Пароходы — важнейшая страница в истории человечества

Y MagazineИстория

Пароход и человек

Пароходы — важнейшая страница в истории человечества. Они расширили горизонты возможного, одновременно «уменьшив» мир, ускорили расцвет индустриальной эпохи, связали удаленные районы внутри материков и впервые позволили судоходству работать по расписанию.

Текст: Антон Черкасов-Нисман. Фото: National Museum of America History, US Library of Congress

Кевин Крисман, профессор Техасского университета A & M, директор Центра подводной археологии и консервации

Большую часть своих археологических исследований я провел на озере Шамплейн, по которому проходит граница штатов Вермонт и Нью-Йорк. По сравнению с Великими озерами оно небольшое, 180 на 19 км, и гораздо менее известное, однако это отличное место для того, чтобы изучать становление парового судоходства во внутренних водах. Озеро Шамплейн стало одним из центров американской паровой революции, и с 1809 по 1905 год на его берегах построили 29 судов. Затонувшие корабли прекрасно сохраняются в пресной воде, и нам удалось обнаружить и идентифицировать остатки 12 пароходов. Наиболее интересны шесть из них, до 1850 года, поскольку об их конструкции, строительстве и эксплуатации до наших дней дошло крайне мало информации.

Самое старое из этих судов называется Phoenix I (45 м). Его спустили на воду в 1815 году, всего через несколько лет после того, как Роберт Фултон и его партнер Роберт Ливингстон впервые проплыли по реке Гудзон на только что изобретенном North River Steamboat. Более того, это самый старый из известных сегодня затонувших пароходов в мире. Он успешно отработал четыре года, а 5 сентября 1819 года пожар на борту уничтожил корабль до самой ватерлинии.

Обнаружили Phoenix I в 1970‑х годах, однако подробное археологическое описание выполнили только 12 лет назад. К сожалению, у судна отсутствовали котел и двигатели, так как их подняли на поверхность вскоре после потери корабля, но зато два года назад мы нашли отвалившиеся гребные колеса.

На вермонтском берегу озера, в местечке Шелберн-Пойнт, сохранилось целое кладбище пароходов, где в районе бывших пристаней затоплены четыре судна XIX века. Построенные между 1820 и 1870 годами, они дали нам очень многое для понимания того, как раньше проектировали и строили такие корабли.

Паровое судно для очистки русла рек от плавняка

Кроме того, в Шамплейне покоятся прекрасно сохранившиеся останки необычного судна, которое приводили в движение самые настоящие «лошадиные силы». Это паром с такими же гребными колесами и редуктором, как у парохода, только вместо котла у него была конная тяга. Подобные паромы использовались наравне с паровыми судами до начала ХХ века — они были существенно дешевле в строительстве и эксплуатации.

Пароходы довольно скоро стали основным транспортом на крупных западных реках — Миссисипи, Огайо и Миссури. В центральной части страны ходили тысячи паровых судов. Нам довелось описать остатки колесного пассажирского парохода Heroine (1832 год), затонувшего в Ред-Ривере на юго-востоке Оклахомы в 1838 году. У него сохранились фрагменты котла, привод и колеса, по которым мы реконструировали пропульсивную систему. Это позволило понять, как она работала и насколько опасным был этот пароход.

На Великих озерах пароходы ходили даже зимой, пока позволяла ледовая обстановка

Дизайн и технологии строительства паровых судов развивались очень бурно: инженеры быстро замечали ошибки ранних проектов, разрабатывали оптимальные конструкции для различных рек и озер, однако в начале XIX века никто не документировал этот естественный процесс. Массовое производство двигателей и котлов в свою очередь стимулировало развитие железообрабатывающей и сталелитейной индустрии. Конструкторы постоянно стремились усовершенствовать котлы и подходили к этому с изрядной долей «творчества», а потому пароходы часто взрывались и горели, что вскоре вызвало первый американский кризис общественной безопасности.

Изобретатель парохода Роберт Фултон

Как бы то ни было, пароходы коренным образом преобразовали жизнь в стране и в мире. В первую очередь они изменили восприятие времени и расстояния, позволяя за считаные дни без проблем и с комфортом преодолевать сотни миль. Кроме того, они стали новым местом встречи совершенно разных людей. В трюме речного парохода могли находиться невольники и европейские эмигранты, выше — трапперы и охотники с Запада, а на верхних палубах — люди голубой крови и богачи. Все они сталкивались в замкнутом пространстве, знакомились и делились историями о жизни в разных регионах. Можно сказать, что на пароходах формировалось общество того времени.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый закон оставляет вопросы Новый закон оставляет вопросы

Что принесет закон о регулировании пользования маломерными судами?

Y Magazine
Мадонна или блудница: почему мужчина видит в женщине либо мать, либо любовницу — объяснение психологов Мадонна или блудница: почему мужчина видит в женщине либо мать, либо любовницу — объяснение психологов

Почему возникают любовные треугольники?

Psychologies
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
«Кино задавало вопросы, а зрители ждали ответов» «Кино задавало вопросы, а зрители ждали ответов»

Наум Клейман — о белых пятнах в истории нашего кино

Weekend
Из стали и дерева Из стали и дерева

Оружие участников битв 1066 года: при Гастингса и на Стэмфордском мосту

Дилетант
Пристал как банный лист: 3 способа избавиться от навязчивого мужчины Пристал как банный лист: 3 способа избавиться от навязчивого мужчины

Как отказать навязчивому ухажеру?

VOICE
Стиль по знаку зодиака: что носить, чтобы стать привлекательнее? Стиль по знаку зодиака: что носить, чтобы стать привлекательнее?

Каждый знак зодиака обладает своими определенными характеристиками и чертами

VOICE
Насколько безопасно скачивать с торрентов? Насколько безопасно скачивать с торрентов?

Насколько можно доверять торрентам?

CHIP
RIB’ных дел мастера RIB’ных дел мастера

Верфь Lomac Nautica показала две новые модели RIB’ов

Y Magazine
Джон Макгрегор: «Споткнуться, упасть, подняться». Драма о силе и уязвимости Джон Макгрегор: «Споткнуться, упасть, подняться». Драма о силе и уязвимости

Отрывок из романа «Споткнуться, упасть, подняться» Джона Макгрегора

СНОБ
Новые герои секса: любитель обнимашек и самурайский дух Новые герои секса: любитель обнимашек и самурайский дух

Вытаскиваем из механизма мейоза отдельные детальки и любуемся ими

СНОБ
Холодец и еще 8 продуктов и блюд, которые можно замораживать впрок Холодец и еще 8 продуктов и блюд, которые можно замораживать впрок

Морозильник — незаменимый помощник, когда дело доходит до хранения продуктов

VOICE
Приключения «Победы» Приключения «Победы»

Первый приз за победу на ЧМ по футболу прожил короткую, но насыщенную жизнь

Дилетант
Катя IOWA Катя IOWA

Певица Катя Иванчикова из группы IOWA строит собственную экосистему

Собака.ru
Загадка Зодиака: серийный убийца оставил шифр, разгадать который оказалось почти невозможно Загадка Зодиака: серийный убийца оставил шифр, разгадать который оказалось почти невозможно

Какие приемы использовал убийца в этом необычном коде, и как он был «взломан»

ТехИнсайдер
Пластилиновые люди против чернильного дождя Пластилиновые люди против чернильного дождя

История одной китайской семьи, оказавшейся сильнее большой истории

Weekend
Как развестись с мужем-нарциссом: 4 правила расставания — обязательно запомните их Как развестись с мужем-нарциссом: 4 правила расставания — обязательно запомните их

Развод с нарциссом — непростое испытание

Psychologies
Вот сколько нужно пить воды в день: ученые все объяснили Вот сколько нужно пить воды в день: ученые все объяснили

Не стоит строго руководствоваться "правилом о 8 стаканах воды в день"

ТехИнсайдер
Выпускники и земляки: зачем компаниям сохранять отношения с бывшими сотрудниками Выпускники и земляки: зачем компаниям сохранять отношения с бывшими сотрудниками

Создание сообщества бывших сотрудников может помочь развитию бренда компании

Forbes
Последний царь: о чем забыли создатели документального фильма о Петре I Последний царь: о чем забыли создатели документального фильма о Петре I

Факты, которым не нашлось места в документальном фильме о Петре I

Forbes
Лес исторических заблуждений Лес исторических заблуждений

Путешествие по следам Большого террора в онлайн-проекте «Сандормох»

Weekend
Как на Facebook процветает черный рынок мошеннических рекламных аккаунтов Как на Facebook процветает черный рынок мошеннических рекламных аккаунтов

Социальная сеть Марка Цукерберга служит площадкой для продажи деловых аккаунтов

Forbes
Какой вы друг на самом деле? Какой вы друг на самом деле?

У каждой дружбы свой почерк. Какой почерк у вашей?

Psychologies
Кто такой философ Ильин, которого постоянно цитирует Путин Кто такой философ Ильин, которого постоянно цитирует Путин

Кто же такой любимый философ Путина?

Maxim
«У нас пока стесняются» «У нас пока стесняются»

Дина Годер о том, как документальная анимация говорит о катастрофе

Weekend
Поедающий кости: найденный у мумий патоген не утратил активности за 9 тысяч лет Поедающий кости: найденный у мумий патоген не утратил активности за 9 тысяч лет

Древняя болезнь, которая разрушает скелет изнутри

Вокруг света
Василий Чудовский: о том, как дружил с Табаковым и Волчек и принимал роды в поезде Василий Чудовский: о том, как дружил с Табаковым и Волчек и принимал роды в поезде

Василий Чудовский, чья судьба с четырнадцати лет связана с железной дорогой

Караван историй
«Маленькие» картины больших художников «Маленькие» картины больших художников

Какие истории хранят пять «маленьких» картин больших живописцев?

Культура.РФ
Мужская безалаберность в сексе Мужская безалаберность в сексе

Почему престолонаследие идет по мужской линии?

СНОБ
«Корпорация самозванцев» «Корпорация самозванцев»

Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР — отрывок из книги

N+1
Открыть в приложении