Непродовольственный ритейл терпит убытки из-за низкого трафика

ЭкспертБизнес

Не дошли до магазинов

Начавший работу после карантина непродовольственный ритейл терпит убытки из-за низкого трафика: покупатели пока не готовы вернуться к привычному образу жизни и все еще опасаются людных мест.

Вера Кузьмина

Торговые центры в Москве открылись с соблюдением противоэпидемического протокола. Олег Сердечников

В торговом центре «Авиапарк» можно увидеть сразу несколько очередей в непродовольственные магазины. Но не думайте, что они свидетельствуют об избыточном спросе на товар, — просто действуют новые правила в период карантина, одно из которых — ограничение по числу покупателей в торговых залах, другое — открытые через одну примерочные, третье — антибактериальная уборка и т. д. На таких условиях три недели назад начали открываться торговые центры и магазины после периода самоизоляции.

Ожидаемого ажиотажа среди покупателей это не вызвало. «В Москве первые недели после карантина никакого заметного эффекта отложенного спроса не продемонстрировали. Трафик остается низким, и, например, внутри торговых центров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года он упал в два-три раза. В магазины одежды и обуви в течение первых недель работы зашло в три-четыре раза меньше покупателей, чем в тот же период в прошлом году», — говорит Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

Год на восстановление

Основные причины такой ситуации так или иначе связаны с пандемией. Люди все еще остерегаются людных мест, кроме того, сейчас у них нет лишних средств на шопинг — многие лишились работы или стали получать пониженную зарплату. Да и магазины стали открывать в основном в Москве, в большинстве регионов непродовольственная розница пока не работает, что в целом негативно влияет на доход компаний. Правда, медленный рост спроса ритейлеры все же наблюдают, но на полное его восстановление в текущем году уже не надеются.

Непродовольственный ритейл оказался одним из наиболее пострадавших секторов потребительского рынка. Магазины одежды и обуви ощутили на себе падение спроса еще до закрытия торговых точек, когда потребители перестали посещать людные места.

Тогда компании стали активно развивать онлайн-продажи — собственные и через сторонние маркетплейсы. «Сегодня мы сфокусированы на развитии как собственных интернет-магазинов, так и на развитии и укреплении сотрудничества с нашими партнерами: Wildberries, Lamoda, Ozon и другими маркетплейсами», — говорит представитель пресс-службы Melon Fashion Group (российская компания, владеющая брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela). Но большой выгоды от работы этих каналов продаж компании не получили — заработанных денег хватало только на текущие расходы: «Онлайн существенно вырос за время карантина, но даже этот хороший прирост пока не компенсирует снижение трафика в магазинах», — говорит Олег Воронин, CEO одежного бренда I Am Studio. До карантина на онлайн-продажи в обороте компании приходилось 25%.

В первые недели работы магазинов в Москве наибольшим спросом пользовались одежда, обувь, парфюмерия, косметика, галантерея и стройматериалы. Но даже в этих категориях продажи оказались практически вдвое ниже, чем перед карантином. Согласно исследованию «Платформа ОФД», средний чек при покупке одежды за май 2020 года по сравнению с маем 2019-го уменьшился на 30%. Аналитики компании «Эвотор» посчитали, что в целом по российскому рынку выручка магазинов одежды была в мае этого года ниже на 69%, обуви — на 67%.

Любопытно, что во вторую и третью неделю работы некоторые магазины стали отмечать всплески спроса в отдельных точках продаж. По мнению Анны Лебсак-Клейманс, это кратковременное явление, за которым последует снижение темпов роста спроса: «Несмотря на то что сейчас в торговых центрах есть ограничения в работе ресторанов, фитнес-центров и кинотеатров, кратковременный подъем активности происходит. Во-первых, у людей есть объективная необходимость решить накопившиеся “задачи”, особенно это касается детской одежды. Положительный эффект также даст временная эйфория от выхода “на свободу” и ностальгия по прежним привычкам. Люди устали от режима социального дистанцирования и ждут возможности возвратиться к привычным с детства форматам встреч, общения и времяпрепровождения. Многие пойдут в магазины не столько ради покупок, сколько чтобы действительно ощутить возвращение к привычному». Но этот период долгим не будет — две, максимум четыре недели, а после начнется снижение темпов восстановления спроса, связанное с фактическим сокращением располагаемых доходов у людей и риском подхватить вирус в торговом центре: «Если посещаемость магазинов в течение летнего периода достигнет 50–70 процентов от посещаемости за тот же период прошлого года, это будет весьма позитивным показателем», — считает г-жа Лебсак-Клейманс. Компании тоже прогнозируют заниженные показатели: «Скорее всего, летние обороты будут держаться на уровне 15–20 процентов от прошлого года», — полагает Олег Воронин. А полное восстановление спроса при позитивном сценарии можно ожидать не ранее лета-осени следующего года.

Магазины в торговых центрах пытаются привлечь покупателей скидками. Олег Сердечников

Естественная адаптация

Поведение покупателей очень сильно изменилось. Это отмечают все игроки. В первую очередь это касается посещения торговых центров: если раньше люди приходили туда, чтобы просто пройтись по магазинам и купить вещь, которая понравится, сходить в кино и подняться на фуд-корт, то сейчас покупательский трафик более целевой. Люди приходят в конкретные магазины за конкретными вещами и гораздо меньше времени проводят в магазине и торговом центре в целом: «За два месяца самоизоляции мы, по сути, перепрыгнули сразу из марта в июнь. У людей было время разобраться в гардеробе, наметить конкретные задачи по его заполнению», — говорит Ольга Демидова, директор департамента по связям с общественностью компании «Снежная королева». «На сегодняшний день покупателей в торговых центрах очень мало, в основном приходят постоянные клиенты, которые приезжают целенаправленно в определенные магазины. Могу сказать, что по сравнению с тем же периодом 2019 года трафик упал в четыре раза, выручка ниже на 80 процентов, средний чек к прошлому июню — на 24 процента», — говорит Алена Ахмадуллина, основатель бренда Akhmadullina Dreams. У «Эконики» спустя две недели продаж падение выручки по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составляет порядка 30%. Правда, следует учесть, что это показатели только по Москве — многие регионы пока закрыты. Например, у «Эконики» открыты всего 58 магазинов — это меньше половины сети. «В разных регионах России разная эпидемиологическая обстановка, поэтому не все салоны сети на сегодня открыты. В любом случае до открытия всех магазинов во всех наших городах присутствия на быстрое восстановление рассчитывать не приходится», — говорит Алеко Илиопуло, генеральный директор сети «Эконика».

Привлечь сейчас внимание покупателей компании могут только новыми моделями и скидками. С открытием магазинов стали пользоваться спросом летние вещи — босоножки, платья, шорты и юбки. Но просела в спросе весенняя коллекция, по которой у компаний образовались остатки. Например, I Am Studio решила эту задачу переносом весенней коллекции на осень, правда, весенних моделей у компании осталось не так много и основная часть осенней коллекции — это новинки. Некоторые компании еще до открытия офлайн-магазинов сделали большие скидки: у «Эконики» скидка на отдельные модели весенней коллекции достигает 35%, у «Снежной королевы» — 40%. Поэтому сейчас делать дополнительную скидку они не готовы: «Мы не проводили переоценку в связи с изменением курса рубля, кроме того, сейчас уже достаточно высокие скидки — до 40 процентов, многие пользуются этой возможностью, совершая покупки впрок, на скидках и по старым ценам, так как переживают, что в предстоящем сезоне цены могут измениться. А тут прогнозировать что-то пока еще очень рано», — говорит Ольга Демидова.

Другие участники рынка заявляют, что уходить в глубокий сейл они себе позволить не могут и хотя бы на новинки и самые популярные модели сезона скидки делать не будут: «Мы не придерживались раньше стратегии активных сейлов, не придерживаемся и сейчас. По календарю большинство брендов начинают первую часть сезонного сейла во второй половине июня, и мы тоже делаем скидки, но на новую капсульную летнюю коллекцию скидок не будет до конца лета», — говорит Олег Воронин из I Am Studio.

Менять кардинальным образом стратегию компании не намерены, сейчас их основная задача — пережить низкий спрос и войти в фазу роста. В этом направлении они делают ставку на конец этого года — начало следующего, производство осенне-зимней коллекции идет по графику. Все ткани уже на складе, компании начинают отшивать новые модели в запланированном до карантина объеме: «Разработка и производство будущих коллекций идут в плановом режиме, процессы не остановлены, мы активно работаем», — говорит представитель пресс-службы Melon Fashion Group.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прибрать к рукам добавленную стоимость Прибрать к рукам добавленную стоимость

Мы вполне можем получить намного более сильную и сложную промышленность

Эксперт
Грязный Перри Грязный Перри

Татьяна Алешичева о мрачном возвращении главного сыщика Америки

Weekend
Кризис, к которому мы готовы Кризис, к которому мы готовы

Первые оценки нефтяного кризиса оказались сильно преувеличенными

Эксперт
Пятнистый Эльбрус: как Московский зоопарк спасал амурского леопарда Пятнистый Эльбрус: как Московский зоопарк спасал амурского леопарда

История трагичная история амурского леопарда из Московского зоопарка

National Geographic
«Мы сидим, как дизель в Заполярье — заправленный и готовый работать» «Мы сидим, как дизель в Заполярье — заправленный и готовый работать»

Предприниматели и бизнес оказались крайними в развернувшейся борьбе с вирусом

Эксперт
Высокое и низкое давление: что важно знать о здоровье каждому Высокое и низкое давление: что важно знать о здоровье каждому

Проблемы с артериальным давлением редко беспокоят в возрасте до 40 лет

Популярная механика
Будни Миннеаполиса и холодная война эпохи деглобализации Будни Миннеаполиса и холодная война эпохи деглобализации

Мечтает ли сегодня кто-нибудь о едином человечестве? Нет

Эксперт

Архивное интервью с писателем Джеймсом Болдуином о расизме

Esquire
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
«Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы «Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы

Дискуссия о том, почему важно быть внимательным к спортивным травмам

СНОБ
«Большевики, прямо скажем, хуже дерьма» «Большевики, прямо скажем, хуже дерьма»

Изъятие «излишков» зерна стало главной причиной массового голода на селе

Дилетант
Немедленно удали: стартап, который обещает стереть ваши данные из сети, привлек $25 млн Немедленно удали: стартап, который обещает стереть ваши данные из сети, привлек $25 млн

Как поддерживают право пользователей стать невидимыми для корпораций

Forbes
Куда приводят эпидемии Куда приводят эпидемии

Все эпидемии приводили к колоссальным изменениям в области политики

Эксперт
Как управлять эмоциями клиента, чтобы он не ожидал невозможного и всегда был счастлив Как управлять эмоциями клиента, чтобы он не ожидал невозможного и всегда был счастлив

Нет ничего хуже недовольного и разочарованного клиента

Inc.
Менторство. Как оно помогает карьере повара Менторство. Как оно помогает карьере повара

Важный аспект развития молодых поваров – это обмен опытом со старшими коллегами

Bones
«Мы расстались». Почему мужчины переживают не так, как мы? «Мы расстались». Почему мужчины переживают не так, как мы?

Почему женщины и мужчины могут по-разному воспринимать разрыв

Psychologies
Магические травы в славянской культуре Магические травы в славянской культуре

Как с помощью трав отыскать клад, стать храбрым и научиться понимать язык зверей

Культура.РФ
От звонка до звонка: что люди спрашивали в справочных службах до появления интернета От звонка до звонка: что люди спрашивали в справочных службах до появления интернета

В архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки хранятся тысячи вопросов

Esquire
Желатин и соли железа помогут эффективно преобразовать тепло человеческого тела в электричество Желатин и соли железа помогут эффективно преобразовать тепло человеческого тела в электричество

Благодаря синергии двух эффектов такие устройства имеют рекордную эффективность

N+1
Ограбление по-боснийски: Сказ про самое дерзкое и хитроумное преступление XXI века Ограбление по-боснийски: Сказ про самое дерзкое и хитроумное преступление XXI века

История ограбления с игрушечным автоматом и надувной женщиной

Maxim
Счастливо выйти замуж после 40 через сайт знакомств: почему это считают невозможным? Счастливо выйти замуж после 40 через сайт знакомств: почему это считают невозможным?

Наша героиня разрушает миф, что с возрастом сложнее встретить свою половинку

Psychologies
Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Почему основы риторики и психического здоровья важнее тригонометрии

РБК
«Панч» — мотоцикл нового поколения, созданный в России и Белоруссии «Панч» — мотоцикл нового поколения, созданный в России и Белоруссии

Лечитесь электричеством!

Maxim
Правила жизни Канье Уэста Правила жизни Канье Уэста

Музыкант, Лос-Анджелес, 43 года

Esquire
Рога на носу ископаемого псеводсурка оказались защитой от хищников Рога на носу ископаемого псеводсурка оказались защитой от хищников

Палеонтологи описали шестой вид рогатых сурков по ископаемому материалу

N+1
Фрол Буримский Фрол Буримский

Модный специалист Фрол Буримский предвосхитил тренд на внутренний туризм

Собака.ru
Как перестать себя оценивать и начать ценить Как перестать себя оценивать и начать ценить

Привычки мышления усваиваются в детстве и сопровождают нас всю жизнь

Psychologies
Метамфетамин помог лекарствам пройти через гематоэнцефалический барьер Метамфетамин помог лекарствам пройти через гематоэнцефалический барьер

Низкие дозы метамфетамина облегчают кавеолярный транспорт других веществ

N+1
Что такое «социальный статус» слова Что такое «социальный статус» слова

Как изменения в языке отражаются на нас

СНОБ
16 лучших мультфильмов всех времен (для любой возрастной категории) 16 лучших мультфильмов всех времен (для любой возрастной категории)

Анимационные фильмы снимают не только для детей

Esquire
Открыть в приложении