Купюры умеют молчать
Из-за провала импорта и всплесков цен на товары российского экспорта в стране скопился рекордный объем валютной выручки. Вместо традиционных банков он теперь рассредоточен по большому числу экономических агентов, и, возможно, значительная его часть находится в стране в виде наличных долларов и евро
Валюта поступает в Россию почти столь же мощным потоком, как раньше, но теперь значительно меньшая ее часть уходит на оплату импорта, а остальное в солидных объемах оседает внутри страны. Об этом свидетельствуют данные счета текущих операций и финансового счета.
По результатам трех кварталов 2022 года Россия оказалась в рекордном плюсе в экономических отношениях со всем остальным миром. Профицит счета текущих операций (СТО) платежного баланса составил 198,4 млрд рублей, это на 164% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Напомним: основное, что показывает нам СТО, — это баланс между импортом и экспортом. Соответственно, профицит означает, что страна за свои реальные товары получает валюту, которую по каким-то причинам не может использовать для покупки нужных товаров за рубежом. В нашем случае это результат того, что санкции против России сильнее ограничили импорт, чем наш экспорт.
С финансовым счетом платежного баланса, который, в частности, показывает приобретение активов и кредитование, ситуация схожая. По результатам трех кварталов профицит финансового счета составил рекордные 195 млрд долларов, на 162% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Финансовый счет учитывает не только условное «кредитование» других стран в виде валюты на счетах, депозитах и наличной валюты, но и реальные валютные кредиты. Например, в Банке России отмечают в числе прочего вклад, который в результат финансового счета внесло предоставление торговых кредитов и авансов российскими компаниями зарубежным партнерам. Существенный рост торговых кредитов может говорить о менее выгодных для нас условиях внешнеторговых сделок: например, мы вынуждены кредитовать покупателей нашего экспорта или у наших импортеров требуют предоплату. А может говорить о том, что российский бизнес в условиях санкций нашел способ сохранять валютную выручку.
Секретные материалы
Как видим, рекордный приток валюты в страну налицо. Но какая ее часть приходится на валюту недружественных стран? И самое главное, куда она девается в условиях, когда ни Банк России, ни крупнейшие банки не могут ее аккумулировать в силу санкций, а компаниям-экспортерам необходимо, как и раньше, продавать валюту, чтобы платить зарплаты и налоги?
К сожалению, ответить на эти вопросы очень сложно. Бóльшая часть финансовой статистики вообще не публикуется или публикуются только общие агрегированные показатели. Но попробуем все-таки разобраться, основываясь на доступных данных.
По сведениям Банка России, доля валют дружественных стран (преимущественно юаня) на биржевом рынке продолжила расти и в октябре составила 31% всего объема торгов (в сентябре — 27%). При этом доля торгов USD/RUB в октябре сократилась до минимума с начала года и составила 42% (в сентябре — 46%). Основными продавцами валюты были системно значимые банки. Главными покупателями валюты на бирже являлись остальные банки, которые, по всей видимости, приобретали ее для импортеров и для клиентов, желающих перевести деньги за рубеж.
Тем не менее вряд ли именно мелкие банки аккумулируют всю осевшую в стране валюту. Во-первых, они в любой момент могут тоже оказаться под санкциями, во-вторых, банки скорее посредники.
Но и компании, и российские граждане тоже не накапливают валюту — напротив, они активно от нее избавляются. Из статистики ЦБ по банковскому сектору следует, что за десять месяцев 2022 года валютные средства юридических лиц сократились на 28 млрд долларов (примерно на 20%). Общих цифр по валютным средствам населения в долларах ЦБ не дает, но их снижение идет еще более быстрыми темпами, чем у юридических лиц, начиная с марта. В сентябре они сократились на 7,1 млрд долларов, или на 10%, в октябре — на 3,7 млрд, или на 6%.
Эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов предполагает, что произошли определенные сдвиги в распределении владельцев валюты. Ранее валютные активы имелись у более широкого круга лиц, теперь же они больше сконцентрированы в руках импортеров, финансовых организаций и наиболее состоятельных граждан.
Три способа скрыть валюту
И все же: где тогда аккумулируется валюта, которой буквально завалена страна? Объяснений может быть несколько. Во-первых, она могла осесть на счетах в небанковских кредитных организациях, например в Национальном клиринговом центре» (НКЦ). Проверить это предположение невозможно: отчетность НКЦ закрыта. Хотя предположение, что валюта копится именно в этой структуре, высказывалось и на Западе, поэтому там давно обсуждаются санкции против НКЦ. Впрочем, такие санкции, как уже писал «Эксперт», закроют возможность оплачивать экспорт российского газа, удобрений и иных важнейших для Запада товаров.
Другой вариант — накопление валюты в наличном виде внутри страны. В пользу версии о более широкой, чем раньше, циркуляции валюты в наличном виде говорят данные о ее запасах у ЦБ. «На начало года запас наличной валюты у ЦБ в пересчете на доллары составил 37,7 миллиарда долларов. В стодолларовых банкнотах это 377 тонн. Не исключено, что какая-то часть была использована во время паники в конце февраля — начале марта, когда клиенты банков массово забирали наличную валюту из них», — рассказывает начальник аналитического управления, член совета директоров банка БКФ Максим Осадчий.
Он напоминает: на начало февраля 2022 года у российских банков было 13,7 млрд долларов наличными, а остатки на валютных счетах физлиц составляли 90,6 млрд. Только за февраль клиенты вынесли валюты на 8,7 млрд долларов плюс 9,8 млрд за март. Откуда у банков взялась разница в 4,8 млрд долларов? Наиболее логичный ответ: из запасов ЦБ.
Максим Осадчий также напоминает о большой разнице между курсами наличного и безналичного доллара: такая разница сигнализирует о большом спросе на наличную валюту. Под этот спрос, кстати, могли быть налажены каналы поставки наличных долларов и евро в Россию из других стран. Схема проста: открытие зарубежного счета, перевод на него, снятие долларов или евро за рубежом и ввоз их в страну. Этим могут заниматься не только люди, но и бизнес, в том числе для собственных нужд. В некоторых случаях торговля за наличную валюту может избавлять и российские компании, и их зарубежных контрагентов от многих проблем в виде внимания к ним банков и регуляторов из США и зоны евро.
Ну и, наконец, третий вариант: валюта выдается компаниями в виде займов «дочкам» в дружественных странах. Простой способ, который отражается как рост валютных кредитов в статистике и вместе с тем делает валюту недоступной для санкций.
Иллюстрация: Игорь Шапошников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl