по архитектуре. Мы с мужем начали строить дом и встал вопрос, как строить, какие архитектурные решения выбирать. Мы обратились к профессиональным архитектурным бюро, я познакомилась с архитектурным критиком Григорием Ревзиным — и возникла идея журнала. Мы 10 лет этим занимались.

В этот период я встретилась со многими людьми из области культуры, арт-критиками, архитектурными критиками, и пошла учиться на историю искусства. Так я нашла то, что меня действительно искренне заинтересовало. Это очень большая удача для любого человека.

Когда вы поняли, что можете сделать новое увлечение своей профессией?

Я этого как раз не понимала, не было планов сделать из этого профессию. Я пошла учиться из интереса и не могла предположить, во что это может вылиться. У меня был уже такой опыт: когда я работала управляющим директором в инвестиционном банке «КИТ Финанс», генеральный директор предложил мне заняться корпоративной коллекцией. А потом я начала коллекционировать сама. Тогда я уже много встречалась с арт-профессионалами, галеристами, менеджерами, кураторами и много слышала разговоров о том, что в России и Москве не хватает ярмарки определенного типа. Все до того существовавшие форматы таких мероприятий сообщество по разным причинам не устраивали. Требовался более экспертный и профессиональный подход и международные коммуникации. И когда я в этот процесс погрузилась очень глубоко, я вдруг осознала, что из моего увлечения выросла очень серьезная профессиональная история. Так, не совсем предсказуемо для себя, я стала профессионалом и экспертом в области искусства.

И поняли, что, возможно, именно вы можете заполнить пустующую нишу и создать проект, который будет отвечать требованиям арт-сообщества?

Я начинала этот проект из любви к искусству, из интереса. Я очень глубоко погрузилась в процесс, очень серьезно к нему отнеслась, изучала международный опыт. Так мы вместе с нашей командой продвигались к пониманию того, как должна выглядеть профессиональная ярмарка. Сегодня мне — как любому человеку, который делает бизнес-проект, — приходится очень много заниматься всем чем угодно, только не самим искусством, содержанием и контентом. Чаще всего так и бывает, ты как оброк платишь за свою любовь, ты должен вникать во все процессы: менеджмент, коммуникации и так далее — для лучшего результата. Но я понимаю, что в любом случае моя эрудиция в области искусства и образование очень сильно помогают. Потому что у любого проекта в этой сфере кроме того, что его можно делать с точки зрения бизнеса и менеджмента, есть содержательная часть. Знания мне помогают уверенно коммуницировать, объяснять то, что мы делаем.

Как появилась концепция ярмарки? Столкнулись ли вы со сложностями в ее продвижении?

Концепция родилась в процессе работы над проектом. Каждый год — наш бренд существует уже 10 лет, а ярмарка в 2020 году будет восьмая — я понимаю, какая это веха была, что нового за это время мы добились и достигли. Нужно понимать, что кроме естественных вещей, связанных с развитием проекта, — узнаваемости, доверия, экспертизы, уважения со стороны арт-сообщества или признания — были и вызовы, которые мы не предполагали. Например, ввели санкции, а у нас проект международный. Безусловно, это все отразилось на том, как проект развивался. Мы в каждом конкретном случае принимали решения, концентрировались на чем-то главном. Таким образом концепция продолжает развиваться, потому что мы, действительно, международный проект, и уже очень заметны на международном поле. Мы изучаем опыт других подобных проектов — глобальных и международных — и придумываем что-то свое.

На какие зарубежные аналогичные проекты вы ориентируетесь?

Конечно, мне бы хотелось, чтобы через какое-то время Cosmoscow стала российским Art Basel. Это самая крупная, самая успешная ярмарка в мире. В этом году будет ее 50-й выпуск. Есть еще Frieze. Но у этих проектов экономика абсолютно другая. Существует список галерей, которые мечтают попасть в Базель. И участие галерей стоит совершенно других денег. Мы ориентируемся в первую очередь на то, что наша ярмарка имеет очень важное инфраструктурное значение для российского арт-рынка. Так как российский рынок находится в стадии развития и обладает огромным потенциалом, у нас есть постепенная стратегия в расчете на долгосрочные перспективы. Мы не стремимся увеличить количество галерей-участников до бесконечности — мы исходим из того, сколько наш рынок может воспринять. Но сегодня мы видим совершенно четкий тренд, что современное искусство интересно очень обширной публике.

Кстати, в этом году ярмарку Cosmoscow впервые включили в The Art Market — ежегодный анализ мирового арт-рынка, который готовят Art Basel и UBS. Этот отчет охватывает все аспекты международного рынка и освещает наиболее важные события за прошедший год.

Ярмарка Art Basel. Фото: Getty Images

Как вы для себя формулируете задачу? Познакомить галеристов, коллекционеров с новыми перспективными молодыми художниками?

У нас есть экспертный совет, который каждый год рассматривает заявки и приглашает к участию галереи, которые нам интересны. Это очень важное для нас принципиальное условие и отличие. Потому что в мире существует более 300 мероприятий ярмарочного типа, но серьезных отраслевых международных ярмарок, посвященных искусству, не так много. У каждой есть свое реноме и авторитет. Мы как раз делаем такую авторитетную платформу в области искусства в нашей стране, с целью объединить не только российских участников, но и международных. Это место, где представлено все самое лучшее, самое талантливое, самое профессиональное.

Ярмарка — это синергетическая платформа, которая объединяет многих игроков из сферы современного искусства, включая и некоммерческие институции. Три года назад мы учредили собственный фонд, который занимается поддержкой современного искусства. В рамках фонда мы делаем образовательную программу, осуществляем закупки российских художников в музейные коллекции. Мы уже делали закупки для Третьяковской галереи: была закуплена серия работ Андрея Кузькина, очень талантливого, хорошо известного российского художника. Мы вместе с музейными экспертами выбираем из их виш-листа, чем бы они хотели пополнить фонды. В прошлом году мы делали дар в пользу Московского музея современного искусства. Была закуплена большая инсталляция молодого российского автора Ильи Долгова. Два года назад пополнили коллекцию Пушкинского музея пятью работами известной российской художницы Таус Махачевой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Розовая дружба: прочные отношения фламинго длятся годами Розовая дружба: прочные отношения фламинго длятся годами

Фламинго формируют прочные социальные связи

National Geographic
Ломоносов, Шекспир и другие гении, которые увлекались алкоголем не на шутку Ломоносов, Шекспир и другие гении, которые увлекались алкоголем не на шутку

Говорят, что алкоголики — бездарные люди. Но исследования доказывают обратное

Cosmopolitan
Все, что вам нужно знать о Фриде Кало Все, что вам нужно знать о Фриде Кало

Яркие свидетельства биографии художницы, которые хранит ее дом-музей в Мехико

GQ
За пять минут до начала За пять минут до начала

Готовы ли регионы России к пику эпидемии?

Эксперт
«Это звоночек — стань эффективнее» «Это звоночек — стань эффективнее»

Как малому и среднему бизнесу оперативно встать на рельсы цифровизации

РБК
Те же грабли: чем 2020-й будет напоминать начало 1990-х Те же грабли: чем 2020-й будет напоминать начало 1990-х

С такой ситуацией экономика РФ имела дело лишь в 1992-м

Forbes
«Бил трубой, она упала». Автомобилист — о том, как крошил треноги «Бил трубой, она упала». Автомобилист — о том, как крошил треноги

После домашней разборки водитель выехал на дорогу и решил отомстить камерам

РБК
20 бесполезных фактов, которые помогут избежать неловких пауз во время обеда в ресторане 20 бесполезных фактов, которые помогут избежать неловких пауз во время обеда в ресторане

Универсальная шпаргалка для small talk-ов

Esquire
Идём на дно: чем грозит грядущее вымирание морской мегафауны Идём на дно: чем грозит грядущее вымирание морской мегафауны

Нынешнее сокращение биоразнообразия названо шестым массовым вымиранием в истории

National Geographic
“Изделие 279”: четырехгусеничный монстр для ядерной войны “Изделие 279”: четырехгусеничный монстр для ядерной войны

Один из загадочных проектов супертанка времен холодной войны

Популярная механика
Дорогие билеты, полупустые самолеты и уход лоукостеров: как мы будем летать после пандемии Дорогие билеты, полупустые самолеты и уход лоукостеров: как мы будем летать после пандемии

Как после пандемии и кризиса изменятся авиаперевозки

Forbes
Запертые: как не дать карантину разрушить ваши отношения Запертые: как не дать карантину разрушить ваши отношения

Рассказываем, как не убить друг друга на карантине и сохранить отношения

Cosmopolitan
10 грязных приемов в истории рекламы 10 грязных приемов в истории рекламы

Современная реклама — просто кладезь нравственности и чистоты

Maxim
На пороге крупнейшего передела собственности: кто на нем заработает? На пороге крупнейшего передела собственности: кто на нем заработает?

Передел собственности будет динамичным и агрессивным

Forbes
Минимум совещаний и полупустые кинозалы: как мы будем жить после самоизоляции Минимум совещаний и полупустые кинозалы: как мы будем жить после самоизоляции

Люди могут столкнуться полупустыми залами кинотеатров и виртуальными очередями

Forbes
Замечательный сосед Замечательный сосед

Жители мадагаскарского острова решили наладить дружеские отношения с животными

Вокруг света
Перманентный макияж бровей. Что это такое и сколько он будет держаться? Перманентный макияж бровей. Что это такое и сколько он будет держаться?

В моде густые брови, но если природа не наградила вас таковыми - решение есть

Cosmopolitan
Самоизоляция: создаем условия для изменений к лучшему Самоизоляция: создаем условия для изменений к лучшему

Как лучше адаптироваться к непростому периоду самоизоляции

Psychologies
Без вариантов Без вариантов

В начале карьеры Хавьер обещал матери не позорить старую актерскую династию

Glamour
В режиме натуропатии В режиме натуропатии

Пришло время обратиться к натуропатическим методам

Худеем правильно
Законы привлекательности: что притягивает нас друг к другу? Законы привлекательности: что притягивает нас друг к другу?

Можем ли мы заставить кого-то в нас влюбиться?

Psychologies
Как развивался мозг австралопитеков: новое открытие Как развивался мозг австралопитеков: новое открытие

Ученые воссоздали модель головного мозга двух детенышей афарских австралопитеков

National Geographic
Что, если бы Ан-225 “Мрия” был пассажирским: A380 на зависть Что, если бы Ан-225 “Мрия” был пассажирским: A380 на зависть

Ан-225 “Мрия” - самый большой и грузоподъемный самолет в мире

Популярная механика
Забытая трагедия ленинградского троллейбуса №2 Забытая трагедия ленинградского троллейбуса №2

Маршрут повышенной опасности

Maxim
Страна сказок Страна сказок

Где и как творилось волшебство советских мультфильмов

Караван историй
Как новенькая! Как новенькая!

Простые способы, которые запустят процесс очищения и омоложения организма

Лиза
6 блокбастеров, которым пророчили провал 6 блокбастеров, которым пророчили провал

Фильмы, которым критики пророчили провал, оказались самыми кассовыми

Maxim
Деменцию связали с совмещением определенных продуктов питания Деменцию связали с совмещением определенных продуктов питания

Для профилактики деменции важно сочетать между собой определенные продукты

N+1
От ценников до смартфонов и цветных ридеров: как развивается технология электронных чернил От ценников до смартфонов и цветных ридеров: как развивается технология электронных чернил

Рассказ о принципе работы электронных чернил, изобретателях и сферах применения

VC.RU
Открыть в приложении