Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

ЭкспертБизнес

Конец эры больших бюджетов

Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

Вячеслав Суриков

Чтобы вернуться к объемам 2019 года, мировому кинематографу потребуется не меньше пяти лет. Фото: Aleksandr Mamaev кредит- ura.ru/ТАСС

Киноиндустрия находится в двойственном положении: с одной стороны, онлайн-сервисы жаждут все больше контента, спрос на него велик как никогда, с другой — кинотеатры, приносящие студиям львиную долю дохода, закрыты на неопределенный срок. Из заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что Германия к привычной жизни вернется только в августе, основные игроки отечественного кинорынка сделали вывод: если голливудские студии смогут заполучить немецкого зрителя только в конце лета, вряд ли они выпустят в мировой прокат потенциальные суперхиты раньше этого срока. Это не означает, что если отечественные кинотеатры откроются раньше, то российские картины окажутся вне конкуренции и соберут на свои показы всю аудиторию, изголодавшуюся по кинематографическим зрелищам. Вместо этого им придется иметь дело со зрителем, который успел позабыть, что такое просмотр фильма в кинотеатре и зачем это ему нужно. Очевидно, что к тому времени личный бюджет большинства из них значительно сократится.

Если кинопоказы начнутся только в августе, никто не берется предсказать, на каком проценте экранов, которые работали в марте, зритель сможет увидеть кино этим летом. При этом, как показывает опыт Китая, зритель, отпущенный с карантина, спешит в кино едва ли не в последнюю очередь. Отечественные продюсеры предпочли бы, чтобы за тяжелую работу по возвращению зрителя в кинотеатры первыми взялись мейджоры — во всяком случае, она им по силам. Они будут вынуждены выпустить в прокат отложенные проекты, которые раскачают аудиторию, а уже вслед за ними зрителя, вновь ощутившего вкус к коллективным просмотрам, подхватят отечественные кинокомпании. Ведущий аналитик в сфере креативных индустрий Олег Иванов считает, что ситуация с прокатом «ухудшится в два раза». По его оценкам, зрители пойдут в кино не раньше четвертого квартала 2020-го. Все, что происходит сейчас в кинопрокате и кинопроизводстве, говорит о том, что история кино разделится на периоды «до и после пандемии».

Потери, которые при этом придется пережить всему отечественному рынку визуального контента, глава студии СТВ Сергей Сельянов оценивает в 73 млрд рублей до конца года и в 150 млрд в течение ближайших трех лет. Для возвращения индустрии в стабильный режим работы и вовсе понадобится не меньше пяти лет. В четвертом квартале зрителей с оскудевшим кошельком ждет наплыв отечественных и голливудских картин. Уже сейчас продюсеры понимают, что им предстоят очень сложные переговоры друг с другом по поводу дат выпуска фильмов в прокат. Особенно это важно для фильмов, которые уже начали кампанию по продвижению: ленты нужно показать, пока эмоциональный импульс, уже спровоцированный в умах зрителей, окончательно не угас. Зато в следующем году кинотеатры столкнутся с дефицитом премьер. Сергей Сельянов в этой ситуации сравнивает кинотеатры с театрами, основную долю бюджета которых составляет государственная субсидия, утверждая, что кино вправе рассчитывать на аналогичное отношение к нему со стороны государственных структур.

Студия «ТриТэ» перенесла показ фильма «Серебряные коньки» с февраля на декабрь. Она до последнего оттягивала перенос премьеры «Стрельцова», который зритель должен был увидеть в феврале, теперь у этого фильма нет даты начала кинопоказов. Остановлен проект Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Остановлена подготовка к съемкам фильма Алексея Сидорова «Чемпион». «Профит» успел до карантина завершить работу над фильмом «Сердце Пармы» и очень рассчитывает на подходящую дату релиза. Работа над проектом «Мастер и Маргарита», который решил поставить один из основных хитмейкеров отечественного кино Николай Лебедев, остановлена. По оценке главы студии «Профит» Игоря Толстунова, за время карантина из производственного процесса могут выпасть шестьсот творческих групп, которые до сих пор выпускали сто пятьдесят художественных фильмов и около полутысячи фильмов телевизионных. В наиболее уязвимом положении оказались творческие единицы, не занятые в постоянном штате студии, а переходящие с проекта на проект.

Анимационные студии не нуждаются в съемочных площадках, поэтому продолжают свою работу в прежних темпах в дистанционном режиме. У производителей телевизионных сериалов нет проблем с доставкой контента до зрителя. Они обеспокоены в первую очередь падением рекламного рынка, что неизбежно скажется на платежеспособности телеканалов — основных заказчиков их продукции. Соучредитель компании Cosmos Studio Александр Акопов на пресс-конференции в ТАСС дал оптимистический прогноз: рынок упадет на 10–15%, и это не катастрофа. Из этой ситуации можно будет выбраться. Он считает, что рано или поздно индустрия вернется к своим прежним показателям. Ничто не заменит эмоциональный эффект, который получает зритель от коллективного просмотра. Та картинка, которую зритель видит на своем айпаде или айфоне, несопоставима по качеству с той, что на большом экране. Продюсеры не собираются менять свои планы по премьерам фильмов, в первую очередь на больших экранах. Единственное, что они допускают, — сокращение окна между началом кинопроката и онлайн-показами.

Режиссер и продюсер Борис Гуц, автор первого в России фильма, снятого от начала и до конца на мобильный телефон, обладатель Гран-при фестиваля «Окно в Европу», готовился к съемкам большого исторического проекта с сентября прошлого года: он проводил кастинг, искал источники финансирования. Съемки были запланированы на ближайшую осень. Сейчас пробы и выбор локаций для съемок приостановлены. Борис Гуц говорит, что ему повезло, что они не успели начать съемки. Потери были бы намного больше, если бы пришлось сейчас останавливать съемочный процесс. Он прогнозирует, что после завершения пандемии ему будет намного труднее договариваться о привлечении партнеров к финансированию проекта. Даже в том случае, если инвесторы, с которыми он уже успел предварительно договориться, вдруг пойдут на попятную, он отнесется к ним с пониманием. В самой незащищенной ситуации, с его точки зрения, оказались те актеры, которые еще не успели выбиться в категорию звезд и для которых съемки в кино — основной источник заработка. Сейчас он сконцентрирован на подготовке камерного проекта без больших затрат, предполагая, что с ним после пандемии запуститься будет намного проще.

Режиссер Алена Олейник в прошлом году закончила работу над первым полнометражным фильмом «Экспонат», который был сделан на деньги Министерства культуры РФ производственными силами новосибирской студии «Картина мира». У фильма, ориентированного на семейную аудиторию, состоялось только несколько предварительных показов — до широкой премьеры дело так и не дошло. Пандемия застала создателей фильма в стадии поиска прокатчиков — на устраивающих их условиях. Создатели фильма готовы подождать с выходом фильма до того момента, когда прокатчики смогут им их предложить. Возможно, этому будет способствовать прогнозируемый в не столь отдаленном будущем дефицит контента. Но Алена Олейник понимает, что ее «Приключения экспоната» если и выйдет в прокат, то произойдет это в ситуации, далекой от идеальной: «Пока никто не хочет брать нас в прокат, но мы не собираемся сдаваться. Потому что наше кино нравится и родителям, и детям. Наши два закрытых показа и показы для фокус-групп это подтвердили». Сейчас все проекты, которые студия «Картина мира» должна была запустить в производство в феврале, остановлены.

Одним из последствий кризиса в киноиндустрии, вызванного пандемией, неизбежно станет перераспределение сил на кинорынке. Даже мейджорам вряд ли удастся на сто процентов сохранить свои позиции. В этой ситуации, по мнению Сергея Сельянова, для отечественных кинематографистов открываются новые возможности. Вплоть до захода на те территории, как творческие, так и географические, на которые им до сих пор вход был закрыт, — при условии, что в новой ситуации они окажутся менее консервативными, чем их конкуренты. Еще одна возможность открывается для российских регионов, которые хотели бы, чтобы на их территориях снималось кино. Если они смогут создать для сьемок подходящие экономические условия, им легко удастся привлечь к себе кинематографические группы, которые уже сейчас находятся в поисках вариантов сокращения бюджетов. Не исключен всплеск регионального кино, уровень которого по сравнению с проектами больших студий с сокращенным бюджетом уже не будет вызывающе контрастным.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Время повернуть дышло Время повернуть дышло

Законодательство о банкротстве грозит «обнулением» значительному числу компаний

Эксперт
«Мы не знаем, как поведут себя вирусы в космосе» «Мы не знаем, как поведут себя вирусы в космосе»

Доктор медицинских наук Вячеслав Ильин — о микробиологической обстановке на МКС

Огонёк
Битый час Битый час

Краткая экономика турниров UFC

Forbes
Осторожно, хрупкий груз: самый обидчивый знак зодиака - кто он? Осторожно, хрупкий груз: самый обидчивый знак зодиака - кто он?

Кому из знаков зодиака лучше даже случайно не наступать на хвост

Cosmopolitan
А те, кто толще нас, уже едят А те, кто толще нас, уже едят

Центробанк расширяет и удешевляет доступ к ликвидности для крупнейших банков

Эксперт
С мыслями о красоте С мыслями о красоте

Интерьер в духе аутентичной английской классики

SALON-Interior
За пять минут до начала За пять минут до начала

Готовы ли регионы России к пику эпидемии?

Эксперт
8 фильмов, после которых вам захочется отправиться в путешествие 8 фильмов, после которых вам захочется отправиться в путешествие

Фильмы, которые лучше всего передают магию мест, в которых они были сняты

Esquire
История болезни: двойная мораль История болезни: двойная мораль

Коммунистические вожди не доверяли своё здоровье отечественным медикам

Дилетант
Астрономы смогли предсказать вспышку в далекой галактике с точностью до четырех часов Астрономы смогли предсказать вспышку в далекой галактике с точностью до четырех часов

Вспышка в центре галактики OJ 287

N+1
Платить лицом Платить лицом

Кто и зачем решил собирать цифровые слепки личности россиян?

Forbes
Всё опять вернётся Всё опять вернётся

Жизнь в Пуэрто-Рико вошла в привычное русло после урагана

Robb Report
20 способов не выглядеть глупо в кругу меломанов 20 способов не выглядеть глупо в кругу меломанов

Беседы о музыке — тонкий лед

GQ
Травля в школе, депрессия и миллионы: история актера и борца Дуэйна Джонсона Травля в школе, депрессия и миллионы: история актера и борца Дуэйна Джонсона

Не простой путь Дуэйна Джонсона к славе

Cosmopolitan
Авторитейл включил аварийный сигнал Авторитейл включил аварийный сигнал

Треть предприятий российского авторитейла может оказаться на грани разорения

Эксперт
Что из себя представляет современная космическая мода Что из себя представляет современная космическая мода

Об отличных «космических» вещах, которые можно носить хоть каждый день

GQ
Обвал за обвалом: когда утихнет шторм на нефтяном рынке Обвал за обвалом: когда утихнет шторм на нефтяном рынке

Удастся ли вырваться из замкнутого круга обвалов цен на нефтяном рынке

Forbes
Приснился будущий сын - удивительная судьба Натальи Белохвостиковой Приснился будущий сын - удивительная судьба Натальи Белохвостиковой

Её благородную красоту зрители впервые увидели на экране в картине «У озера»

Cosmopolitan
Где отдыхали и работали русские писатели Где отдыхали и работали русские писатели

Как Гоголь, Толстой и Достоевский проводили время в Риме и Париже

GQ
Научный расизм Научный расизм

Исторический фашизм принадлежит определенной эпохе и одной стране

Эксперт
«Человек остановился»: Esquire публикует неизвестный рассказ Владимира Набокова «Человек остановился»: Esquire публикует неизвестный рассказ Владимира Набокова

Esquire публикует неизвестный рассказ Владимира Набокова

Esquire
«Внебрачный папа»: как строить отношения с отцом ребенка, если вы не вместе «Внебрачный папа»: как строить отношения с отцом ребенка, если вы не вместе

«Ребенку нужен отец» — те, кто так считает, по-своему правы

Psychologies
Гендиректор «Шоколадницы» Олег Подгорный: После кризиса мы фактически будем начинать бизнес заново Гендиректор «Шоколадницы» Олег Подгорный: После кризиса мы фактически будем начинать бизнес заново

Проблемы крупного сетевого бизнеса в период самоизоляции

СНОБ
Заявка на успех Заявка на успех

Перенос старта проката только повысил градус споров вокруг «Черной Вдовы»!

Grazia
10 редчайших моделей АвтоВАЗа 10 редчайших моделей АвтоВАЗа

Об этих моделях АвтоВАЗа вы могли даже и не знать

Популярная механика
Археологи протестировали бронзовые мечи в бою Археологи протестировали бронзовые мечи в бою

Археологи в полевых экспериментах воспроизвели 14 типов вмятин и зазубрин

N+1
Одежда из переработанных материалов: зачем ее покупать и насколько она безопасна Одежда из переработанных материалов: зачем ее покупать и насколько она безопасна

Вещи из переработанных материалов уже давно пользуются популярностью

Cosmopolitan
«Как только карантин отменят, зрители прибегут к нам вприпрыжку». Как культура в регионах переживает пандемию «Как только карантин отменят, зрители прибегут к нам вприпрыжку». Как культура в регионах переживает пандемию

Как музеи и театры собираются выжить в карантин и что ждет их после пандемии

Forbes
Свет в конце тоннеля: налаживаем контакт с собой в самоизоляции Свет в конце тоннеля: налаживаем контакт с собой в самоизоляции

Сохранить равновесие помогут внимательное отношение к собственным потребностям

Psychologies
Владимир Машков Владимир Машков

Суровый, честный мужской разговор с брутальным героем

Maxim
Открыть в приложении