Тарантино на бумаге: что режиссер писал о себе сам и что о нем говорят коллеги
Квентин Тарантино — режиссер, о котором сказано больше, чем о каком-либо другом. Но кинокритика Егора Москвитино это не остановило, и по случаю юбилея он вспомнил, что писали о Тарантино в книгах, что режиссер писал сам и что о нем говорили самые близкие люди.
Что известно о Тарантино из книг?
Квентин Тарантино — сам себе писатель: только за последние два года он выпустил роман «Однажды в Голливуде» (о нем ниже) и нон-фикшен Cinema Speculation, в котором режиссер рассуждает о чужих фильмах. Причем это не подборка «лучших фильмов всех времен и народов» или «кино, на котором я вырос», а настоящее попурри — мешанина из высокого и низкого, любимого и ненавистного, фундаментального и малоизвестного. К примеру, от Тарантино достается Мартину Скорсезе и Харви Кейтелю: оказывается, в сценарии Пола Шредера персонаж-сутенер был чернокожим, но режиссер и актер сделали его белым, лишь бы поработать вместе.
Однако гораздо интереснее все же читать книги о Тарантино. Самая известная и полная из них — «Тарантино. От криминального до омерзительного: все грани режиссера» (Tarantino. A Retrospective) Тома Шона. Журналист провел с режиссером не один десяток часов и выведал много интимных тайн — и просто забавных баек.
Оказывается, Майкл Мэдсен сорвался на репетициях «Бешеных псов». В сцене, где пленный полицейский умоляет гангстера-садиста сохранить ему жизнь, актер Кирк Балц (полицейский) по совету коварного Тарантино сымпровизировал и заявил, что у его героя есть ребенок. Мэдсен оцепенел и принялся ругаться с Тарантино: оказывается, он сам недавно стал отцом и Балц об этом знал. В итоге ненависть гангстера к копу выглядит на экране еще сильнее.
А самая эмоциональная часть «Бешеных псов» — заслуга Гильермо дель Торо. Как и многие другие режиссеры (например, Пол Томас Андерсон, его тезка Уэс, Дебра Граник, Кэри Фукунага, Даррен Аронофски и Альфонсо Куарон), Тарантино работал над своим дебютом в Sundance Lab — лаборатории фестиваля «Сандэнс», где опытные мастера взращивают юные таланты. Среди наставников Тарантино был Гильермо дель Торо, который посоветовал добавить в сценарий «Бешеных псов» один существенный штрих. По замыслу Тарантино, герои Тима Рота и Харви Кейтеля были друзьями, а их отношения выглядели как бадди-муви с предательством и убийством в конце. Дель Торо предложил пофантазировать: что, если герой Кейтеля относится к Роту как к сыну? В итоге развязка фильма даже по композиции кадра напоминает картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
Отношения с отцом — важная для Тарантино тема. Его мама сбежала из дома и вышла за его папу, актера Тони Тарантино, в 14 лет. Тот скоро бросил девушку — и даже не знал, что у них родился сын. Имя Тарантино получил в честь двух любимых маминых героев — бродяги Квинта из вестерн-сериала «Дымок из ствола» (его играл неотразимый Берт Рейнольдс) и Квентина Компсона из романа Фолкнера «Шум и ярость». Когда героиня Умы Турман в «Убить Билла» узнает, что ее дочь жива, это в каком-то смысле послание Тарантино его героической маме: он жив, у него получилось. Сам режиссер говорит о родителях так: «Моя мать — это артхаус. Мой отец — малобюджетное кино. Эти жанры чужды друг другу, и всю свою карьеру я стараюсь их совместить».
К слову об артхаусе: из книги следует, что если бы не Каннский кинофестиваль и не фанаты, то Тарантино забросил бы «Омерзительную восьмерку». В 2014 году еще не завершенный сценарий фильма просочился в сеть — и режиссер, потрясенный предательством кого-то из актеров или их агентов, заявил, что не будет снимать фильм. «Это кто-то из шести», — повторял он, называя в числе подозреваемых Тима Рота, Майкла Мэдсена и Брюса Дерна. Но в том же 2014 году Канны устроили юбилейный показ «Криминального чтива», Тарантино слетал на Лазурный Берег и привел нервы в порядок, а вернувшись, всех простил и приступил к съемкам.