Мэй Маск: «Я поняла, что Илон гений, когда ему было три года»
В издательстве «Бомбора» выходит книга «Женщина, у которой есть план», написанная Мэй Маск — матерью Илона Маска.
В тот момент, когда корабль Crew Dragon взлетел в космос, Мэй Маск по очевидной причине стала одной из самых важных женщин на Земле: именно она воспитала сына, которому удается решать невероятные по сложности технологические задачи. Но этим ее достижения не исчерпываются: кроме Илона у нее еще двое детей: Кимбал и Тоска; она профессиональный диетолог и модель с пятидесятилетним стажем. В интервью «Эксперту» Мэй рассказала о том, в какой атмосфере воспитывала своих детей, каких взглядов на диетологию придерживается и в чем секрет ее столь продолжительной карьеры в качестве модели.
— Что для вас значат достижения вашего сына и самое высшее из них — запуск в космос Crew Dragon?
— Я очень рада всему тому, что он делает для нашей планеты, тому, что улучшает жизнь людей, которые на ней живут. Впрочем, не только для планеты, но и для всей Вселенной.
— Каково это — быть матерью знаменитости? Когда это стало влиять на вашу жизнь?
— Когда он продал свою первую компанию: он купил мне дом, и я перестала беспокоиться об оплате аренды квартиры. Что касается повышенного внимания к моей персоне: я работала моделью на протяжении последних пятидесяти лет. Мое имя печатали на афишах, когда дети были еще совсем маленькие, и здесь мне не привыкать. Я всегда вела свой бизнес, и карьера моих детей никак на него не повлияла.
— В своей книге вы пишете о том, как важно поощрять увлечения детей. Вам всегда удавалось быть в этом последовательной?
— Я старалась поощрять то, что делают мои дети, и, хотя мне очень хотелось, чтобы моя дочь Тоска стала адвокатом, она меня не послушалась и стала заниматься режиссурой кинофильмов. И сегодня я рада, что она послушала не меня, а свое сердце. Сейчас, когда я встречаюсь со своими детьми, мы очень много смеемся, у нас схожее чувство юмора. Это помогает нам настроить связь друг с другом и отлично проводить время.
— Чувство юмора можно развить у детей? Как вы это делали?
— Хорошее чувство юмора было дано им с рождения. Иногда мы все вместе так смеемся, что у меня слезы выступают на глазах. Когда мне было тридцать два года, я жила с ними в общежитии университета. Они спали в спальне, а я — в пространстве между кухней и прихожей. И сейчас мы все вспоминаем то время как одно из самых веселых в нашей жизни. Мне трудно объяснить почему, но, может быть, потому, что мы всегда чувствовали себя семьей, поддерживали друг друга и ко всем трудностям, выпадавшим на нашу долю, относились с юмором. У нас не было денег, чтобы сходить в ресторан или в кино, мы ели в столовой при местной больнице, и дети до сих пор вспоминают те разваливающиеся гамбургеры, немножко странные на вкус, — мы вспоминаем их со смехом. В тот период для меня очень важна была учеба: я хотела стать экспертом в диетологии, чтобы помогать людям правильно питаться и таким образом лечить их от разных болезней. Мои дети до сих припоминают мне, как я их «обманывала»: они видели, как я глажу вещи, и хотели тоже погладить, а я им говорила, что позволю погладить, только если они их постирают. И они стирали все вещи в доме, чтобы потом в награду получить возможность их погладить. Сейчас говорят мне: здорово ты нас подлавливала — так, что мы убирали всю квартиру.
— Удается ли вашим детям проделывать тот же трюк со своими детьми?
— Мои дети — хорошие родители; конечно, не такие хорошие, как я (смеется), но этот трюк им не удается: мои внуки могут легко раскусить их уловку. Мы часто собираемся вместе: все трое детей и двенадцать внуков — и отлично проводим время друг с другом.
— Как вы для себя определили баланс между детьми и карьерой?
— Пока мои дети были маленькие, я работала дома — диетологом. Когда трудилась в качестве модели, нанимала для них няню, а если не могла этого сделать по каким-то причинам, то брала детей с собой и они сидели в первом ряду на показе, в котором я была занята. Конечно, воспитание детей очень замедляет карьерный рост. С маленькими детьми я не могла никуда улететь, чтобы, например, принять участие в конференции по диетологии. Мне приходилось от этого отказываться, но я все восполнила, когда они выросли. Как диетолог я была уверена в своей карьере, в том, что эта профессия будет меня кормить, но, если говорить о карьере модели, я не ожидала, что буду на своем пике в семьдесят два года.
— В какой момент вы поняли, что ваш сын Илон может стать выдающимся человеком?
— Я поняла, что Илон гений, когда ему было три года, а когда он сделал Zip2, убедилась, что Илон еще и может делать очень полезные вещи для людей. Когда же он продал Zip2 и занялся PayPal, мне стало ясно, что это еще лучше для человечества, чем Zip2: людям будет проще переводить деньги. Однажды сын пришел ко мне и спросил: «Мама, чем мне лучше заниматься: полетами в космос, электрическими машинами или солнечными батареями?» Я сказала, что не знаю, но попросила его выбрать что-нибудь одно. Он согласился и сделал по-своему. Я не хотела, чтобы он так много работал, потому что сначала он очень много работал над Zip2, потом — над PayPal, я же хотела, чтобы у него было свободное время. Но он решил, что ему не нужно свободное время и он хочет заниматься всеми тремя делами.
— Он всерьез вас об этом спрашивал или это была такая семейная игра: сын советуется с матерью, но при этом уже знает, что будет делать?
— Он начал с постройки ракет, но вскоре понял, что электромобили крайне необходимы миру, и только потому стал ими заниматься: это нельзя было откладывать.
— Вы преподнесли ему в детстве урок таймменеджмента, чтобы смог все успеть, или он сам научился рационально распределять свое время?
— Я точно не самый лучший наставник для него в таймменеджменте, потому что, с моей точки зрения, чтобы чтолибо успеть, надо что-то отложить, например электромобили или солнечные батареи. В шестидесятые, когда я была еще тинейджером, моя мать отправила меня на курсы — учиться печатать на пишущей машинке. Потом мне приходилось печатать спецификации для моего тогдашнего мужа, и ошибок делать было нельзя, иначе требовалось печатать все заново. Потом стали появляться первые компьютеры, и в них была программа, определяющая, насколько хорошо ты печатаешь: насколько быстро, насколько правильно. И первое время я превосходила в этом навыке Илона: могла сразу напечатать текст без ошибок, а он что-то удалял и печатал заново, его это задевало, и он не успокоился, пока не стал печатать лучше меня и не победил в нашем семейном конкурсе.
— Как ваши дети относятся к тому, что вы продолжаете карьеру модели?
— Мои дети привыкли к тому, что я модель. Они все время видели меня на страницах журналов. Для них это нормально. Они меня в этом очень поддерживают. Привыкли к тому, что я никогда не останавливаюсь. Но для их друзей это что-то невероятное: в семьдесят два года я супермодель, я на афишах и на билбордах. И мои внуки начинают привыкать, их это забавляет.
— Насколько распространена практика, когда модель продолжает свою карьеру и после семидесяти, или ваш случай — что-то из ряда вон выходящее?
— Глава агентства IMG, на которое я подписана, сказала: «Ты как первооткрыватель: просто врываешься в бизнес и задаешь новые тренды». Я надеюсь, что таких моделей, как я, станет больше.
— Что еще нужно, чтобы быть моделью в семьдесят два?
— Раньше, чтобы стать моделью, надо было быть высокой, худой, привлекательно выглядеть и обладать приятным характером. Сейчас тренды меняются и каких-то специальных требований к внешности нет, но то, как вы себя ведете, и ваш характер должны быть приятными.
— Как это — «быть приятным»?
— Для меня это данность. Но в ней есть и свои минусы. Моей добротой часто пользовались. Из-за этого у меня возникали сложности в жизни. Но я была строгой мамой. Сейчас дети говорят мне, что я с этим немного перебирала: слишком старалась быть хорошей матерью. Главное — не допускать, чтобы к вам относились плохо.
— Вам удалось выработать в себе жесткость, которая позволила защищать свою психику в тех случаях, когда это было необходимо?
— Просто надо делать то, что считаешь нужным, и, если рядом с вами люди, которые проявляют агрессию, нужно просто избавляться от этого окружения как можно скорее. Я сама слишком долго задерживалась в неблагоприятных ситуациях, а потом от этого страдала.
— Карьера модели и диетология — это связанные в вашей жизни вещи или два параллельных направления?
— Я их всегда разделяла, эти две карьеры. Они независимы друг от друга. Я считаю себя больше ученым, моделью же я стала, потому что меня пригласили выступить в этом качестве.
— Удалось ли вам как профессиональному диетологу привить детям привычки здорового питания? Придерживаются ли они их до сих пор? Насколько это для них оказалось важным?
— Мои дети вели здоровый образ жизни, потому что у нас не было денег на нездоровый. В основном мы были вегетарианцами, но иногда все-таки покупали мясо и рыбу, правда, это случалось очень редко, потому что они стоили дороже вегетарианской еды. Сейчас мы поддаемся соблазнам. Любим вкусную еду. И все же и я, и мои дети не слишком далеко ушли от того образа питания, которого придерживались, когда были ограничены в средствах.
— Как вы для себя вывели формулу вашего питания? В какой степени ориентировались на рекомендации авторитетов, а в какой — на собственные ощущения?
— Я придерживаюсь только научной точки зрения.
— Что вы скажете по поводу того, что происходит в диетологии, в которой сейчас много точек зрения на то, какое именно питание — правильное?
— Сегодня в этой области очень много того, что можно оценить как нонсенс, много маркетинга и ложных обещаний. Я придерживаюсь вегетарианской и флекситарианской диеты и советую ее своим клиентам. Всем рекомендую обращаться к научным данным. Важно проверять, доказан ли тот или иной тезис наукой.
— Что вы можете выделить из факторов, которые позволяют вам на протяжении последних тридцати лет, как вы пишете в своей книге, контролировать свой вес?
— Мне категорически запрещены мороженое, шоколад, торты и любые другие сладости. Как только объявили локдаун, я сказала себе: отлично, значит, я могу позволить себе мороженое. Я попросила купить его и съела в один присест.
Когда начинаю есть сладкое, не могу остановиться. В изоляции я позволила себе расслабиться, ела пиццу и много других вкусных вещей и прибавила несколько килограммов. Потом я их сбросила и теперь не разрешаю себе приносить ничего сладкого домой.
— Какая у вас мотивация?
— В своей книге я пишу, что у меня был период, когда я поправилась на тридцать килограммов и это отразилось на моем самочувствии: оно ухудшилось. Но я не могла себе этого позволить, поскольку была матерью троих детей, которых нужно было прокормить. При этом я не хотела принимать никакие таблетки — я предпочла восстановить свое здоровье естественным способом.
— Возможно ли, только соблюдая диету, сохранить здоровье и отказаться от использования каких-то фармацевтических средств?
— Сто процентов. Как только я избавилась от тридцати лишних килограммов, мне стали не нужны таблетки от повышенного холестерина и обезболивающие от боли в коленках, страдавших из-за того, что я набрала вес. Я похудела благодаря здоровому питанию и сразу начала чувствовать себя хорошо.
— Но вы пишете в книге, что позволяете себе и кофе, и газировку, которые во всем мире рассматриваются как нечто выходящее за рамки здорового питания…
— Глупость! Есть исследования, что кофе полезен. Три чашечки кофе в день — это нормально. Просто читайте исследования.
— Вы начинаете свою книгу с момента, когда перестали закрашивать седину. Вам было пятьдесят девять лет. Почему для вас это так важно?
— Я очень нравлюсь себе с седыми волосами. Это моя красота. Моя гордость.
— Что самое трудное в принятии возрастных изменений своего тела, трансформации внешности, наступившей ограниченности физических возможностей?
— В мои семьдесят два нужно всего лишь немного аккуратнее заниматься спортом. Есть морщинки, но в этом свете их не видно. Как диетологу, мне было все равно, как я выгляжу. В какой-то момент я сдалась происходящим со мной внешним изменениям, перестала красить волосы, и тогда начался взлет моей карьеры в качестве модели.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl