Быстрее ветра: как технологии меняют спортивную обувь
Рассказываем, какую роль щупальце осьминога сыграло в судьбе Onitsuka Tigers и почему Nike превратились в головную боль для большинства спортивных брендов.
Как-то за обедом основатель Onitsuka Tiger (теперь это Asics) Кихатиро Оницука обратил внимание на то, как щупальце осьминога цепляется за тарелку присосками. Наблюдение надоумило его изменить подошву баскетбольной обуви. Первые прототипы 1951 года были не самыми комфортными: оказалось, что обувь мешает игроку двигаться. Тогда на помощь призвали профессиональных спортсменов, которые смогли сформулировать, чего именно они ждут от пары. На последующих испытаниях кроссовки отличались улучшенными стартовыми и тормозными характеристиками. В том же году Сигэки Танака занял первое место в Бостонском марафоне, пробежав его в кроссовках-таби Onitsuka Tiger. Для страны событие было очень важным: марафон стал первым соревнованием, в котором японским спортсменам разрешили принять участие после Второй мировой войны.
Впрочем, отмотаем время чуть-чуть назад. И кроссовки, и кеды тяжело представить без резиновой подошвы, которую можно назвать одной из главных инноваций. Причем технология вошла в обиход еще в XIX веке, когда Чарльз Гудиер, американский ученый-самоучка, открыл для себя вулканизацию каучука. Благодаря этому методу резина не деформировалась в жару.
Goodyear потратили годы, пытаясь увеличить объемы натурального каучука в коммерческих целях. В 1839 году компания преуспела, додумавшись нагревать его серой над горячей печью, что делало каучук гибким, но прочным даже при изменении температуры. Со временем сформировалась целая индустрия, Гудиер дал свое имя шинной компании, а вскоре и сапожники усовершенствовали его изобретение, запустив массовое производство обуви с резиновой подошвой.
Уже тогда стало понятно, что вулканизированная резиновая подошва улучшает результаты в соревнованиях, и кроссовки заняли важное место в спортивной истории. На берлинских Олимпийских играх 1936 года американский легкоатлет Джесси Оуэнс взял четыре золотые медали в кроссовках adidas.
Со временем технология претерпевала изменения, а вместе с тем надоумила Билла Бауэрмана из Blue Ribbon Sports на весьма интересный эксперимент. Он попытался налить горячую вулканизированную резину в вафельницу своей жены, в результате чего у кроссовок появился узнаваемый выпуклый узор на подошве, ну а после того, как они поступили в продажу в 1974 году, Бауэрман переименовал свою быстрорастущую компанию в Nike. Уверены, он даже не предполагал, какую головную боль в XXI веке доставит его бренд конкурентам.