Вадим Ковалев, Ассоциация менеджеров: Имея возможность что-то изменить, человек чувствует себя счастливым
9 ноября 2022 года состоится 11-й Московский международный форум «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество». «Сноб» поговорил с Вадимом Ковалевым, первым заместителем исполнительного директора Ассоциации менеджеров, о корпоративном волонтерстве, его эффективности для бизнеса, самых вдохновляющих примерах и о том, как правильно организовать волонтерскую программу в своей компании.
Зачем бизнесу тратить энергию, деньги, время на корпоративное волонтерство? Прибыли-то от него нет.
Прибыли нет, но выгода есть. Для бизнеса это в первую очередь кадровый потенциал. Благодаря программам корпоративного волонтерства бизнес может отобрать самых талантливых, ярких, активных, лояльных.
Вовлеченность и лояльность сотрудников — основа процветания и успеха компании. Например, в ретейл или рестораны быстрого питания молодые ребята приходят с идеей поработать несколько месяцев, заработать на телефон или отпуск и свалить благополучно. Для бизнеса это издержки: оформление нового человека, его обучение, тем более что в первые месяцы после выхода на новую должность человек не работает со стопроцентной эффективностью — ему надо присмотреться, понять процессы, наладить контакт с коллегами. В этом смысле корпоративное волонтерство — идеальный драйвер.
Представьте, пришел человек в компанию, он никого не знает, его никто не знает. Но он поехал в субботу со всем коллективом в детский дом, там все перезнакомились — и в понедельник рабочие вопросы решаются гораздо эффективнее, потому что люди уже знают нового сотрудника и доверяют ему.
Если говорить про PR и маркетинг — сейчас мы живем в то время, когда никто не доверяет прямой рекламе. Но если люди, живущие в городе, постоянно видят волонтеров в мерче компании, которые строят экотропы или делают другие добрые дела, конечно, это сказывается на узнаваемости бренда.
Плюс вовлеченные в волонтерское движение сотрудники становятся в своих соцсетях своего рода амбассадорами компании. Охваты их аккаунтов меньше, чем у традиционных селебрити, но постам этих ребят доверяют больше.
Третье — GR-эффект. Корпоративное волонтерство — хороший формат для обсуждения каких-то проектов с чиновниками, потому что в этом случае они видят бизнес как полноценного партнера и помощника по развитию территории. Это помогает решать и задачи бизнеса.
И еще инвестиции в развитие персонала, проведение акций и корпоративный мерч требуют относительно небольших ресурсов. Так что корпоративное волонтерство дешевле классического спонсорства.
В России корпоративное волонтерство — новое явление?
Традиция социальной помощи и участия сотрудников компаний существовала еще до большевистского переворота. На многих крупных предприятиях и мануфактурах был организован сбор помощи. Понятно, что это было связано больше с религиозной позицией и с традициями промышленников, многие из которых были староверами, но тем не менее сотрудники собирали пожертвования и, говоря современным языком, участвовали в акциях по благоустройству города, были различные социальные проекты в той форме, которую диктовало время.
В советские годы в комсомольской организации и в профсоюзном движении было много программ, которые по форме можно назвать чистейшим корпоративным волонтерством. Например, у всех крупных предприятий были подшефные дома ребенка, дома престарелых, все работали с ветеранами, в городах проводились регулярные субботники.
Другой момент, что во многих предприятиях все сводилось к каким-то формальностям. Стали появляться поговорки типа «работать от забора до обеда», и сложился негативный стереотип о субботнике. Но во многих местах это были серьезные, правильные усилия.
Что дает корпоративное волонтерство сотрудникам? Почему они им занимаются?
Выделяют четыре основные типа мотивации. Прежде всего это, конечно, альтруизм. Слава богу, мир и наша страна не без добрых людей. Те же донорские акции, например: по нашему законодательству даже на добровольной донорской акции тебе обязаны выплатить компенсацию за питание. На большинстве предприятий рядом с местом, где сотрудники станции переливания крови выдают компенсацию, ставится charity box, и 95% доноров кладут эти деньги сразу в него.
Второй тип — то, о чем я уже сказал, — социализация. Ты пришел на работу, в цеху несколько тысяч человек, даже своего начальника цеха ты видишь не каждый день. А во время субботника — знакомишься и с руководителями, и с сотрудниками других подразделений.
Кроме того, это возможность роста для сотрудников. Корпоративное волонтерство хорошо прокачивает софт-скиллы, получше многих тренингов. Чтобы просто организовать поездку в тот же детский дом, надо собрать коллег, договориться с начальником, договориться с детским домом, договориться с партнерами, все закупить. Потом надо за это отчитаться, выложить фотографии, контент запилить...
Четвертое — возможность проявить себя. Корпоративные волонтеры на хорошем счету и во многих больших компаниях они получают разные приятные вещи: мерч, билеты в театр, грамоты, благодарности, возможность съездить на какой-то форум, попасть на какую-то образовательную программу. Корпоративные волонтеры — актив компании. Если что-то происходит — они первые, и если распределяются какие-то блага, они тоже первые, что логично.