После спада производства мебельные компании стараются увеличить продажи

ЭкспертБизнес

Мебель ищет дорогу к покупателю

После спада производства в 2022 году мебельные компании стараются увеличить продажи в России и найти новые рынки сбыта

Анастасия Филиппова

Мебельщики надеются нарастить спрос на свою продукцию за счет жилищного строительства и заградительных пошлин на импорт. Фото: EPA/Sergei Ilnitsky

В 2022 году производство мебели в России по сравнению с предыдущим годом снизилось на 2,6% в натуральном выражении и одновременно выросло на 15% в денежном. Отечественные производители столкнулись с закрытием западных рынков, уходом иностранных поставщиков оборудования и комплектующих, снижением спроса. При этом в России наблюдается падение объемов производства почти во всех сегментах ЛПК. Эта экспортноориентированная отрасль из-за санкций лишилась западных рынков и не смогла полностью переориентироваться на восточные (см. «Как оставить лес в России», «Эксперт» № 8 за 2023 год). Поэтому деревообрабатывающие производства ищут возможности нарастить внутреннее потребление своей продукции и тем самым компенсировать потерю экспортных доходов.

Основной материал в мебельном производстве — древесина. «Если не учитывать производство матрасов, то на деревянную мебель придется 85 процентов, на металлическую — 13, на пластмассовую — два процента», — говорит директор по исследованиям маркетингового агентства Abarus Вера Никольская. К понятию «деревянная мебель» можно отнести продукцию, которую изготавливают из древесных материалов: плит МДФ, ХДФ, ДСП, ДВП и фанеры. Используются также мебельный щит, инженерная древесина и другие виды срощенных и склеенных между собой деревянных брусков и панелей. Все чаще в производстве мебели применяются тамбурат и сотовый заполнитель — это материалы на основе картона.

Поэтому наряду с расширением деревянного домостроения, переводом котельных на пеллеты и развитием целлюлозно-бумажной промышленности производство мебели может стать способом повысить внутреннее потребление продукции лесопромышленного комплекса.

Источник: маркетинговое агентство Abarus

Отложили до лучших времен

«Когда люди чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, они предпочитают подождать с покупкой мебели. Мебель — это предмет отложенного спроса, на который любые кризисы и любое снижение доходов населения влияют в первую очередь. Поэтому в прошлом году клиенты стали больше внимания обращать на цену», — рассказывает Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).

По его словам, весной прошлого года наблюдался ажиотажный спрос на мебель. Рост продаж достигал 70%. Одновременно вслед за подорожанием импортных комплектующих поднялись цены на мебель. Но уже в апреле ситуация стабилизировалась, продажи упали, позже снизились и цены.

Производитель офисной мебели компания «МебельСтиль» отмечает, что цены на мебель собственного производства выросли на 10–20% в зависимости от количества материала и комплектующих, которые закупались за рубежом. «Мы в основном производим мебель из ДСП, поэтому большая часть материала у нас российского производства. Соответственно, цены не так сильно выросли. У тех, кто производит мягкую мебель и кресла, цены за год поднялись на 30–60 процентов из-за использования импортных материалов», — рассказали в отделе продаж компании.

Представители отрасли не ожидают, что в 2023 году спрос на мебель увеличится. «Мы стараемся быть оптимистами. Тем не менее, учитывая все факторы, которые влияют на мебельный рынок и на производство мебели, думаю, основная задача — сохранить позиции 2022 года, не допустить падения. Надеемся, что этого удастся добиться», — заявляет генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.

«В предыдущие несколько лет был стабильный рост, который не прервался в пандемию. Был кратковременный период спада в 2015–2016 годах как реакция на “крымский кризис”. Но рынок быстро адаптировался», — рассказывает Вера Никольская.

По ее словам, во время пандемии цены вели себя разнонаправленно: на некоторые категории мебели цена росла, на некоторые снизилась. При этом спрос был достаточно высоким, особенно во второй половине года, продажи выросли из-за удаленки и траты денег, отложенных на отдых и путешествия. В 2021 году цены без остановки росли в течение всего года из-за подорожания материалов. Средний рост цен по итогам года составил 15–25% на разные категории.

«В 2022 году рынок сначала развивался как обычно. Резко стоимость мебели подскочила в марте 2022 года — сразу на 10–12 процентов на фоне объявленных санкций, ухода западных брендов и кратковременного скачка валюты. Затем в течение года цены снижались, но незначительно. Годовой рост составил 8–10 процентов, это, в общем-то, на уровне инфляции и только потому, что в 2021 году был большой рост цен и расти дальше уже было некуда. Производство, как мы видим, упало не сильно, но резко снизился импорт, поэтому общее падение реального спроса в 2022 году можно оценивать на уровне пяти-семи процентов», — считает Вера Никольская.

По данным АМДПР, импорт мебели в 2022 году снизился на 44%, с 183,8 до 103,5 млрд рублей. Среди прочих Россию покинула шведская IKEA, которая ранее локализовала производство на территории нашей страны. Однако на долю этой компании приходилось всего порядка 5% от общего объема производства мебели в России. В ассоциации считают, что российские производители еще не успели заполнить ниши, освободившиеся после ухода иностранцев, иначе предложение уже превысило бы спрос.

Источник: АМДПР

Спрос на мебель увязали с жильем

И производители мебели, и государство ищут возможности нарастить производство. Одним из способов может стать развитие жилищного строительства. «Чем больше строится жилья, тем больше потребность у граждан в покупке новой мебели. Таким образом, основным индикатором для нас является увеличение строительства», — сообщили в Минпромторге. По данным министерства, с ростом ввода нового жилья успешно развивается и мебельная промышленность: объем производства в этой отрасли в 2000 году составлял 18,5 млрд рублей, в 2015-м — 146,3 млрд, в 2022-м — 534,4 млрд.

«Таким образом, важно и дальнейшее развитие ипотечных программ кредитования населения с учетом мер господдержки, а также стимулирование граждан к покупкам нового жилья», — считают в министерстве.

Со своей стороны, Тимур Иртуганов отметил, что, хотя объемы вводимого жилья являются одним из локомотивов мебельного производства, больший спрос формирует не покупка мебели в новые квартиры, а обновления в существующем жилье. Поэтому наряду с поддержкой строительной отрасли важны и другие меры. АМДПР предлагает внести в законы поправки, позволяющие приобретать в ипотеку меблированное жилье. По словам Тимура Иртуганова, это не только увеличит производство мебели в стране, но и существенно удешевит жилье. Ассоциация провела подсчеты, используя ипотечный калькулятор ведущих банков, среднюю ставку по потребительским кредитам, среднюю площадь покупаемых квартир и другие показатели. Выяснилось, что если покупатель возьмет в ипотеку меблированную квартиру, то в течение первых пяти лет ежемесячный платеж по кредиту будет практически в два раза меньше, чем если бы он взял ипотеку на квартиру и отдельно потребительский кредит на отделку жилья и покупку мебели. Это объясняется тем, что банки обычно выдают потребительские кредиты под бóльшие проценты и на более короткий срок, чем ипотеку. Кроме того, за счет оптовых скидок цена на мебель для застройщиков может быть на 40% ниже, чем для розничных покупателей.

«Безусловно, эта мера поможет увеличить сбыт мебели. Рассчитываем, что ее примут достаточно оперативно. Предварительные переговоры с застройщиками показывают заинтересованность с их стороны», — отмечает Тимур Иртуганов.

Ограничить иностранцев

По оценкам АМДПР, в 2021 году доля импорта на российском рынке мебели составляла 41%, в 2022-м этот показатель опустился до 24% — с 2,5 млрд до 1,5 млрд долларов. Основные поставщики — Китай (39% импорта), Белоруссия (23%), Италия (8%) и Германия (4%).

«По итогам года импорт мебели из недружественных стран составил порядка 440 миллионов долларов. На наш взгляд, это очень большая цифра, — говорит гендиректор АМДПР. — Для недружественных стран мы должны полностью закрыть возможности импорта, за исключением тех видов мебели, которую мы не производим или производим в недостаточном объеме, например отдельных видов металлической мебели».

В прошлом году АМДПР направила в Минпромторг просьбу о введении заградительной импортной пошлины на ввоз из недружественных стран мебели и сырья для ее изготовления. В министерстве «Эксперту» сообщили, что для рассмотрения такого обращения его необходимо дополнить экономическим обоснованием и сделать расчеты, отражающие социально-экономическую эффективность меры. «После поступления обосновывающих материалов от АМДПР в части данного вопроса, Минпромторг России инициирует его рассмотрение в рамках подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции», — рассказали в министерстве.

И все же без импорта мебельная отрасль обойтись не может. По таким позициям, как фурнитура, лаки и краски, мебельные ткани, пленки ПВХ и различные химические компоненты, российские производители мебели зависят от зарубежных поставщиков на 90–100%. Эта зависимость в том числе вызвала повышение цен на мебель прошлой весной, когда производители начали закупать такие товары впрок, несмотря на высокий курс доллара и евро. Сейчас удалось найти поставщиков в дружественных странах, и ситуация нормализовалась.

«Мы, тем не менее, продолжаем работать над созданием импортозамещающих производств в России. Так, мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами о производстве металлической фурнитуры достаточно широкого ассортимента. Но для таких производств необходимы многолетние инвестпроекты, их невозможно реализовать за несколько месяцев», — говорит Тимур Иртуганов.

Но если такие производства появятся, производители мебели обеспечат хороший спрос. По данным АМДПР, в 2021 году российские мебельщики закупили импортную металлическую фурнитуру на 1,2 млрд долларов. Рынок одних только четырехшарнирных петель, которые практически не производятся в России, оценивается почти в 250 млн долларов.

Первая мебельная фабрика теперь получает комплектующие не из Европы, а из Китая и Турции. Фото: пресс-служба Первой мебельной фабрики

Однако российским производителям фурнитуры предстоит борьба за рынок с более дешевой китайской продукцией. «Бывает, что в тот же Китай российский металл продается дешевле, чем на внутреннем рынке. За счет этого китайские изделия либо одинаковы по цене, либо даже дешевле, несмотря на транспортные расходы», — рассказывают на заводе «Металлист», где производят скобяные изделия, мебельную фурнитуру и перфорированный крепеж.

Ассортимент этого завода состоит более чем из тысячи наименований. Однако это покрывает далеко не все потребности мебельных производств. «Мы постоянно работаем над расширением ассортимента. И оборудование закупаем, и штат расширяем, и практически каждый месяц пополняем ассортимент новыми изделиями», — говорят на заводе. Но существует много фурнитуры под корпусную мебель, которую “Металлист” пока технически не может изготавливать. Это роликовые направляющие, четырехшарнирные петли, газлифты. Кроме того, есть фурнитура, которая производится из алюминия, а под него на производстве нет подходящего оборудования.

«Мы задумывались над производством такой продукции, но для этого нужны большие вложения, есть различные риски. Нам бы еще по существующим позициям закрыть спрос. Потому что он иногда даже превышает наши возможности. Но мы работаем над этим», — отмечает собеседник «Эксперта».

В интернет-магазине «Склад-Краски. Ру», который занимается оптовыми поставками лакокрасочной продукции для профессионалов, рассказали, что в магазине представлена продукция из Сербии, Словении, Финляндии, Польши, Турции, Англии, Эстонии и России. Цены на продукцию за год повысились на 40–60%, а продажи упали на 30%. «Российские лаки и краски в целом есть, но практически отсутствуют именно высококачественные, специализированные, специфические и качественные российские материалы, которые смогли бы заменить импортные аналоги», — говорят в магазине.

Практически в полном объеме импортируется также оборудование для производства мебели. «За последние пятнадцать лет география поставок импортного оборудования для производства мебели изменилась кардинально. Если в 2010 году соотношение европейского и китайского оборудования на российском рынке было 70 и 30 процентов соответственно, то уже к 2020 году оно стало 50 на 50. Сейчас идет переориентация на китайских производителей, которые, надо отдать им должное, за последние несколько лет сильно продвинулись вперед», — рассказывает Тимур Иртуганов.

Поэтому сейчас покупка нового оборудования не составляет большой проблемы для российских мебельщиков. Однако производители, у которых установлено дорогое европейское оборудование, могут испытывать проблемы из-за невозможности достать необходимые запчасти и воспользоваться иностранным программным обеспечением.

Первая мебельная фабрика использует автоматизированное европейское оборудование, но при необходимости готова перестроиться на китайскую продукцию, а также ждать, когда в России появится что-то собственное. «Наши коллеги из Китая довольно сильно продвинулись в станкостроении, сейчас на рынок вышло очень много китайского оборудования хорошего качества. Мы тоже начали пробовать эти сегменты, приобрели несколько станков китайского производства и были приятно удивлены, что на самом деле качество и возможности оборудования очень высокие, а их стандарты цена — качество даже приятнее, чем в Европе», — говорит Александр Шестаков.

Новые возможности

По данным Минпромторга, в России насчитывается 13 тыс. производителей мебели. АМДПР утверждает, что их 26 тыс., включая индивидуальных предпринимателей. В Ассоциации считают, что мощности мебельщиков были загружены лишь на 60–70% даже на пике производительности в 2021 году. «Мы, в принципе, легко можем покрыть абсолютно все потребности внутреннего рынка, за исключением некоторых очень небольших специфических ниш. Например, в России не производится мебель из ротанга, потому что он у нас не растет, а также отдельные виды специализированной мебели, в первую очередь металлической. По деревянной мебели мы все ниши и по цене, и по ассортименту закрываем», — говорят в ассоциации.

В прошлом году экспорт фанеры из России упал на 34%, значительно снизился и вывоз древесных плит. Но даже если полностью загрузить российские мебельные производства, это не поможет компенсировать экспортерам потери от закрытия западных рынков, считают эксперты. «Российский ЛПК был исторически экспортно ориентированным. Внутренний рынок не способен потребить все, что производится отечественными заводами. Российская продукция по многим сегментам уникальна и поэтому востребована на мировом рынке. Это, например, березовая фанера, лиственничные пиломатериалы», — отмечает консультант информационно-аналитического агентства WhatWood Игорь Новоселов. По данным агентства, на экспорт уходит 70–75% производимых пиломатериалов (29 млн кубометров в 2022 году) и 60–65% фанеры (1,97 млн кубометров).

Источник: АМДПР

Закрытие западных рынков для российских компаний привело к снижению экспорта и в мебельной промышленности. В 2021 году отечественные мебельщики установили рекорд, экспортировав порядка 6,1 млн единиц продукции, то есть 16% произведенных товаров. «Главными покупателями отечественной продукции выступают Казахстан и Беларусь. На эти две страны приходилось более 40 процентов всего экспорта. Остальные 60 шли во всех направлениях: Германия, Украина, Польша, США, Франция, Литва, Армения, Румыния, Латвия, Чехия, Австрия, Швеция, Испания, Молдова, Великобритания, Канада, Италия, Словакия, Монголия, Израиль и даже Китай. Как мы понимаем, значительную долю этих рынков российские производители теперь потеряли», — рассказывает Вера Никольская. Сейчас из страны вывозится всего порядка 8–10% мебели.

Опрошенные нами эксперты заявляют, что практически во всех сегментах российская мебель — лучшая в мире по соотношению цены и качества. А потому у отечественных производителей есть шанс нарастить свое присутствие на зарубежных рынках. Но для этого нужно преодолеть несколько препятствий.

«Традиционные для нас рынки сбыта — это в первую очередь СНГ. Там ограничением является емкость самих рынков. В Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Белоруссии не такое большое население, как в России или в Евросоюзе. К тому же там существует конкуренция со стороны местных и китайских производителей», — говорит Тимур Иртуганов.

Можно, конечно, выйти на новые рынки — в Китай, Турцию, на Ближний Восток, в страны Юго-Восточной Азии. Но здесь мебельщики рассчитывают на поддержку со стороны государства. В качестве примера они приводят организацию промежуточных складов за границей при помощи Российского экспортного центра. В условиях сложных таможенных процедур для вывоза мебели бывает трудно рассчитать логистику по времени. И многие экспортеры сталкиваются с тем, что дорогой промежуточный склад за границей увеличивает цены на российскую продукцию.

«Выход на новые рынки, естественно, сопряжен и с другими сложностями. Нам необходимо преодолевать конкуренцию, отвоевывать свою нишу. В то же время тенденция последних лет — постепенное увеличение спроса на мебель, связанное с повышением уровня жизни. И это открывает новые возможности», — добавляет гендиректор АМДПР.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рецессия в подарок Рецессия в подарок

Попытка сдержать инфляцию в ЕС и Японии может привести к рецессии

Эксперт
ИИ научился убирать атмосферные помехи с астрономических снимков ИИ научился убирать атмосферные помехи с астрономических снимков

Изображения с лучших наземных телескопов размыты из-за смещения воздушных масс

ТехИнсайдер
Российская селекция застряла в прошлом Российская селекция застряла в прошлом

Российские селекционные компании готовы за несколько лет заместить импорт семян

Эксперт
Горячие заграничные актрисы, которые играли русских женщин в кино Горячие заграничные актрисы, которые играли русских женщин в кино

Трудно в Голливуде или Европе найти актрису с подлинно российской красотой

Maxim
Российские бренды одежды перекраивают рынок Российские бренды одежды перекраивают рынок

Отечественные производители одежды стараются нарастить свою долю

Эксперт
Нарушения менструального цикла: их виды и ключевые причины Нарушения менструального цикла: их виды и ключевые причины

Почему возникают проблемы с менструальным циклом и что с этим делать?

Psychologies
Искусственный интеллект и римское право Искусственный интеллект и римское право

Сможет ли искусственный человек заменить судью?

Эксперт
Очень выносливый механизатор Очень выносливый механизатор

Беспилотные комбайны и трактора могут появиться на полях

ТехИнсайдер
Рыба-кит: как стартап «Много лосося» живет внутри X5 Group Рыба-кит: как стартап «Много лосося» живет внутри X5 Group

Как компания X5 Group помогла стартапу «Много лосося»

Forbes
Почему рыбным днём считается именно четверг? Почему рыбным днём считается именно четверг?

Почему из всех семи дней в недели рыбным днем выбрали именно четверг?

ТехИнсайдер
«На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества» «На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества»

Что угрожает существованию нашей цивилизации и как ее сохранить

N+1
10 женщин, возглавляющих IT-подразделения в крупнейших международных компаниях 10 женщин, возглавляющих IT-подразделения в крупнейших международных компаниях

Список самых перспективных директоров по информационным технологиям

Forbes
Сладкая наука Сладкая наука

Наука бокса заключается не только в том, чтобы быстро двигаться и наносить удары

Вокруг света
Последние из рода Гитлера. В 21 веке человечество останется без потомков диктатора Последние из рода Гитлера. В 21 веке человечество останется без потомков диктатора

Все родственники Гитлера живут под другими именами

ТехИнсайдер
Балет за границу Балет за границу

Сергей Дягилев стал гениальным продюсером задолго до появления слова «продюсер»

Правила жизни
«Мини-юбка — провокация?»: что на самом деле значит одежда — разбор с психологами «Мини-юбка — провокация?»: что на самом деле значит одежда — разбор с психологами

О чем же говорит наш выбор одежды?

Psychologies
5 фильмов, которые поймут до конца только те, кто ходил налево 5 фильмов, которые поймут до конца только те, кто ходил налево

Измена — отличная основа для сценария

Maxim
Инъекция гормона FGF21 быстро отрезвила пьяных мышей Инъекция гормона FGF21 быстро отрезвила пьяных мышей

Как связаны гормоны FGF21 и норадренергические нейроны мозга?

N+1
Филлеры — ставить или нет? Правда и мифы об уколах красоты Филлеры — ставить или нет? Правда и мифы об уколах красоты

Могут ли филлеры сползать, делать лицо опухшим и асимметричным

Правила жизни
Твой камень-талисман по знаку зодиака Твой камень-талисман по знаку зодиака

Хочешь привнести волшебство в свою жизнь и обзавестись талисманом на удачу?

VOICE
Игроки в го очень быстро учатся у ИИ и еще смогут составить ему конкуренцию Игроки в го очень быстро учатся у ИИ и еще смогут составить ему конкуренцию

Человеку тоже есть чему поучиться у искусственного интеллекта

ТехИнсайдер
Стал отцом в 82 года и живет с моделью Playboy: как дизайнер Роберто Кавалли проводит время на пенсии Стал отцом в 82 года и живет с моделью Playboy: как дизайнер Роберто Кавалли проводит время на пенсии

Итальянский модельер Роберто Кавалли явно не похож на обычного пенсионера

VOICE
ООН: человечество должно изменить свое отношение к использованию воды ООН: человечество должно изменить свое отношение к использованию воды

Генеральный секретарь ООН обратился к миру с призывом сохранить водные ресурсы

ТехИнсайдер
Бьюти-буллинг: кто заставляет женщин ненавидеть свою внешность Бьюти-буллинг: кто заставляет женщин ненавидеть свою внешность

В чем причины возникновения бьюти-буллинга?

Forbes
Как предприниматель с Аляски стал крупнейшим поставщиком рыбы в Америке Как предприниматель с Аляски стал крупнейшим поставщиком рыбы в Америке

Почему Джо Бандрант не хочет продавать Trident Seafoods?

Forbes
3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог

Зачем мужчины манипулируют в отношениях и как можно противостоять их приемам

Psychologies
Катя и сердца Катя и сердца

Как началась история, спасшая 4 500 детских сердец

Новый очаг
Вторые на Луне Вторые на Луне

Как продвигается работа над космической программой Artemis?

ТехИнсайдер
Мозг со временем признал в трансплантированном лице свое Мозг со временем признал в трансплантированном лице свое

Через сколько человек начнет узнавать свое лицо после серьезной травмы?

N+1
Рейс MH370: каким получился сериал о самой загадочной катастрофе в истории авиации Рейс MH370: каким получился сериал о самой загадочной катастрофе в истории авиации

Сериал о том, что могло произойти с рейсом MH370

Forbes
Открыть в приложении