Минфин сыграл в поддавки
Привязка НДПИ к ценам нефти Brent вполне решает текущую проблему: как наполнить бюджет и вместе с тем сохранить для российских нефтяников свободу маневра
Изящное решение комплексной проблемы с ценами на российскую нефть Urals нашли на Ильинке: с апреля основные нефтяные налоги, НДПИ и НДД будут рассчитываться исходя из цены нефти сорта Brent с определенным дисконтом. Это даст возможность пополнить бюджет, по разным оценкам, на 500600 млрд рублей в текущем году — и в то же время отложит вопрос о прозрачном индикаторе цен на Urals. Последнее важно для российских нефтяников — чтобы они могли продолжать работать в условиях санкций, ценового потолка и т. д.
Невероятный дисконт
Налог на добычу полезных ископаемых — ключевой для российского бюджета, в 2021 году сборы только от НДПИ на нефть составили 6,2 трлн рублей (данные за 2022-й закрыты).
График 1. Дисконт между Brent и Urals достиг драматической величины
Для введенного в 2002 году НДПИ налоговой базой является количество добытых полезных ископаемых. Объем добычи умножается на ставку в рублях за тонну, определенным образом скорректированную с учетом мировых цен на нефть.
Такая специфическая (потонная) ставка была введена, чтобы бороться с трансфертным ценообразованием — продажей нефти дружественным компаниям по заниженной цене.
«Российский подход к налогообложению нефтяных компаний отличается, скажем, от норвежского, — говорит руководитель управления аналитических исследований IVA Partners Дмитрий Александров. — В нашем случае НДПИ вводился, чтобы получить налог прямо на скважине и от него нельзя было уклониться. Полноту уплаты НДПИ легче проверить: есть насосные станции, на скважине есть счетчики — можно посмотреть, сколько нефти добыли, у Минфина есть ценовой показатель, на который умножается объем добытой нефти».
Решение оказалось правильным: бюджет, а вслед за ним госсектор и вся экономика выигрывали от роста мировых цен на нефть.
Однако загвоздкой стал ценовой коэффициент. Долгое время для него использовалась цена российской нефти сорта Urals, рассчитываемая глобальным агентством Argus. Argus собирало данные об отправке партий российской нефти в Европу. Понятно, что после введения санкций, отказа европейских стран от нашей нефти, а потом и введения ценового потолка в декабре 2022 года европейский рынок сам по себе перестал быть прозрачным, а данные по поставкам российской нефти перестали быть в массе своей доступны сторонним наблюдателям, включая и Argus. Агентство сменило методику, но это не помогло. Дисконт Urals к Brent, раньше составлявший несколько долларов, якобы вырос до 30 долларов и больше (см. график).
«Сомнения касаются двух вопросов, — говорит Алексей Белогорьев, заместитель директора по энергетическому направлению фонда “Институт энергетики и финансов”. — Первый: действительно ли цена FOB (free on board, “на борту”) в Приморске, Усть-Луге и Новороссийске, которую показывает Argus, настолько низкая, не занижена ли она из-за несовершенства самой методологии? И второй: как объяснить дисконт между Urals и Brent в 30, а то и 40 долларов за баррель, если известно, что скидка в цене для конечного покупателя (например, в Индии) составляет обычно всего 510 долларов? Получается, что 2030 долларов с каждого барреля оседает где-то между портом отправки и портом поставки, то есть приходится на фрахт, страхование и трейдинг. Но это не выглядит правдоподобным».
Конечно, затраты наших компаний на продажу нефти выросли — из-за резко возросшего транспортного плеча, перевалки нефти в море, использования различных посреднических схем, снижения экономической эффективности самого танкерного флота и пр., соглашается Белогорьев. Но вряд ли настолько сильно. Кроме того, существуют неподтвержденные, но серьезные подозрения, что российские компании контролируют существенную часть стоимости, связанной как с фрахтом, так и с трейдингом своей нефти.
И вот еще важный момент: случайно или нет, но текущие котировки Urals, рассчитываемые Argus, отражают цену ниже потолка — и это в определенном смысле устраивает и компании, и правительство, отмечает эксперт: так у компаний нет проблем с фрахтом, а значит, и с продажей.
Считать станет сложнее
И вот Минфин сделал ход конем: с апреля для расчета НДПИ будет просто применяться цена Brent с дисконтом, который снизится с 34 долларов за баррель в апреле до 25 долларов в июле. Такой переходный период, считают в Минфине, позволит нефтяным компаниям адаптироваться к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals.
«Решение с вмененным дисконтом к цене Brent выглядит рабочим вариантом, — говорит Дмитрий Александров. — Конечно, можно было бы привязать НДПИ к восточному базису — цене нефти, поставляемой по ВСТО (сорт ESPO), к марке Sokol или к собственным ценам ФТС — и вообще не использовать никакие внешние котировки. Но объемы этих сортов, отгружаемые на Восток, все же сравнительно малы по сравнению с объемами, которые раньше отгружались на Запад». Важно понять, что некая «серая зона» в торговле российской нефтью все равно сохранится — и она должна быть, объясняет руководитель управления аналитических исследований IVA Partners. Конечно, можно было бы заставить перевести в российскую юрисдикцию все трейдинговые компании и фрахт, но это не имеет смысла: санкционное давление будет нарастать, а российский корабль легче будет арестовать — за компаниями, которые страхуют наши грузы, за кораблями с нашей нефтью «коллеги» будут приглядывать. Что же касается доходов нефтяных компаний от возникшей непрозрачности, то Минфин сможет косвенно видеть это, говорит Александров: если фрахт или трейдинг хоть как-то связаны с российскими нефтяниками, доходы так или иначе будут видны как «прочие финансовые доходы» в отчетности, и Минфин с учетом этих доходов сможет корректировать и модель расчета НДПИ.
Наконец, на товарной бирже СПБМТСБ регистрируются практически все внутренние сделки по продаже добытой в России нефти плюс экспортные отгрузки из портов и по трубе, что могло бы легко использоваться для создания ценового индикатора для российской нефти (подробнее см. «Русский Urals выходит на свет», «Эксперт» № 5 за 2022 год). Добавим, что по удобрениям та же СПБМТСБ видит не только первичный, но и вторичный рынок — возможно, эту практику можно распространить и на нефть. Наконец, учитывая опыт ФНС в создании системы АСК НДС, можно быть уверенным: внутри страны при желании налоговые органы могли бы увидеть всю цепочку поставок. Видимо, Минфин смущает непрозрачность именно зарубежных сделок с нашим сырьем. В любом случае ведомству придется пользоваться сразу несколькими источниками, чтобы понять, на какие суммы может претендовать российский бюджет.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl