Что нам хотят донести молодые художники и как начать разбираться в их творчестве

ForbesРепортаж

«Нужно просто быть любопытным». Директор ярмарки Cosmoscow о том, как бросила работу в банке ради современного искусства

Коллекционер и директор ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина рассказала Forbes Woman, что нам хотят донести молодые актуальные художники и как начать разбираться в их творчестве

Анастасия Андреева

Фото DR

Маргарита Пушкина более десяти лет занимала руководящую должность в банковской сфере, но заинтересовавшись современным искусством, сделала его не только своим хобби, но и профессией. В 2010 году она провела в Москве первую ярмарку современного искусства нового формата — Cosmoscow. С тех пор ярмарка проходит ежегодно и каждый раз собирает сотни галеристов и тысячи ценителей искусства со всего мира. Суммарная выручка от галерейных продаж на Cosmoscow в 2019 году составила €1,7 млн.

В 2015 году Пушкина вошла в список 100 главных людей в русском искусстве по версии The Art Newspaper Russia, в 2018-м – в число номинантов премии «Коммерсантъ. Инициативы» в категории «Личный вклад».

Почему вы решили уйти из банковской сферы, где долго и успешно работали, и заняться искусством?

Я действительно работала в банках, но у меня всегда было интуитивное ощущение, что это не совсем то, что мне интересно глобально. Параллельно с банковской деятельностью я в какой-то момент начала издавать журнал по архитектуре. Мы с мужем начали строить дом и встал вопрос, как строить, какие архитектурные решения выбирать. Мы обратились к профессиональным архитектурным бюро, я познакомилась с архитектурным критиком Григорием Ревзиным — и возникла идея журнала. Мы 10 лет этим занимались.

В этот период я встретилась со многими людьми из области культуры, арт-критиками, архитектурными критиками, и пошла учиться на историю искусства. Так я нашла то, что меня действительно искренне заинтересовало. Это очень большая удача для любого человека.

Когда вы поняли, что можете сделать новое увлечение своей профессией?

Я этого как раз не понимала, не было планов сделать из этого профессию. Я пошла учиться из интереса и не могла предположить, во что это может вылиться. У меня был уже такой опыт: когда я работала управляющим директором в инвестиционном банке «КИТ Финанс», генеральный директор предложил мне заняться корпоративной коллекцией. А потом я начала коллекционировать сама. Тогда я уже много встречалась с арт-профессионалами, галеристами, менеджерами, кураторами и много слышала разговоров о том, что в России и Москве не хватает ярмарки определенного типа. Все до того существовавшие форматы таких мероприятий сообщество по разным причинам не устраивали. Требовался более экспертный и профессиональный подход и международные коммуникации. И когда я в этот процесс погрузилась очень глубоко, я вдруг осознала, что из моего увлечения выросла очень серьезная профессиональная история. Так, не совсем предсказуемо для себя, я стала профессионалом и экспертом в области искусства.

И поняли, что, возможно, именно вы можете заполнить пустующую нишу и создать проект, который будет отвечать требованиям арт-сообщества?

Я начинала этот проект из любви к искусству, из интереса. Я очень глубоко погрузилась в процесс, очень серьезно к нему отнеслась, изучала международный опыт. Так мы вместе с нашей командой продвигались к пониманию того, как должна выглядеть профессиональная ярмарка. Сегодня мне — как любому человеку, который делает бизнес-проект, — приходится очень много заниматься всем чем угодно, только не самим искусством, содержанием и контентом. Чаще всего так и бывает, ты как оброк платишь за свою любовь, ты должен вникать во все процессы: менеджмент, коммуникации и так далее — для лучшего результата. Но я понимаю, что в любом случае моя эрудиция в области искусства и образование очень сильно помогают. Потому что у любого проекта в этой сфере кроме того, что его можно делать с точки зрения бизнеса и менеджмента, есть содержательная часть. Знания мне помогают уверенно коммуницировать, объяснять то, что мы делаем.

Как появилась концепция ярмарки? Столкнулись ли вы со сложностями в ее продвижении?

Концепция родилась в процессе работы над проектом. Каждый год — наш бренд существует уже 10 лет, а ярмарка в 2020 году будет восьмая — я понимаю, какая это веха была, что нового за это время мы добились и достигли. Нужно понимать, что кроме естественных вещей, связанных с развитием проекта, — узнаваемости, доверия, экспертизы, уважения со стороны арт-сообщества или признания — были и вызовы, которые мы не предполагали. Например, ввели санкции, а у нас проект международный. Безусловно, это все отразилось на том, как проект развивался. Мы в каждом конкретном случае принимали решения, концентрировались на чем-то главном. Таким образом концепция продолжает развиваться, потому что мы, действительно, международный проект, и уже очень заметны на международном поле. Мы изучаем опыт других подобных проектов — глобальных и международных — и придумываем что-то свое.

На какие зарубежные аналогичные проекты вы ориентируетесь?

Конечно, мне бы хотелось, чтобы через какое-то время Cosmoscow стала российским Art Basel. Это самая крупная, самая успешная ярмарка в мире. В этом году будет ее 50-й выпуск. Есть еще Frieze. Но у этих проектов экономика абсолютно другая. Существует список галерей, которые мечтают попасть в Базель. И участие галерей стоит совершенно других денег. Мы ориентируемся в первую очередь на то, что наша ярмарка имеет очень важное инфраструктурное значение для российского арт-рынка. Так как российский рынок находится в стадии развития и обладает огромным потенциалом, у нас есть постепенная стратегия в расчете на долгосрочные перспективы. Мы не стремимся увеличить количество галерей-участников до бесконечности — мы исходим из того, сколько наш рынок может воспринять. Но сегодня мы видим совершенно четкий тренд, что современное искусство интересно очень обширной публике.

Кстати, в этом году ярмарку Cosmoscow впервые включили в The Art Market — ежегодный анализ мирового арт-рынка, который готовят Art Basel и UBS. Этот отчет охватывает все аспекты международного рынка и освещает наиболее важные события за прошедший год.

Ярмарка Art Basel. Фото: Getty Images

Как вы для себя формулируете задачу? Познакомить галеристов, коллекционеров с новыми перспективными молодыми художниками?

У нас есть экспертный совет, который каждый год рассматривает заявки и приглашает к участию галереи, которые нам интересны. Это очень важное для нас принципиальное условие и отличие. Потому что в мире существует более 300 мероприятий ярмарочного типа, но серьезных отраслевых международных ярмарок, посвященных искусству, не так много. У каждой есть свое реноме и авторитет. Мы как раз делаем такую авторитетную платформу в области искусства в нашей стране, с целью объединить не только российских участников, но и международных. Это место, где представлено все самое лучшее, самое талантливое, самое профессиональное.

Ярмарка — это синергетическая платформа, которая объединяет многих игроков из сферы современного искусства, включая и некоммерческие институции. Три года назад мы учредили собственный фонд, который занимается поддержкой современного искусства. В рамках фонда мы делаем образовательную программу, осуществляем закупки российских художников в музейные коллекции. Мы уже делали закупки для Третьяковской галереи: была закуплена серия работ Андрея Кузькина, очень талантливого, хорошо известного российского художника. Мы вместе с музейными экспертами выбираем из их виш-листа, чем бы они хотели пополнить фонды. В прошлом году мы делали дар в пользу Московского музея современного искусства. Была закуплена большая инсталляция молодого российского автора Ильи Долгова. Два года назад пополнили коллекцию Пушкинского музея пятью работами известной российской художницы Таус Махачевой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Дом на озере Дом на озере

Современный фахверк с уникальным авторским интерьером

SALON-Interior
Место под солнцем Место под солнцем

Чтобы осмотреть Крым, не хватит и месяца

Лиза
Ученые создали квантовые точки, расстреляв графен потоком ионов Ученые создали квантовые точки, расстреляв графен потоком ионов

Графеновые островки (квантовые точки) сверхмалого размера

Популярная механика
Личные данные: что о вас знают Google и Facebook Личные данные: что о вас знают Google и Facebook

Что о вас знают интернет-гиганты и как используют полученную информацию

РБК
Российский стартап Miro привлек $50 млн от фонда с участием Цукерберга Российский стартап Miro привлек $50 млн от фонда с участием Цукерберга

Платформа для удаленной работы Miro привлекла $50 млн от фонда ICONIQ Capital

Forbes
«Список Мидаса»: кто из венчурных инвесторов получил в прошлом году 1900-кратную доходность «Список Мидаса»: кто из венчурных инвесторов получил в прошлом году 1900-кратную доходность

Эти инвесторы построили головокружительную карьеры

Forbes
«Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda «Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda

Почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка

СНОБ
Почему Меркель решила смягчить карантин в Германии Почему Меркель решила смягчить карантин в Германии

За этот успех крупнейшая экономика Европы расплачивается рецессией

Forbes
Как я работаю курьером в карантин: рассказ нашей героини из Санкт-Петербурга Как я работаю курьером в карантин: рассказ нашей героини из Санкт-Петербурга

В чем особенности курьерской работы и страшно ли работать во время пандемии

Cosmopolitan
Лика Мизинова. Гнездо для чайки Лика Мизинова. Гнездо для чайки

В своих рассказах Чехов много раз использовал реалии судьбы Лики Мизиновой

Караван историй
Сельдерей — новый имбирь: 10 продуктов для поддержания иммунитета Сельдерей — новый имбирь: 10 продуктов для поддержания иммунитета

Самый простой способ укрепления иммунной системы – коррекция питания

Cosmopolitan
«А вы воспитывать его не пробовали?»: что говорят родителям детей с аутизмом «А вы воспитывать его не пробовали?»: что говорят родителям детей с аутизмом

Как реагировать родителям ребенка с аутизмом на бестактные комментарии?

Psychologies
Мануэла Бортоламеолли о главных трендах, вкусах клиентов и работе с семьей Мануэла Бортоламеолли о главных трендах, вкусах клиентов и работе с семьей

Мануэла Бортоламеолли – о личной жизни и главных трендах 2020 года

Cosmopolitan
Донатисты и новациане: немилость к падшим Донатисты и новациане: немилость к падшим

Кто такие «новациане» и «донатисты»

Weekend
Предлагали секс и делали грязные намеки: актрисы о домогательствах режиссеров Предлагали секс и делали грязные намеки: актрисы о домогательствах режиссеров

Нашумевшая история с Харви Вайнштейном никого не оставила равнодушным

Cosmopolitan
Ты мой кумир! Ты мой кумир!

Вспоминаем, от кого мы сходили с ума в 1990-х годах

Лиза
Счастье быть женщиной Счастье быть женщиной

У многих из нас есть ложные убеждения и установки, мешающие наслаждаться сексом

Лиза
Владелицы бизнесов красоты и здоровья — о самых важных инвестициях Владелицы бизнесов красоты и здоровья — о самых важных инвестициях

На какие оздоровительные методики стоит обратить внимание?

РБК
Посидеть в своем углу: как и зачем нам нужно отдыхать от близких в условиях изоляции Посидеть в своем углу: как и зачем нам нужно отдыхать от близких в условиях изоляции

Находиться на карантине вместе с близкими — это и удовольствие, и испытание

Psychologies
Одобрено Роговым! Одобрено Роговым!

В этом номере мы поговорили со стилистом Александром Роговым о спортшике

Cosmopolitan
Кому на Руси жить тяжело: какие испытания переживают родители и дети в изоляции Кому на Руси жить тяжело: какие испытания переживают родители и дети в изоляции

Тяжелее всех в самоизоляции приходится родителям младших школьников

Forbes
Если вы любите Тарковского, обязательно посмотрите сериал «Рассказы из Петли» Если вы любите Тарковского, обязательно посмотрите сериал «Рассказы из Петли»

«Рассказы из Петли» — замечательная и почти исключительная фантастика

GQ
Каково это — проводить карантин в серферской деревне в Марокко Каково это — проводить карантин в серферской деревне в Марокко

О своей самоизоляции рассказал контрибьютор Егор Лапшов

Esquire
Не забывайте о приютах в период пандемии Не забывайте о приютах в период пандемии

Не можете пригласить к себе друга – приютите его

GQ
Харизма в любом весе: метаморфозы Ольги Картунковой Харизма в любом весе: метаморфозы Ольги Картунковой

Её имя не сходит с новостных лент: Картункова стала настоящей красавицей

Cosmopolitan
Продукты с плесенью: спасти или выбросить Продукты с плесенью: спасти или выбросить

Можно ли удалить заплесневелую часть продукта и съесть остальное

Здоровье
Метаанализ насчитал 10,6 процента левшей Метаанализ насчитал 10,6 процента левшей

Сколько среди людей левшей?

N+1
«Мы лишились 100% прибыли от концертов»: лидер группы Little Big о том, как изменится музыкальный бизнес после пандемии «Мы лишились 100% прибыли от концертов»: лидер группы Little Big о том, как изменится музыкальный бизнес после пандемии

Эпидемия серьезно подпортила планы группе Little Big

Forbes
Как отрастить волосы на карантине и потом жить с ними: берем пример с Киану Ривза, Джейсона Момоа и других Как отрастить волосы на карантине и потом жить с ними: берем пример с Киану Ривза, Джейсона Момоа и других

Что делать с прической, сидя в самоизоляции

Esquire
Открыть в приложении