Древняя тайна в сердцевине ваших хромосом
Генетики нашли большие фрагменты ДНК вымерших видов человека в таком месте, куда до этого момента им было страшно заглядывать
Исследователи из университета Калифорнии в Дэвисе нашли в геномах людей куски древней ДНК — неандертальцев и еще одного неизвестного вымершего вида. То, что когда-то наши предки скрещивались направо и налево с представителями других ветвей человечества, — совсем не новость, и еще одна заметка об этом не может вызвать никакого желания дочитать ее до конца. Однако эта история совсем не о том, как ваш пра(пра)прадедушка любил все, что движется. Она скорее о том, почему следы первобытного распутства сохранились до наших дней. А чтобы в этом разобраться, нам придется мимоходом узнать об одном таинственном уголке нашего генома.
Как вычисляют предков
Половина хромосом у вас от мамы, половина от папы. А у папы и мамы — половина от бабушки, половина от дедушки, и так далее вглубь поколений. Теперь считаем: всего у вас хромосом 46, от мамы из них 23, от бабушки в среднем 11,5, а от прапрапрапрабабушки в среднем около 0,7. То есть, может, она и есть в вас, эта хромосома, а может, ее и нет. А уж от предка, жившего 20 поколений назад, вы с высокой вероятностью не получили ровным счетом ничегошеньки.
В этом расчете есть ошибка: на самом деле хромосомы не передаются как целое. В них происходят обмены между бабушкиными и дедушкиными участками, которые называются «кроссинговерами». На одну хромосому и на одно поколение их никак не меньше трех, а потому кроссинговеры успевают перемешать гены наших предков, так что уж хоть что-то мы от них, скорее всего, получили, как далеко в историю поколений ни углубляйся. Но есть и обратная сторона: чем дальше в прошлое, тем мельче нарублен винегрет из хромосом, полученных нами от тогдашних прародителей. И когда вы слышите, что «в генофонде европейцев 2% ДНК неандертальца», надо понимать, что речь идет о небольших кусочках хромосом, куда и целый ген навряд ли поместится.
И вот еще что: когда компании, зарабатывающие деньги на коммерческой геномике, сообщают вам, к примеру, что в вас 11% француза и 2% эвенка, следует иметь в виду, что речь идет в лучшем случае о статистике точечных мутаций, якобы унаследованных вами от гипотетических древних популяций. Ничего похожего на «французский ген» вы у себя, видимо, не найдете.
Генетики, занимающиеся происхождением и миграциями народов, делают чуть более надежные выводы, когда ориентируются на «гаплогруппы». Это части генома, в которых, в отличие от обычных хромосом, никогда не происходил никакой кроссинговер, а потому они унаследованы от предков (точнее, от одного из ваших многочисленных предков) в целости и сохранности. Такова Y-хромосома, передающаяся по отцовской линии, или митохондриальная ДНК — по материнской. Однако информацию, которую можно было почерпнуть из этого скудного источника, популяционные генетики, кажется, отжали уже почти насухо. Можно ли поискать в человеческом геноме еще что-то в том же