«Кричащее» наследие Эдварда Мунка на выставке в Москве
До 14 июля в Инженерном корпусе Третьяковки открыта выставка Эдварда Мунка, привезенная из музея художника в Осло. Forbes Life выяснил, почему Мунка обязательно нужно успеть посмотреть в Москве
Выставка Эдварда Мунка в Третьяковской галерее стала для зрителей открытием этого художника. Для большинства публики он казался автором одной картины.
Картина Мунка «Крик» — одна из самых известных и воспроизводимых в современном мире. После продажи «Крика» за $199,9 млн на Sotheby's в 2012 году стал самым дорогим произведением искусства, проданным на аукционах. Правда, рекорд продержался чуть больше года, но все же. Комментируя это событие, один из экспертов точно заметил, что заплатили за картину, а не за художника. То есть, «Крик» в массовом сознании победил своего создателя.
Поэтому не удивительно, что московская публика спешит в Третьяковскую галерею не на выставку Мунка, а увидеть «Крик». И уходит пораженная не изображением головастого человечка в ужасе бегущего от кровавого заката, тем более что на выставку привезли самый бледный, карандашный, вариант. И публика оказывается поражена именно художником. Его ранними работами о смерти, ревности, роковой любви и глубокой меланхолии; серией его автопортретов — от ранних демонических до поздних трагических; его удивительными по краскам и нетривиальным композициям пейзажами, его ярким царственным правящим миром «Солнцем».
Из Музея Мунка в Осло в Москву привезли и ранние, популярные его картины и поздние, совсем иные и по письму и настроению. Именно по ранним, 1890-х годов, вещам создавалось впечатление о художнике, как о человеке глубоко, до душевного нездоровья, травмированном, не понятым современниками, богемном прожигателе жизни, в быту и творчестве безнравственном. Это правда, но не вся.
Действительно, Мунк знал бедность, 26-летним поехал в Париж, а потом в Берлин на грошовую государственную стипендию. В Берлине осел на несколько лет (и там написал первый «Крик»). Бывало, не имея денег на железнодорожный билет, ехал зайцем, жил в захудалых гостиницах, соседствовал там со скульптором Густавом Вигеландом, тоже будущим норвежским классиком, и делил с ним проституток, напивался в хлам, умолял знакомых о нескольких кронах, чтобы купить красок и кисти.
И да, его много ругали. В 1886 году одна их первых публично выставленных в Христиании (теперешний Осло) его картин — «Больная девочка» — вызвала кучу упреков в небрежности исполнения, недоделанности. Хотя ее, как и другие свои картин, он много раз переписывал. Его первую выставку в Берлине в 1892-ом через неделю закрыли по требованию художников-традиционалистов, и опять не из-за сюжетов, а как эстетическое непотребство. Но скандал был тогда для художника благом, вскоре он обрел и поклонников, и меценатов, и заказчиков.