Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

ЭкспертБизнес

Конец эры больших бюджетов

Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

Вячеслав Суриков

Чтобы вернуться к объемам 2019 года, мировому кинематографу потребуется не меньше пяти лет. Фото: Aleksandr Mamaev кредит- ura.ru/ТАСС

Киноиндустрия находится в двойственном положении: с одной стороны, онлайн-сервисы жаждут все больше контента, спрос на него велик как никогда, с другой — кинотеатры, приносящие студиям львиную долю дохода, закрыты на неопределенный срок. Из заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что Германия к привычной жизни вернется только в августе, основные игроки отечественного кинорынка сделали вывод: если голливудские студии смогут заполучить немецкого зрителя только в конце лета, вряд ли они выпустят в мировой прокат потенциальные суперхиты раньше этого срока. Это не означает, что если отечественные кинотеатры откроются раньше, то российские картины окажутся вне конкуренции и соберут на свои показы всю аудиторию, изголодавшуюся по кинематографическим зрелищам. Вместо этого им придется иметь дело со зрителем, который успел позабыть, что такое просмотр фильма в кинотеатре и зачем это ему нужно. Очевидно, что к тому времени личный бюджет большинства из них значительно сократится.

Если кинопоказы начнутся только в августе, никто не берется предсказать, на каком проценте экранов, которые работали в марте, зритель сможет увидеть кино этим летом. При этом, как показывает опыт Китая, зритель, отпущенный с карантина, спешит в кино едва ли не в последнюю очередь. Отечественные продюсеры предпочли бы, чтобы за тяжелую работу по возвращению зрителя в кинотеатры первыми взялись мейджоры — во всяком случае, она им по силам. Они будут вынуждены выпустить в прокат отложенные проекты, которые раскачают аудиторию, а уже вслед за ними зрителя, вновь ощутившего вкус к коллективным просмотрам, подхватят отечественные кинокомпании. Ведущий аналитик в сфере креативных индустрий Олег Иванов считает, что ситуация с прокатом «ухудшится в два раза». По его оценкам, зрители пойдут в кино не раньше четвертого квартала 2020-го. Все, что происходит сейчас в кинопрокате и кинопроизводстве, говорит о том, что история кино разделится на периоды «до и после пандемии».

Потери, которые при этом придется пережить всему отечественному рынку визуального контента, глава студии СТВ Сергей Сельянов оценивает в 73 млрд рублей до конца года и в 150 млрд в течение ближайших трех лет. Для возвращения индустрии в стабильный режим работы и вовсе понадобится не меньше пяти лет. В четвертом квартале зрителей с оскудевшим кошельком ждет наплыв отечественных и голливудских картин. Уже сейчас продюсеры понимают, что им предстоят очень сложные переговоры друг с другом по поводу дат выпуска фильмов в прокат. Особенно это важно для фильмов, которые уже начали кампанию по продвижению: ленты нужно показать, пока эмоциональный импульс, уже спровоцированный в умах зрителей, окончательно не угас. Зато в следующем году кинотеатры столкнутся с дефицитом премьер. Сергей Сельянов в этой ситуации сравнивает кинотеатры с театрами, основную долю бюджета которых составляет государственная субсидия, утверждая, что кино вправе рассчитывать на аналогичное отношение к нему со стороны государственных структур.

Студия «ТриТэ» перенесла показ фильма «Серебряные коньки» с февраля на декабрь. Она до последнего оттягивала перенос премьеры «Стрельцова», который зритель должен был увидеть в феврале, теперь у этого фильма нет даты начала кинопоказов. Остановлен проект Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Остановлена подготовка к съемкам фильма Алексея Сидорова «Чемпион». «Профит» успел до карантина завершить работу над фильмом «Сердце Пармы» и очень рассчитывает на подходящую дату релиза. Работа над проектом «Мастер и Маргарита», который решил поставить один из основных хитмейкеров отечественного кино Николай Лебедев, остановлена. По оценке главы студии «Профит» Игоря Толстунова, за время карантина из производственного процесса могут выпасть шестьсот творческих групп, которые до сих пор выпускали сто пятьдесят художественных фильмов и около полутысячи фильмов телевизионных. В наиболее уязвимом положении оказались творческие единицы, не занятые в постоянном штате студии, а переходящие с проекта на проект.

Анимационные студии не нуждаются в съемочных площадках, поэтому продолжают свою работу в прежних темпах в дистанционном режиме. У производителей телевизионных сериалов нет проблем с доставкой контента до зрителя. Они обеспокоены в первую очередь падением рекламного рынка, что неизбежно скажется на платежеспособности телеканалов — основных заказчиков их продукции. Соучредитель компании Cosmos Studio Александр Акопов на пресс-конференции в ТАСС дал оптимистический прогноз: рынок упадет на 10–15%, и это не катастрофа. Из этой ситуации можно будет выбраться. Он считает, что рано или поздно индустрия вернется к своим прежним показателям. Ничто не заменит эмоциональный эффект, который получает зритель от коллективного просмотра. Та картинка, которую зритель видит на своем айпаде или айфоне, несопоставима по качеству с той, что на большом экране. Продюсеры не собираются менять свои планы по премьерам фильмов, в первую очередь на больших экранах. Единственное, что они допускают, — сокращение окна между началом кинопроката и онлайн-показами.

Режиссер и продюсер Борис Гуц, автор первого в России фильма, снятого от начала и до конца на мобильный телефон, обладатель Гран-при фестиваля «Окно в Европу», готовился к съемкам большого исторического проекта с сентября прошлого года: он проводил кастинг, искал источники финансирования. Съемки были запланированы на ближайшую осень. Сейчас пробы и выбор локаций для съемок приостановлены. Борис Гуц говорит, что ему повезло, что они не успели начать съемки. Потери были бы намного больше, если бы пришлось сейчас останавливать съемочный процесс. Он прогнозирует, что после завершения пандемии ему будет намного труднее договариваться о привлечении партнеров к финансированию проекта. Даже в том случае, если инвесторы, с которыми он уже успел предварительно договориться, вдруг пойдут на попятную, он отнесется к ним с пониманием. В самой незащищенной ситуации, с его точки зрения, оказались те актеры, которые еще не успели выбиться в категорию звезд и для которых съемки в кино — основной источник заработка. Сейчас он сконцентрирован на подготовке камерного проекта без больших затрат, предполагая, что с ним после пандемии запуститься будет намного проще.

Режиссер Алена Олейник в прошлом году закончила работу над первым полнометражным фильмом «Экспонат», который был сделан на деньги Министерства культуры РФ производственными силами новосибирской студии «Картина мира». У фильма, ориентированного на семейную аудиторию, состоялось только несколько предварительных показов — до широкой премьеры дело так и не дошло. Пандемия застала создателей фильма в стадии поиска прокатчиков — на устраивающих их условиях. Создатели фильма готовы подождать с выходом фильма до того момента, когда прокатчики смогут им их предложить. Возможно, этому будет способствовать прогнозируемый в не столь отдаленном будущем дефицит контента. Но Алена Олейник понимает, что ее «Приключения экспоната» если и выйдет в прокат, то произойдет это в ситуации, далекой от идеальной: «Пока никто не хочет брать нас в прокат, но мы не собираемся сдаваться. Потому что наше кино нравится и родителям, и детям. Наши два закрытых показа и показы для фокус-групп это подтвердили». Сейчас все проекты, которые студия «Картина мира» должна была запустить в производство в феврале, остановлены.

Одним из последствий кризиса в киноиндустрии, вызванного пандемией, неизбежно станет перераспределение сил на кинорынке. Даже мейджорам вряд ли удастся на сто процентов сохранить свои позиции. В этой ситуации, по мнению Сергея Сельянова, для отечественных кинематографистов открываются новые возможности. Вплоть до захода на те территории, как творческие, так и географические, на которые им до сих пор вход был закрыт, — при условии, что в новой ситуации они окажутся менее консервативными, чем их конкуренты. Еще одна возможность открывается для российских регионов, которые хотели бы, чтобы на их территориях снималось кино. Если они смогут создать для сьемок подходящие экономические условия, им легко удастся привлечь к себе кинематографические группы, которые уже сейчас находятся в поисках вариантов сокращения бюджетов. Не исключен всплеск регионального кино, уровень которого по сравнению с проектами больших студий с сокращенным бюджетом уже не будет вызывающе контрастным.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ВТБ в девелопменте: есть вещи слаще ренты ВТБ в девелопменте: есть вещи слаще ренты

Сегодня ВТБ является акционером пула крупнейших застройщиков страны

Эксперт
Тайны королевства Мустанг Тайны королевства Мустанг

В пещерах Непала прячет свои секреты неизвестная цивилизация

National Geographic
Пляж нудистов у храма Христа Спасителя Пляж нудистов у храма Христа Спасителя

Москва, 1929 год

Дилетант
Лучшие исторические сериалы — от «Романовых» до «Рима» (+ бонус) Лучшие исторические сериалы — от «Романовых» до «Рима» (+ бонус)

Самое время окунуться в историю

Playboy
За пять минут до начала За пять минут до начала

Готовы ли регионы России к пику эпидемии?

Эксперт
Осторожно, хрупкий груз: самый обидчивый знак зодиака - кто он? Осторожно, хрупкий груз: самый обидчивый знак зодиака - кто он?

Кому из знаков зодиака лучше даже случайно не наступать на хвост

Cosmopolitan
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
6 неожиданных подсказок по выживанию в дикой природе, которые должен знать каждый 6 неожиданных подсказок по выживанию в дикой природе, которые должен знать каждый

Знания, которые могут спасти

Playboy
Финал операции «Импичмент» Финал операции «Импичмент»

Дональд Трамп консолидировал вокруг себя республиканцев

Эксперт
Ошиблись все: что можно узнать о будущем на примере Китая Ошиблись все: что можно узнать о будущем на примере Китая

Как разворачиваются события в экономике КНР?

Forbes
«Скелеты в шкафах» союзников «Скелеты в шкафах» союзников

Негласный запрет на темы, которые могли «всплыть» в ходе суда над нацистами

Дилетант
Жизнь без купюр Жизнь без купюр

Уже завтра получать, копить и тратить деньги люди будут совершенно по‑новому

GQ
Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго

– Вы гангстеры? – Нет. Мы русские

Esquire
Страстная неделя Страстная неделя

Половина гостей Недель моды взбунтовалась против самого факта их существования

Vogue
Три Кита, Таиланд Три Кита, Таиланд

Из всех развлечений Таиланда Три Кита меньше всего похожи на развлечение

Maxim
«Лунный фонарик» будет искать воду в древних кратерах нашего спутника «Лунный фонарик» будет искать воду в древних кратерах нашего спутника

NASA планирует использовать уже имеющиеся ресурсы Луны в будущих миссиях

National Geographic
Николас Холт: «Очень надеюсь, что мы никого не оскорбили!» Николас Холт: «Очень надеюсь, что мы никого не оскорбили!»

Николас Холт о его подготовке к роли Петра и работе с Фаннинг

GQ
Огромный гидросамолет испытали над морем в Китае Огромный гидросамолет испытали над морем в Китае

Самолет-амфибия AG600 должен выйти в серийное производство в 2022 году

National Geographic
Слишком вирусный маркетинг. Тина Канделаки о том, что случилось с рынком косметики из-за пандемии Слишком вирусный маркетинг. Тина Канделаки о том, что случилось с рынком косметики из-за пандемии

Тина Канделаки рассказывает о том, что прямо сейчас переживает ее бизнес

Forbes
Как правильно готовиться к переговорам Как правильно готовиться к переговорам

Что делать, если деловые переговоры зашли в тупик

СНОБ
Крылатые ракеты и космическая разведка: убийцы авианосцев Крылатые ракеты и космическая разведка: убийцы авианосцев

Интересный разведывательный космический комплекс, созданный в СССР

Популярная механика
Если вы любите Тарковского, обязательно посмотрите сериал «Рассказы из Петли» Если вы любите Тарковского, обязательно посмотрите сериал «Рассказы из Петли»

«Рассказы из Петли» — замечательная и почти исключительная фантастика

GQ
35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин 35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин

В отказе от наследия перестройки кроется возможное поражение Путина

Forbes
Чего вам не хватает в самоизоляции? Вопрос дня Чего вам не хватает в самоизоляции? Вопрос дня

Во время карантина приходится отказываться от многих привычных вещей

СНОБ
14 детей и брак с коллегой: личная жизнь самых популярных порноактрис 14 детей и брак с коллегой: личная жизнь самых популярных порноактрис

Говоря о порноактрисах, мы редко задумываемся о том, есть ли у них семьи

Cosmopolitan
Дом на озере Дом на озере

Современный фахверк с уникальным авторским интерьером

SALON-Interior
История в обложках и платьях История в обложках и платьях

Елена Стафьева о выставке «Harper’s Bazaar. Первый журнал мод»

Weekend
«Кто-то зарабатывает на таком падении»: почему нефть снова дешевеет? «Кто-то зарабатывает на таком падении»: почему нефть снова дешевеет?

Смогут ли цены на нефть повторить рекорд майских фьючерсов WTI

Forbes
Летучие мыши ни при чем: в Китае нашли нулевую пациентку, с которой началась эпидемия Летучие мыши ни при чем: в Китае нашли нулевую пациентку, с которой началась эпидемия

Расследование пути передачи инфекции в Китае привело к женщине

Домашний Очаг
Экспресс-проверки водителей на алкоголь. Как это работает Экспресс-проверки водителей на алкоголь. Как это работает

Новую схему экспресс-тестов для водителей на алкоголь и наркотики раскритиковали

РБК
Открыть в приложении