«Не надо бояться, что вам начнут дышать в спину». Карьерные советы главы Unilever
В 1997 году Регина Кузьмина пришла в Unilever и задержалась в компании более чем на 20 лет. «Как-то раз меня попытались обидеть, сказав, что я столько времени провела в Unilever, потому что мне просто за эти годы «не предложили ничего лучшего». Я подумала и согласилась. Конечно, мне никто не предложил лучшего и меня по-настоящему «распирает» от того, что я делаю и где работаю», — признается президент Unilever в России, Украине и Беларуси.
Регина Кузьмина родилась в маленькой деревне в Пермском крае в семье врачей, но через год вместе с родителями переехала под Киев. После окончания школы поступила в Санкт-Петербургский химико-фармацевтический институт. Выбор пал на отделение биотехнологий, Кузьмина планировала стать будущим ученым, разработчиком лекарственных препаратов. «Вообще-то я хотела стать врачом, но, увидев нездоровый блеск в моих глазах, родители отговорили меня от этой затеи —побоялись, что я сгорю на работе», — вспоминает Кузьмина.
Получив диплом, Кузьмина поняла, что не хочет работать по специальности, поскольку фарминдустрия в тот момент переживала не лучшие времена. Она устроилась менеджером по работе с клиентами в компанию «Санкт-Петербургские таксофоны». В тоже время знакомые посоветовали пойти в бизнес-школу Vlerick Business School, после которой был набор на программу стажировок в Unilever. В 1997 году Кузьмина устроилась в Unilever в маркетинговый отдел. За 23 года в компании она успела поработать не только в сфере маркетинга, но и маркетинговых коммуникаций и продаж, а также четыре года возглавляла бизнес Unilever в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении. В прошлом году она была назначена на должность президента Unilever в России, Украине и Беларуси, в ее подчинении 4000 человек.
Не ограничивайтесь должностными инструкциями
Мне никогда не было скучно на работе, всегда хотелось разобраться во всех процессах. Как устроена фабрика? Как работают линии? Почему что-то не получается? Если я отправлялась в командировки «в поля», то всегда интересовалась, как живет местная команда. Какие у нее проблемы, задачи? Такой подход развивает профессионально, и опыта вы набираетесь ничуть не меньше, чем если бы вы передвигались из компании в компанию. Вообще умение слушать — это одна из самых важных черт для любого руководителя. Не умение говорить и принимать решения, а умение слушать. В каждом человеке скрыты таланты, и нужно просто создать соответствующую обстановку и атмосферу для того, чтобы эти таланты раскрыть.
Не изменяйте себе
Мои руководители в бизнес-школе порекомендовали меня компании Unilever. Первым человеком, с которым я встретилась в компании, был вице-президент по финансам. Мой научный руководитель дал напутствие: «Твоя задача — просто попасть в компанию, не важно куда, на месте разберешься. Будь пай-девочкой. Скажи, что любишь финансы». Но я сделала все по-своему. При встрече я выпалила буквально сразу, что не знаю, почему я на собеседовании в отделе финансов. Тем не менее, состоялся интересный разговор, и на следующий день мне позвонили из компании и пригласили на встречу с руководителем отдела маркетинга. После собеседования я практически сразу вышла на работу.