Суперприложения уже здесь
Мобильные приложения «ВКонтакте» и банка «Тинькофф» уже сейчас можно назвать суперприложениями. Вскоре к ним добавится Super App от ВТБ
Суперприложения (Super App) уже появляются в России, и скоро их станет на одно больше. Уже сейчас мобильные приложения «ВКонтакте» от Mail.Ru и банка «Тинькофф» можно квалифицировать как суперприложения. Скоро к этому списку добавится суперприложение от банка ВТБ. Многие считают, что тренд на объединение различных приложений в одно пришел из Азии. Действительно, самыми известные и самые успешными суперприложения — китайские WeChat, Alipay и индонезийское Gojek.
Первый блин комом
Термин Super App и саму идею такого приложения придумал в 2010 году основатель BlackBerry Михалис (Майк) Лазаридис. Он описал Super App как «закрытую экосистему из множества приложений», которую люди будут использовать каждый день, так как им будет предложен бесшовный, интегрированный, контекстуализированный (клиенту предлагается то, что именно ему нужно именно сейчас, именно в том месте, где он находится) и эффективный пользовательский опыт. Интересно, что при этом именно Super App от BlackBerry не добилось успеха, во многом из-за того, что компания брала с клиентов деньги, при этом не расширяя список предлагаемых сервисов.
Создатели WeChat, Alipay и Gojek этих ошибок избежали. Сейчас никто из создателей суперприложений не использует выражение «закрытая экосистема». В большинстве случаев обязательное условие успеха суперприложения, помимо объединения множества приложений в одном, — интерфейс для подключения сервисов сторонних разработчиков. Нужно, чтобы другие компании могли быстро и без проблем встроить в Super App свои сервисы и онлайн-магазины. Кроме того, для успеха важно, чтобы пользователь, один раз авторизовавшись в суперприложении, мог пользоваться всеми сервисами. Если клиенту придется в каждом приложении авторизовываться заново и каждый раз вводить данные своей карты или счета, ценность такого суперприложения будет небольшой.
Есть еще одно интересное свойство успешных суперприложений, о котором иногда забывают, — максимальное использование всех функций смартфонов: системы отслеживания местоположения, голосового управления, сенсоров ориентации и тряски, камеры и прочих функций. Например, пользователю предлагают сервисы, расположенные рядом с ним, автоматически определяют адрес для вызова такси, смартфон считывает QR-код для оплаты товаров и услуг, а в WeChat одна из функций активируется встряхиванием телефона. Есть надежда, что российские разработчики суперприложений учтут зарубежный опыт.
Перед тем как говорить об отечественных Super Apps от Mail.Ru, Тинькова и ВТБ, нельзя не вспомнить о Сбербанке и «Яндексе». К сожалению, Сбербанк хотя и объявляет постоянно о запуске новых платформ, сервисов и услуг, комментировать возможность разработки суперприложения, которое их объединит, пока не готов. Это странно, так как с ресурсами Сбербанка как раз вполне можно было бы успешно реализовать мечту BlackBerry о Super App в формате «закрытой экосистемы». «Яндекс» тоже не комментирует вопросы, связанные с возможностью создания Super App. Впрочем, «Яндекс» был замечен в расширении функционала своих приложений. Например, через «Яндекс.Такси» уже можно заказать доставку продуктов и некоторых других товаров, а на «Яндекс.Картах» уже некоторое время отображается передвижение общественного транспорта (функционал приложения «Яндекс.Транспорт»).
Сделано в России
Mail.Ru объявила о постепенной трансформации приложения «ВКонтакте» в ноябре 2019 года. Впрочем, даже тогда это приложение можно было квалифицировать как Super App. «“ВКонтакте” уже давно функционирует как суперприложение, где есть мессенджер, новости, музыка, видео, игры, платформа мини-приложений и многое другое. А с помощью платформы VK Mini Apps, которая появилась в 2018 году, мы закрываем еще больше потребностей пользователя, — рассказывает руководитель платформы для разработчиков “ВКонтакте” Антон Циварев. — Уже сейчас в VK можно вызвать такси, заказать еду, купить товары, оплатить мобильную связь. На данный момент у нас более 13 тысяч активных мини-приложений. Аудитория платформы за 2019 год выросла в 14 раз, до 23 миллионов пользователей в декабре».
Ключевыми сервисами суперприложения в Mail.Ru считают все, что может понадобиться человеку начиная с того момента, когда он проснулся, и заканчивая тем, когда лег спать». Антон Циварев также отмечает, что такой важный компонент суперприложения, как социальная составляющая (социальный граф, сообщения, звонки, общение в сообществах), является преимуществом для «ВКонтакте». Если же каких-то сервисов не хватает, то за счет открытой платформы VK Mini Apps «ВКонтакте» дает возможность предоставлять услуги не только проектам Mail.Ru, но и стороннему бизнесу. Платежный функционал обеспечивается с помощью сервиса VK Pay (Деньги@Mail.Ru), у которого есть лицензия РНКО (расчетная небанковская кредитная организация).
«Тинькофф» объявил о запуске суперприложения в декабре 2019 года. Super App считается мобильное приложение «Тинькофф» начиная с версии 5.0. «Мы создали Super App на базе нашего мобильного приложения, которое уже давно переросло понятие классического мобильного банкинга, — рассказывает вице-президент по развитию лайфстайл-сервисов “Тинькофф” Анна Михина. — Суперприложение “Тинькофф” объединяет в себе классический онлайн-банкинг и другие финансовые и лайфстайл-услуги, которые закрывают практически все потребности повседневной жизни клиентов. С помощью суперприложения клиенты “Тинькофф” могут записаться на прием к врачу, в салон красоты, купить билеты в кино, на концерт, спектакль, квест, забронировать авиабилет, стол в ресторане, отель, купить цветы, косметику, заказать уборку на дом, выбрать подходящий торговый центр со скидками».
Super App от Тинькова построен на базе открытого маркетплейса. «Суперприложение “Тинькофф” — это одновременно и свой внутренний AppStore с мини-приложениями, и первый российский WeChat с партнерскими сервисами и услугами. Фактически это магазин мини-приложений внутри суперприложения. Через них внешние партнеры могут подключаться к нашему маркетплейсу с помощью нашего конструктора приложений и встраивать свои товары и услуги для клиентов “Тинькофф” прямо в интерфейс приложения, — объясняет Анна Михина. — Еженедельно приходят десятки запросов о подключении к сервису от новых партнеров. Причем это совершенно разные по роду деятельности компании — от аптечных до киносетей, от сервисов по доставке еды и выгула собак до образовательных платформ».
На 1 марта 2020 года мобильное приложение «Тинькофф» было установлено свыше 20 млн раз, число активных пользователей в месяц составило 5,3 млн, число активных пользователей в день достигло 1,9 млн.
ВТБ также объявил о создании лайфстайл-платформы (и суперприложения на ее основе) в декабре 2019 года. В одном суперприложении будут собраны сервисы вызова такси, доставки еды, бронирования ресторанов, покупка билетов в кино, театр, на спортивные мероприятия, покупка железнодорожных и авиабилетов. Одним из сервисов платформы станет «биржа баллов», где клиенты группы ВТБ и компаний-партнеров смогут конвертировать баллы между различными программами лояльности. Из финансовых сервисов на начальном этапе будут доступны платежи и переводы, кредитные продукты, виртуальные карты, а в дальнейшем и многие другие.
В ВТБ считают, что ценность для клиента возникает тогда, когда сервисы бесшовно интегрируются друг с другом, а вся система будет работать слаженно, как единое целое. «Мы будем встраивать банковские сервисы и лайфстайл-предложения наших партнеров в сквозные сценарии. Например, после того как пользователь купит билет в кино, Super App предложит ему добраться на каршеринге или такси, а затем заказать еду на дом. Наша главная задача — разработать самый удобный клиентский путь (customer journey map), собрав наиболее нужные предложения. Такое партнерство также отвечает потребностям наших b2b-клиентов, которым мы предлагаем интеграцию», — рассказывают в пресс-службе госбанка.
Суперприложение ВТБ будет доступно уже в конце этого лета. ВТБ предполагает инвестировать в разработку более двух с половиной миллиардов рублей. Согласно планам банка, к концу 2022 года число пользователей лайфстайл-платформы должно составить четыре миллиона человек.
Может показаться, что компании и банки, создавая суперприложения, ничего не выигрывают. Однако это не так. Суперприложения удерживают клиентов внутри экосистемы и привлекают новых, увеличивая клиентскую базу. В суперприложениях, как правило, используется платежная инфраструктура материнской компании, что увеличивает трансакционные доходы. В случае банков суперприложения позволяют оперативно предлагать клиентам кредиты для оплаты услуг и товаров сторонних компаний, кредитные карты и другие сопутствующие финансовые услуги.
Например, за счет своего суперприложения ВТБ к концу 2022 года планирует выпустить 500 тыс. банковских карт для пользователей платформы. К тому же, как отмечают в пресс-службе ВТБ, партнерство с b2b-клиентами строится на взаимовыгодной основе: с использованием перекрестных продаж, получением комиссии за новых клиентов и т. д. «Тинькофф» уже начал обсуждать с партнерами различные b2b-услуги, которые будут предлагаться в рамках работы с суперприложением. Можно будет привлечь к сотрудничеству службу доставки банковских продуктов, воспользоваться облачным колл-центром, привлечь аналитиков «Тинькофф», голосовых роботов и проч. Когда клиент доволен, он не уходит к конкурентам за дополнительными услугами — возможность заработать найдется всегда.
Фото: Сорокин Донат/ТАСС/. Коллаж: Кирилл Рубцов
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl