Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Он мог обменять рупии, заработанные в Индии на съемках «Хождения за три моря», и махнуть гулять в Париж и Рим. Мог отказаться играть князя Волконского у Бондарчука, а у Козинцева — Гамлета. Разбиватель сердец, талант, главный красавец советского экрана. Над «Оводом» и «Сорок первым» рыдала вся страна, «Его звали Роберт» предвосхитил свое время. Впрочем, Олег Стриженов и сам предвосхитил его. Многие называли артиста гордецом, а он просто всегда был свободным человеком. Всегда, всю свою долгую жизнь.
«Глаза-то у тебя точь-в-точь как синь-вода», — говорит героиня фильма «Сорок первый» Марютка главному герою поручику Говорухе-Отроку в исполнении Олега Стриженова. Конечно, первое, за что полюбили зрительницы артиста, — это необычной красоты, цвета неба, глаза. «Советский Ален Делон» — сравнивали его в нашей стране с другим, зарубежным красавцем. Сам Олег Александрович, когда его называли героем-любовником, возмущался: «Я играл заглавные роли, но они настолько разные! Ну какой герой-любовник мой Ривера в фильме «Мексиканец» или робот в картине «Его звали Роберт»?!» Еще молодой Стриженов, прекрасно понимая, что ему сразу же определили такое актерское амплуа, старался бороться с этими киноштампами.

Мало кто знает, но первая роль артиста в кино — это небольшой эпизод в картине «Спортивная честь», которую никто уже и не помнит. А в 1954 году он снялся в главной роли в фильме по известному роману Войнич «Овод» и сыграл с таким темпераментом, что всем сразу стало ясно: в СССР теперь есть актер с внешностью западной звезды и русским характером, хотя он и играл итальянца. Революционно настроенный романтичный герой покорил сердца зрительниц.
Актера на эту роль режиссер Александр Файнциммер долго не мог найти, перепробовал, казалось бы, всех молодых артистов советского кинематографа. Прознав про это, его друг, театральный режиссер Николай Акимов, посоветовал: «Вызывай из Таллина актера местного Русского драматического театра Олега Стриженова. Он тебе и сыграет Овода». К тому времени начинающий артист, окончивший театральное училище имени Щукина в Москве, был распределен работать в Эстонскую ССР.
— Когда пробовали Олега, я находилась в гримерке киностудии, — вспоминала актриса Татьяна Конюхова, у которой в свое время был короткий роман с артистом. — Вдруг в комнатку ввалилась какая-та шумная компания, где был и Стриженов. Мне он показался таким рыженьким, в веснушках, светлые брови, светлые ресницы. «Тоже мне, итальянец», — подумала я тогда. И вдруг на моих глазах случилась магия. Волосы ему покрасили сажей, завили кудри, надели костюм. Откуда-то темперамент появился. Ну вылитый итальянец! И сыграл сцену так, что на пробах ему даже аплодировали, что бывает очень редко.
На съемочной площадке «Овода» Стриженов встретился с актрисой Марианной Бебутовой, которая сыграла его возлюбленную Джемму. Между молодыми артистами вспыхнул роман и за пределами съемочной площадки. Сразу после съемок они поженились. На премьерных афишах их писали уже под одной фамилией.
— Я «познакомилась» со Стриженовым на экране, когда, учась в десятом классе, увидела его в «Оводе», — вспоминает его третья супруга Лионелла Пырьева. — Это было нечто не похожее на то, что я до этого видела. В кино тогда произошел какой-то перелом в плане того, что появился новый герой с лицом, совершенно не похожим на то, что было.
Середина пятидесятых, начало хрущевской оттепели. Советский кинематограф явно нуждался в новом герое, и вот он появился — Овод в исполнении Олега Стриженова. Все молодые люди хотели быть похожими на этого бесстрашного красавца. Даже стала очень популярна «стрижка под Стриженова» с открыток с изображением артиста.

В следующем своем фильме «Мексиканец», где Стриженов сыграл уже мексиканского революционера Риверу, артист еще раз свел с ума зрительниц, показав свой голый торс. По сюжету его герой, чтобы заработать деньги на революцию, участвует в боксерском поединке. Актер отказался от дублеров и специально для съемок несколько месяцев тренировался с боксерами из сборной СССР. А в кадре его соперником был чемпион Геннадий Степанов. Для этой роли Олегу снова покрасили волосы в черный цвет. Снимали картину в Одессе и в Крыму, и под палящим южным солнцем бедный артист мучился: плавящаяся краска буквально прожигала голову. Но он терпел.
Кстати, во время этой работы в Ялте Стриженов познакомился с начинающей актрисой Лионеллой Скирдой. У них завязался роман. Однако из семьи уйти Олег не мог из-за дочери. А спустя несколько лет, когда все же решился, Лионелла была уже замужем за режиссером Иваном Пырьевым.
— Уникальная актерская фактура, уникальная! Многие голливудские актеры в подметки не годятся, потому что у него — идеальная внешность романтического героя, — делится Сергей Безруков, который сыграл с уже пожилым Олегом Александровичем в фильме «Вместо меня».
— Все его работы идеальные. Это настоящий герой.
Сам Стриженов на вопросы о редкой внешности приводил в пример отца, который, по его словам, был очень красивым. Офицер, высокий, стройный, с военной выправкой, хотя «из крестьян». По крайней мере, Александр Стриженов так указывал в документах, но есть подозрение, что таким образом он скрывал свое дворянское происхождение. А вот мама была действительно из дворянской семьи, училась в Смольном институте благородных девиц. То есть дворянская стать белого офицера у артиста не случайна.