«Наступает эпоха умного ESG»
За последние несколько лет применение компаниями инструментов устойчивого развития стало показателем их стабильности и эффективности не только в мировом, но и в российском экономическом пространстве. О том, почему важно придерживаться принципов устойчивого развития, что такое умное ESG и что в России делается в этой сфере, рассказала зампред правления Газпромбанка Елена Борисенко.
— Елена Адольфовна, самая острая новость для мирового финансового сектора — стремительное крушение американского Silicon Valley Bank, которое в очередной раз подогрело скептицизм критиков ESG. Похороны ESG все ближе?
— ESG имеет к этому самое последнее отношение. Приверженность любым принципам не отменяет управления рисками, в том числе процентным, и грамотного управления ликвидностью. Вне зависимости от назначения проекта, его влияния на окружающую среду и общество, банк должен в первую очередь опираться на стандарты управления рисками и наработанную экспертизу. Уроки кризиса 2008 года о том, что инвестирование средств клиентов в, казалось бы, «безрисковые» активы должно сопровождаться собственным скрупулезным анализом и взвешенным подходом, забылись участниками рынка. Более того, регуляторы, по всей видимости, также не полностью усвоили уроки кризисов в части контроля и надзора, и несовершенства регулирования в банковской сфере США сохраняются. А обвинения в том, что ESG-повестка так или иначе была источником всех проблем, вскрывает столь же неглубокий подход к анализу проблем SVB со стороны критиков. И несмотря на очевидность причин произошедшего, ситуация вокруг SVB, судя по риторике СМИ, активизирует дискуссию о том, каким должно быть ESG сегодня.
— И каким, на ваш взгляд?
— Мой ответ — ESG должно быть умным. Прежде всего это про критическое мышление и понимание причинно-следственных связей. Когда мы говорим об энергопереходе, главный принцип для банка — это «справедливый переход». Этот принцип в том числе подразумевает, что нельзя допускать резких изменений структуры экономики, которые в итоге породят проблемы, ведущие к деградации социальной сферы. Социальные последствия таких действий будут радикальными и могут повернуть вспять все позитивные достижения. Это справедливо для любого аспекта повестки устойчивого развития — ведь она задумана как комплекс взаимосвязанных целей и направлений работы.
— Каковы основные принципы концепции умного ESG?
— Во-первых, поступательность. Сначала анализ, затем развитие экспертизы, потом «лабораторные исследования», и только после этого активное развитие. Без пилотирования новых инициатив риски резко возрастают.
Второе — приоритет содержания над формой. В основе любых действий должны быть научные факты, а не конъюнктурные заявления.
В-третьих, адаптивность. Принципы устойчивого развития — живой организм, который развивается. Важно внимательно наблюдать, видеть этапы этого развития, возможности и риски, и с учетом этого тонко настраивать свои корпоративные и финансовые процессы. Точно далеко не все требует быстрых реакций, применения, но при этом все требует внимания.
И наконец, недопустимость использования культуры отмены как инструмента необоснованного исключения альтернативного мнения. Только открытость обшей дискуссии для всех точек зрения позволит выработать то самое экспертное содержание, которое должно превалировать над формой.
— Насколько вообще ESG актуально сейчас в России на фоне разрыва отношений с теми, кто считался лидерами повестки?