Сага о Solstudio: рисунок, платок, цифровая печать
Пока одни сетуют на ушедшие из ретейла популярные бренды, другие воплощают в жизнь самые смелые фантазии — от собственных элитных марок до фабрик и новых маркетплейсов. В число таких смельчаков входит и текстильный холдинг Solstudio

Все начинается с принта. В книге IKEA «Узоры и люди» есть фотография: молодая женщина в брюках и бомбере из ткани с одним из популярных узоров компании — зеленые соцветия брокколи на фоне розовых полосок. Девушка-модель — Ида Петтерссон, дизайнер, придумавшая рисунок. Костюм, кстати, она тоже сшила сама. Эта фотография перекликается с другой, увиденной в социальной сети, — там запечатлена жизнерадостная блондинка в свитшоте и юбке из узорчатой ткани: на оранжевом фоне парят лошади, нагруженные туристами. Костюм — марки Radical Chic, принт — авторства бюро Solstudio Textile Design, ткань изготовили на фабрике цифровой печати Solstudio Industry. А блондинка — Александра Калошина, создавшая собственный бренд аксессуаров, дизайн-бюро и фабрику.
С Александрой Калошиной я познакомилась семь лет назад. В то время она, выпускница журфака МГУ им. М. В. Ломоносова и хозяйка ателье премиум-класса «Соль», открыла студию текстильного дизайна и запустила бренд женских аксессуаров Radical Chic. Пресса увидела в бренде потенциал модного дома Hermes с русским ДНК: качественные и оригинальные вещи могли с успехом заменить импортные аналоги, подскочившие в цене на фоне повышения курса евро. Сейчас под этой маркой выпускают не только платки и шарфы, с которых начиналась коллекция, но и другую одежду и аксессуары с узнаваемыми принтами. Рисунки для изделий Radical Chic придумывают в дизайн-бюро Калошиной.
Долгое время предпринимательница мечтала запустить цех для печати на натуральной ткани (до этого узоры наносились на ведущих итальянских фабриках, которые сотрудничают с брендами высокой моды). И мечта сбылась: начала работу фабрика Solstudio Industry, у которой сегодня уже более десяти тысяч клиентов. С появлением собственного производства бизнес начал развиваться и в направлении интерьерного дизайна, где традиционно есть много ценителей персонифицированных продуктов. Но Александра Калошина не остановилась на достигнутом: в ноябре 2022 года на фоне глобального падения спроса в российском ретейле она запустила цифровую платформу для поиска и печати рисунков на тканях по выбору заказчика.
Повелительница рисунка
Путь в текстильный бизнес Калошина начала с ателье «Соль», которое специализировалось на работе с тканями класса люкс, — в конце 1990-х годов это было в диковинку. В большинстве случаев охотнее покупали китайский текстиль по три доллара за метр, итальянский же по сто евро вызывал множество вопросов. Однако сотрудничество с ведущей итальянской фабрикой Carnet, которая создавала ткани для Valentino, Christian Dior, Balenciaga, позволило Калошиной войти в мир великих тканей, и в ее элитном ателье не было отбоя от клиентов. Но основательницу не устраивала роль агента европейских производств — она хотела сама придумывать узоры и материалы, из которых будет удобно шить. «Если бы я знала, как все будет сложно, вряд ли стала бы создавать студию дизайна и пытаться выйти на мировой рынок. Но мне помогла моя наивность», — вспоминает она.
В 2012 году Александра Калошина продала ателье за 800 тысяч рублей, а на вырученные деньги открыла дизайн-бюро Solstudio Textile Design, название которого — отсылка к ателье «Соль».
Калошина эффектно зашла в текстильную индустрию — почти сразу она привезла рисунки своего бюро в Париж: дважды в год во Франции проходит международная выставка Premier Vision, крупное мероприятие в сфере дизайна тканей. В то время попасть на закрытую выставку неизвестному участнику было трудно, но Александре повезло: она получила протекцию генерального директора конкурса, влюбленного в Россию. По словам предпринимательницы, «он был из аристократической семьи, у него были какие-то отдаленные русские корни, и перед выходом на пенсию он официально разрешил нам войти в состав участников».
Харак терна я черта принтов от Solstudio — хаотичность, порывистость. Начинающие российские художники не умели так искусно работать с орнаментом, как итальянцы, французы и англичане, у которых узор всегда упорядочен, красив, готов к печати. Рисунок московской студии не был перегружен элементами, как восточный, но и не казался таким простым и линейным, как западный, — получился срединный самобытный стиль. Идея аудитории понравилась, и уже на второй день выставки у Калошиной выкупили все 200 рисунков — то есть приобрели и ткани с принтом, и права на дизайн. В течение следующих восьми лет студия оставалась единственным участником выставки из России, привозя ежегодно до 400 новых принтов. Дважды в год работы Solstudio проходили строгий отбор и по его итогам размещались на ведущем стенде выставки, который задает вектор развития для всей индустрии моды.
Александра Калошина рассказывает, что у них до сих пор «самая цитируемая студия в Европе». Предпринимательница уверена, что мода — это не какое-то эфемерное ощущение, а жесткая аналитика, которую ведут европейские компании. Главная по аналитике — Worth Global Style Forecasting & Analytics (WSGN). Solstudio Textile — единственная российская компания, на работы которой они опираются. А если WSGN сказала: «Модно» — все в это верят и подхватывают тенденции. Сейчас Solstudio составляет свои цветовые прогнозы, анализирует развитие текстильной стилистики. Клиенты студии — производители ткани и одежды из 25 стран мира, включая Италию, Францию, Германию, Польшу, Великобританию, США, Китай, Японию, Турцию, ЮАР, Корею.
Радикальный платок
Интерес модного сообщества и коммерческий успех заставили Александру Калошину задуматься над конечным продуктом для пользователей. Рисунок от Solstudio Textile Design просился быть нанесенным на физический объект, который можно захватить с собой. Начала бизнесвумен с платков, позднее добавила сумки, головные уборы, косметички, маски для сна, футболки, костюмы, плащи. Всё из натуральных тканей: шелк, шерсть, хлопок, кашемир. Торговую марку назвали Radical Chic — так себя именует итальянская богема, которая умеет сочетать старые кроссовки с пальто от-кутюр. «Это словосочетание прекрасно ложится на наше сознание, на отечественную среду: все, что мы делаем, всегда чуточку радикально и всегда шикарно, мы всё выполняем на сто процентов, поэтому Radical Chic — это именно о нас», — признается Калошина.
Как и прежде, орнаменты придумывали в дизайн-бюро Solstudio. Владелица принимает активное участие в работе, формирует техническое задание для художников. Изучает мировые тренды в сфере рекламы, печати (обложки книг и музыкальных альбомов, пресса), заходит на сайты молодых художников. Поскольку Калошина владеет английским, итальянским, немецким и французским языками, она много читает по теме дизайна в первоисточниках. И потом все это воплощает в принтах, которые наносят на платок.
Со временем бренд превратился в визитную карточку Александры Калошиной. Сама она сравнивает платок с эмодзи и называет «книгой с рисунками, которую можно читать бесконечно». Принты Radical Chic — это не привычный павловопосадский орнамент. Есть, например, Girl Power — платок с изображением антуражного трактора в цветах, которым управляют женщины. Есть платок «Эксперт» — паттерн из разбросанных по ткани сов. В описании объясняют, что совы — эксперты в том, «как правильно говорить с начальником, где мгновенно найти информацию, как быть in vogue и при этом не разориться». А Libro — аллюзия на книжный шкаф московской семьи, в недрах которого хранятся прижизненные издания сочинений классиков.