Оливье Рибе о перспективах развития интернета вещей и облачных технологий

ЭкспертHi-Tech

Мир сливается воедино

Вице-президент по межотраслевым проектам Dassault Systèmes Оливье Рибе — о перспективах развития интернета вещей, облачных технологий и инженерного программного обеспечения

Александр Механик

Исполнительный вице-президент Dassault Systèmes по межотраслевым проектам в регионе EMEAR Оливье Рибе

Мы все наслышаны об интернете вещей (IoT), а некоторые и о промышленном интернете вещей (IIoT). Хотя далеко не все понимают, что это такое и для чего. А ведь это системы, способные полностью изменить и наш образ жизни, и промышленность, потому что предполагают возможность общения вещей между собой без вмешательства человека: холодильник будет сам заказывать для вас продукты у такого же «бездушного» продавца, а станки будут сами решать, что и как обрабатывать, руководствуясь указаниями компьютера. Неотъемлемая часть развития интернета вещей — облачные технологии, ведь именно через облака будет происходить обмен, именно в облаках будут записаны программы управления, чтобы не загружать ими ваши компьютеры.

Dassault Systèmes — крупнейшая в мире компания по разработке инженерного программного обеспечения, того, что называется САПР и PLM-системы, с ней сотрудничают многие российские машиностроительные и энергетические компании. И старейшая в этой области, если такое определение применимо к компании, производящей самые современные и инновационные продукты.

Сейчас Dassault Systèmes активно занимается и интернетом вещей, и облачными технологиями. А кроме того, использованием искусственного интеллекта в инженерном проектировании, что принципиально меняет процесс проектирования.

Dassault Systèmes регулярно проводит в России конференции, на которых ведущие специалисты компании общаются с представителями российских компаний, использующих ее программные продукты, и рассказывают о новых разработках. В частности, в одной из конференций принимал участие Бернар Шарлес, президент и генеральный директор Dassault Systèmes (интервью с ним см. в № 47 за 2017 год). В этом году очередную конференцию 3DExperience Forum 2019 посетил Оливье Рибе, исполнительный вице-президент по межотраслевым проектам в регионе EMEAR (Европа, в том числе Россия, Ближний Восток и Африка). Мы встретились с господином Рибе, который рассказал нам, как развивается компания с учетом новых тенденций в инженерном программном обеспечении.

— Dassault Systèmes проводит свои конференции в России каждый год. В чем особенность нынешнего форума?

— Во-первых, у нас появляется все больше и больше клиентов, так как наш бизнес в России растет. Мы выходим на новые отрасли и новые рынки. У нас сильные позиции в аэрокосмической, оборонной, транспортной областях и в сфере машиностроения. Но есть и много новых отраслей, где мы активно развиваемся: энергетика, производство материалов, естественно-научная сфера, архитектура и строительство. Мы демонстрируем постоянный рост и развитие, а также ускоряем темпы своего роста в России.

На этой конференции много новых специалистов из большего, чем когда-либо, количества отраслей. Они приходят из международных корпораций и крупных местных российских компаний. С другой стороны, у нас сейчас очень много стартапов. Один из примеров — компания SkyWay. На пленарной сессии форума ее представитель продемонстрировал, каким образом эта компания использует платформу 3DExperience. Было показано, что при проектировке системы транспорта разрабатывается не только средство передвижения, но и его перемещение в пространстве — по сельской местности, тундре или, например, в пустыне. Компания показала, как проектировать всю систему в целом в зависимости от ее предназначения и как учитывать все процессы, которые происходят при ее эксплуатации. Наша платформа, которая раньше была только инженерным инструментом для проектирования, сейчас также является средой для моделирования процессов и бизнеса. И это новый результат, который мы демонстрируем сегодня.

Что касается собственно российского рынка, то наши программы не просто переведены на русский, они локализованы: мы интегрировали в них все местные правила, задачи, в них учтены специфика российского рынка. Надо отметить, что это был большой проект, так как Россия для нас стратегически важный рынок.

— Как вы сказали в одном из своих интервью, основная сегодняшняя проблема заключается в том, что необходимо разрабатывать продукты, готовые к интернету вещей. Означает ли это, что вы собираетесь сами разрабатывать эти продукты? Или вы как-то взаимодействуете с их производителями?

— Проблема в том, что, когда произносят слова «интернет вещей», его рассматривают как некую вспомогательную технологию. Мы в компании мыслим иначе. Мы даже не любим термин Internet of Things, IoT. Мы предпочитаем Internet of Experience — IoE, то есть интернет опыта. Когда изобретается новый автомобиль или проектируется новая фабрика либо медицинское устройство, оснащенное датчиками и связанное с внешними устройствами приема данных по беспроводным каналам, к процессу необходимо подходить с крайней тщательностью и осторожностью. Если разместить неправильный датчик в неправильном положении, то и полученные данные окажутся неверными. Так что на первом этапе мы разрабатываем продукты, которые необходимы для использования различной техники в среде интернета вещей: программное обеспечение, сами датчики, радиочастотное оборудование.

— Dassault Systèmes сама их разрабатывает?

— Да, для заказчиков. Далее в виртуальной среде на платформе 3DExperience мы тестируем, оцениваем, проверяем все эти продукты и смотрим, насколько точно и эффективно они работают. И только потом наши партнеры производят эти устройства и поставляют конечным пользователям. С их помощью автомобиль, медицинское устройство, фабрики подключаются к сети, и начинают поступать данные.

Многие люди, говоря об интернете вещей, подразумевают только данные. Они смотрят на статистический анализ, на данные об окружающей среде, о движении и так далее. Однако, если эти данные связать с физическим продуктом, это уже совсем другое дело: информация, поступающая от датчиков, вводится обратно в виртуальную модель. Например, когда человек пользуется машиной (каким угодно образом: продает, покупает, использует, ремонтирует), создается цифровой двойник этой машины. Это больше не линейный процесс, а циклический: из виртуального мира — в физический, из физического — в виртуальный, и так далее. И ценность в том, что мы не отделяем продукт и данные о нем. Вот в чем суть!

— Несколько лет назад многие специалисты предсказывали резкое, лавинообразное развитие интернета вещей. Этого не произошло. Почему?

— Интернет вещей пока не стал зрелой технологией. Стандарты еще не установились. Существует множество несостыковок между продуктами, данными, аналитикой, датчиками, сетями. Все компании, которые занимаются развитием этой технологии, идут своим путем, и на этом фоне возникают сложности.

О понятии «интернет вещей» мы часто слышим уже пять лет. Однако передача данных от машины к машине в системах АСУТП, СКАДа, UBC и других происходит давно. Действительно новый фактор — сенсоры, которые становятся все более компактными и которые можно устанавливать где угодно. При этом не требуется передавать все данные в единый центр обработки, так как стали возможны вычисления на границе сети. Появились облачные вычисления, которые позволяют масштабировать используемые вычислительные мощности как в большую, так и в меньшую стороны по мере необходимости. За последние пять–десять лет все это значительно усовершенствовалось. Но люди слишком много времени уделяют обсуждению технологий и слишком мало — их практическому использованию. Допустим, на основе данных становится понятно, что конкретный станок остановится через три дня шесть часов две минуты и три секунды. Если не подключить к этому процессу проектировщиков, ремонтников, производителей, то эти данные окажутся бесполезными. Они принесут пользу, только если приведут к конкретным действиям и к конкретному результату. Среда интернета вещей дает великолепные возможности для появления новых услуг, методов ремонта, способов монетизации. Тем не менее очень немногие компании расценивают интернет вещей как бизнес. Многие рассматривают просто как технологию, ИT. Но я уверен, что все изменится, рынок станет более зрелым и мы увидим современные интересные компании и способы применения этих новых возможностей, особенно в области машиностроения, в аэрокосмической, в оборонной областях и в сфере транспорта.

— Согласно исследованию, недавно проведенному Pricewaterhouse Coopers, ваша компания заняла третье место среди компаний — лидеров развития облачных технологий. Почему вы занялись этим? И что дает потребителям ваш программный продукт?

— Облако дает вам свободу и скорость. Вы можете масштабировать ресурсы в большую и меньшую стороны. Кроме того, можно решать, кто, чем и когда будет пользоваться. Не требуется устанавливать дополнительные материальные носители. Нужно просто иметь хороший компьютер, подключаться к сети, а остальные ресурсы находятся в облаке. Не только наши технологии, но и все облачные технологии резко облегчают доступ к ресурсам. Мы называем это механизмом демократизации ИT. Вычислительные ресурсы становятся более доступными по цене и просто физически для большего количества людей, в том числе с точки зрения технологий и финансов, так как расходы переносятся из капитальных затрат в текущие эксплуатационные расходы. Кроме того, облако облегчает совместную работу как внутри компании, так и между компаниями. Вы можете, например, предоставить поставщику доступ к сервисной компании, даже пригласить к себе в облако, чтобы они поработали над определенным проектом, а через три недели закрыть доступ. Такие возможности означают экономию и гибкость во всех отношениях, и в этом основные преимущества облака. Для Dassault Systèmes это означает еще и возможность выхода на более широкий круг потенциальных клиентов, потому что пользователи могут легко протестировать наш продукт.

— Одно из новшеств, которые представляет ваша компания, — использование виртуальной реальности при инженерном проектировании. Что это дает инженерам?

— Предположим, мы с вами работаем в некой компании. Возьмем, например, проектирование некой пластиковой бутылки. Наш руководитель дает задание: «Давайте сделаем новый дизайн для этой бутылки». Вы находитесь в Москве, я в Париже, а директор по маркетингу — в Испании. Предположим, вы являетесь проектировщиком, а я отвечаю за механическую часть. Сегодня этой группе трудно наладить совместную работу. С чего вы начнете? Вы станете проектировать в CATIA. Из CATIA вы будете получать данные и отправлять их мне по электронной почте. Я открываю сообщение, вижу дизайн и отвечаю: «Нет, так работать не будет! Вот эту маленькую деталь надо сделать поуже». После чего отправляю это все вам обратно. А сегодня вы из Москвы уже уехали в Нижний Новгород. То есть день мы уже теряем. Происходит дальнейший обмен письмами. Через три-четыре дня мы наконец заканчиваем работу. И тогда мы обращаемся к маркетологу, а он говорит: «Почему синяя? Я хочу красную!» И тогда наша работа начинается заново.

Десять лет назад, когда началась разработка платформы 3DExperience, мы хотели сделать так, чтобы все участники проекта — и вы, и я, и маркетолог — могли видеть результаты мгновенно. Такой подход позволяет совместно работать в распределенной группе. На двухмерном плоском экране можно увидеть трехмерную модель. Конечно, ее можно поворачивать, потому что модель трехмерная, но экран-то все равно плоский, двухмерный! Поэтому на платформе 3DExperience мы решили использовать виртуальную реальность. При использовании специальных очков вся рабочая группа может одновременно осмотреть проектируемый объект с любого ракурса в реалистичном трехмерном виде. Это полностью меняет способ мышления. На последней версии нашей платформы 3DExperience мы можем использовать виртуальную реальность непосредственно в процессе проектирования: вы рисуете, я смотрю, а маркетолог комментирует. Любые изменения можно вносить в реальном времени на основании только что полученной информации. Это очень мощное средство. Конечно, когда вы разрабатываете дизайн бутылки, это не так уж и незаменимо. Но если вы проектируете здание, тогда без этого не обойтись. Виртуальная реальность — это не игрушка и не развлечение, а фундаментально новый способ мышления, и он окажет серьезнейшее влияние на множество отраслей.

— Еще несколько лет назад, когда начиналась разработка таких изощренных методов цифрового проектирования, многие инженеры проявляли естественный консерватизм и недоверие. Насколько часто вам приходится сталкиваться с этим сейчас? Или консерватизм преодолен?

— Я не думаю, что это недоверие. Просто люди еще не обладают достаточными знаниями. Если инженер сам не попробовал виртуальную реальность, не проверил на своем опыте, то можно решить, что это детская игрушка. Однако после первого применения этого инструмента назад пути уже не будет, процесс станет естественным. С рождения мир воспринимается трехмерным, и вся жизнь проходит в трехмерном мире, именно в этих трех измерениях мы взаимодействуем. Почему нам для проектирования обязательно нужны мышка и клавиатура?

— В каких еще направлениях вы видите возможности развития инженерного проектирования?

— Мы уверены, что очень большие новаторские изменения произойдут в сфере материалов. Посмотрите на смартфон. Любая модель будет прямоугольной. Почему? Потому что внутри есть материнская плата. Она жесткая и тоже прямоугольная. Последние десять—пятнадцать лет разработчики старались уменьшать все процессоры и материнские платы. Но тем не менее по формату это был жесткий прямоугольник. Сегодня мы уже работаем с компаниями, которые говорят: «Мы сделаем все гибким». Такая технология называется In-Mold Structural Electronics (IMSE).

Решения IMSE объединяют печатную электронику, включая схемы, сенсорное управление и антенны, с дискретными электронными компонентами, такими как светодиоды для освещения, в трехмерные литые конструкции. При этом электроника полностью заключена в отлитый под давлением пластик. При такой технологии материнская плата может быть гибкой. Например, вместо жесткого прямоугольника экран можно сделать таким гибким, чтобы обклеить стены комнаты, изогнуть, скрутить. Для этого нам, кроме соответствующего САПР, моделирования электроники, радиочастотных систем и так далее, необходимо моделирование химических компонентов, из которых изготавливается пластик.

Пример из другой области. Для того чтобы покрасить самолет, требуется использовать несколько тонн краски. Но если изобрести краску, которая сможет защитить детали самолета при нанесении более тонкого слоя, что снизит вес краски наполовину, то увеличится и возможная дальность полета. И снова эти вопросы лежат в области материаловедения. Иными словами, химический мир, биологический мир, мир электроники, мир механики, которые раньше жили сами по себе, будут сливаться воедино. И мы к этому готовимся.

Предоставлено Dassault Systèmes

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Здорово, фанагорийцы! Здорово, фанагорийцы!

Как в современной России оживает античность

Русский репортер
Встреча века Встреча века

В Пушкинcком стартуют выставки коллекций Сергея Щукина и Fondation Louis Vuitton

Vogue
Изображая голод Изображая голод

Имитаторы эффектов ограничения калорий – что это за вещества

Популярная механика
Почему мужчины ненавидят наших подруг Почему мужчины ненавидят наших подруг

Почему мужчины часто недолюбливают женские посиделки? Чего они боятся?

Psychologies
Между солнышком лесным и «Металликой» Между солнышком лесным и «Металликой»

Почему Ольга Чикина все еще боится выходить на сцену

Русский репортер
«Дизайнерские дети»: как ученый из Китая открыл ящик Пандоры, отредактировав ДНК двух младенцев, — и пропал без вести «Дизайнерские дети»: как ученый из Китая открыл ящик Пандоры, отредактировав ДНК двух младенцев, — и пропал без вести

В ноябре 2018-го в Китае родились дети с отредактированной ДНК

Esquire
В Португалии обнаружена новая В Португалии обнаружена новая

Исследуя прибрежные скалы, экологи обнаружили странный разноцветный налет

Популярная механика
Секс-драйв: «майбах» в мире секс-игрушек — Womanizer InsideOut Секс-драйв: «майбах» в мире секс-игрушек — Womanizer InsideOut

Он черный. Стильный. И вытворяет такое

Cosmopolitan
«Убийственно красив»: зачем инцелы ложатся под нож хирурга «Убийственно красив»: зачем инцелы ложатся под нож хирурга

Красота требует жертв. В XXI веке на эти жертвы все чаще идут мужчины

Psychologies
Путешествуя с Чичиковым, Татьяной Лариной и другими героями русской классики Путешествуя с Чичиковым, Татьяной Лариной и другими героями русской классики

На чём ездили люди до изобретения двигателя внутреннего сгорания

Наука и жизнь
В центре Москвы готовится к открытию первый в России Curio Collection by Hilton В центре Москвы готовится к открытию первый в России Curio Collection by Hilton

Новый пятизвездочный Chekhoff Hotel Moscow

Cosmopolitan
Удержаться на плаву Удержаться на плаву

Вьетнамцы острова Фукуок. Все их существование связано с водой

Вокруг света
Голова в облаках Голова в облаках

Лучше гор могут быть только… небоскребы

Вокруг света
Фитнес на пляже Фитнес на пляже

На морском побережье обычные упражнения в разы эффективнее

Лиза
Как ноут подключить к телевизору через Wi-Fi Как ноут подключить к телевизору через Wi-Fi

Подключение ноутбука к телевизору по Wi-Fi без проводов

CHIP
Aston Martin Vantage Aston Martin Vantage

В Гейдоне покончили с унынием и монотонностью

Quattroruote
5 художественных галерей в Лондоне 5 художественных галерей в Лондоне

Эти лондонские галереи изменят ваши представления об искусстве

GQ
Когда нельзя идти на компромисс Когда нельзя идти на компромисс

Всегда ли стоит договариваться, идти на уступки и искать компромисс?

Psychologies
Сергей Агапкин «Терпеть не могу тупость» Сергей Агапкин «Терпеть не могу тупость»

Ведущий передачи «О самом главном» рассказал, как сохранять молодость и здоровье

StarHit
Наташа Рамсей-Леви о том, почему выбрала для показа Chloé Шанхай и возродила старый логотип Наташа Рамсей-Леви о том, почему выбрала для показа Chloé Шанхай и возродила старый логотип

Наташа Рамсей-Леви рассказала все о только что показанной коллекции

Vogue
5 фраз, которые стоит регулярно говорить партнеру 5 фраз, которые стоит регулярно говорить партнеру

Ободряющие фразы, регулярно произнося которые вы укрепите романтическую связь.

Psychologies
Грустный «Сторож». Новый фильм Юрия Быкова — о злых бандитах и тоскливых охранниках Грустный «Сторож». Новый фильм Юрия Быкова — о злых бандитах и тоскливых охранниках

Почему фильм Юрия Быкова «Сторож» получился не для широкого проката

Forbes
Натюрморт Михаила Ларионова и «Аэродром» Георгия Нисского — топ-лоты русских торгов Sotheby’s Натюрморт Михаила Ларионова и «Аэродром» Георгия Нисского — топ-лоты русских торгов Sotheby’s

На что обязательно обратить внимание на аукционе Sotheby's

Forbes
Художник, написавший iPhone: почему Джонатан Айв был так важен для Apple Художник, написавший iPhone: почему Джонатан Айв был так важен для Apple

Легендарный дизайнер Джонатан Айв покинет компанию Apple в конце года

Forbes
Можно ли мужчинам носить шорты в офис? Отвечают эксперты и известные женщины Можно ли мужчинам носить шорты в офис? Отвечают эксперты и известные женщины

Затрагиваем жаркую (во всех смыслах) тему и разбиваем стереотипы

Playboy
«Многоэтажки — это токсичный актив с коротким сроком жизни» «Многоэтажки — это токсичный актив с коротким сроком жизни»

Массовое строительство железобетонных многоэтажек — тупик для страны

Эксперт
Volkswagen Passat: Требует внимания Volkswagen Passat: Требует внимания

«Пассат» седьмого поколения и сейчас выглядит эффектно, да и оснащен неплохо

АвтоМир
Конспираторы: звезды, которые уже давно в браке, а мы и не подозревали Конспираторы: звезды, которые уже давно в браке, а мы и не подозревали

Мы вычислили женатых и замужних молчунов и спешим рассказать о них тебе

Cosmopolitan
Счастливого конца света: какой вышла долгожданная экранизация «Благих знамений» Нила Геймана и Терри Пратчетта Счастливого конца света: какой вышла долгожданная экранизация «Благих знамений» Нила Геймана и Терри Пратчетта

31 мая на Amazon Prime вышел шестисерийный мини-сериал «Благие знамения»

Esquire
Что заставляет женщин все время просить прощения Что заставляет женщин все время просить прощения

Иногда женщины так часто просят прощения, что окружающим становится не по себе

Psychologies
Открыть в приложении