Беспощадно эффективный
Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный технологичный и сверхэффективный банк, которому оставался один шаг до выгодной продажи. Но экономический кризис перечеркнул эти планы, и теперь задача Тинькофф-банка — пройти его с наименьшими потерями. В этом могут помочь комиссионные доходы
Международное рейтинговое агентство Fitch снизило прогнозы по рейтингам сразу для 15 частных банков России до негативного. Сами рейтинги при этом остались неизменными, но это до поры до времени: агентство предупреждает, что пандемия и дешевая нефть могут привести к их понижению. Аналитики Fitch считают, что российские банки обладают достаточными буферами капитала и необходимым уровнем ликвидности и спокойно могут выдержать резкое кратковременное падение экономики во втором квартале 2020 года, если дальше последует стабилизация.
Среди банков, прогноз по которым был понижен, оказался Тинькофф-банк, получивший повышение рейтинга от того же Fitch всего полгода назад. Тогда, в октябре 2019-го, Fitch повысило рейтинг с ВВ– до ВВ, отметив таким образом «продолжительную историю исключительно высоких показателей компании, подкрепленную диверсификацией бизнес-модели банка и растущей франшизой». Новый рейтинг также отражал улучшение капитализации после SPO Тинькофф-банка в июле 2019 года, когда он привлек 300 млн долларов, а основатель банка Олег Тиньков более чем на три процентных пункта сократил свою долю в капитале банка.
Однако с тех пор произошло так много событий, что вся среда, в которой раньше так успешно рос Тинькофф-банк, полностью поменялась. Никаких сомнений в устойчивости бизнеса, разумеется, нет, вопрос в другом: сможет ли банк в новых условиях расти так же активно и так же бодро снимать сливки с новых ниш?
Нацелились на прибыль
В современном своем виде Тинькофф-банк работает 13 лет. В 2006 году Олег Тиньков купил небольшой Химмашбанк, чтобы создать на его основе банк, специализирующийся на дистанционной работе с физлицами. Вдохновили на это бизнесмена, только что удачно продавшего свою пивоваренную компанию, американские Wells Fargo и Capital One.
За десять лет активы Тинькофф-банка выросли более чем в 40 раз (График 1)
Инвестиции на первоначальном этапе составили 70 млн долларов (около трети вырученного за пивной бизнес). В принципе, идея не была такой уж уникальной: за шесть лет до Олега Тинькова построить похожий банк пытался Рустам Тарико — кстати, он, как и Тиньков, привлекал к разработке бизнес-модели «Русского стандарта» именитых западных консультантов: компанию McKinsey (Тинькову помогала The Boston Consulting Group). А два года спустя после Тинькова на рынок кредитных карт и, в числе прочего, удаленных банковских услуг для населения вышел основатель сети «Связной» Максим Ноготков. Кроме того, на рынке действовало несколько других банков-монолайнеров, активно кредитовавших граждан — наличными, на покупку в торговых точках, теми же картами («Хоум кредит», Кредит Европа банк, «Восточный экспресс» и т. д.).
Тем не менее именно модель Тинькофф-банка, вообще не предполагавшая наличия офисов, оказалась живучей и, что еще важнее, доходной. За последние десять лет активной работы, с конца 2010-го по конец 2019-го, его активы выросли более чем в 40 раз (см. график 1), хотя совокупные активы всех российских банков за этот же период выросли всего лишь в три раза. Тинькофф-банк поднялся на седьмое место в списке банков с самым крупным портфелем кредитов «физикам» (впереди него — лишь гиганты вроде госбанков и Альфа-банка) и на одиннадцатое — по объему вкладов физлиц. Всего среди российских банков «Тинькофф» сегодня по объему активов семнадцатый, а по итогам марта 2020 года он пятый по объему чистой прибыли.
В основном этот рост обеспечили кредиты "физикам", для чего "Тинькофф" привлек вклады "физиков" (График 2)
Вообще, Тинькофф-банк с самого начала не делал главной ошибки многих начинающих бизнесов — не пытался сначала любой ценой занять долю рынка, а потом уже решать вопрос с доходами (именно по такому пути шел банк «Связной»). «Тинькофф» с самого начала четко следовал основной цели — зарабатывать, и это у него отлично получалось (см. график 3). Вот пример: «Русский стандарт» рассылал кредитные карты — и Тинькофф-банк рассылал кредитные карты. Но «Тинькофф» сразу ограничил круг рассылки карт составом сотрудников и клиентов компаний-партнеров. В итоге в первый год было выдано на 1,8 млрд рублей кредитов, а в капитал банка стали заходить серьезные портфельные инвесторы вроде Goldman Sachs.
Еще через год Тинькофф-банк вступил в систему страхования вкладов и начал активно привлекать деньги физлиц на счета, так же как и кредитовать — исключительно онлайн. Сейчас практически вся пассивная база банка — это деньги граждан, их даже больше, чем выданных кредитов. Оставшиеся пассивы банк в основном вкладывает в ценные бумаги плюс держит традиционно высокую, около десяти процентов активов, долю кеша (для сравнения: у Сбербанка кеша обычно около семи процентов всех активов).
К весне 2011 года «Тинькофф» выпустил один миллион карт и занял на этом рынке 4,6%, а вскоре запустил страховой бизнес и мобильный банкинг. Настало время подумать об IPO. Оно состоялось осенью 2013 года на Лондонской бирже, Олег Тиньков и другие акционеры продали свои доли более чем за миллиард долларов (на развитие самого банка из этой суммы было направлено лишь 175 млн). В результате IPO сам банк был оценен в 3,2 млрд долларов. На момент подготовки этого материала капитализация Тинькофф-банка на Лондонской бирже недотягивает до 2,5 млрд долларов.
Кризис 2014–2015 годов ударил по бизнесу Тинькофф-банка, как и по всему банковскому рынку, но не так уж сильно: его прибыль обнулилась лишь однажды, в первом квартале 2015 года, а с начала 2016-го вернулась к докризисным уровням и начала бодро расти. Это совпало с переходом к новой модели — финансового онлайн супермаркета. Тинькофф-банк планомерно менял свою модель — с процентной на процентную плюс комиссионную. На 2016–2019 годы приходится запуск услуг для МСП, своего мобильного оператора, розничного брокера «Тинькофф инвестиции» и лайфстайл-услуг, а также развитие эквайринга (по итогам 2018 года банк стал одним из крупнейших онлайн-эквайеров в Европе и занял третье место среди российских банков-участников, по данным The Nilson Report, опередив Альфа-банк и уступив Сбербанку и ВТБ). В 2017–2019 годах Тинькофф-банк выкупил платежный сервис Cloud Payment, который как раз занимается интернет-эквайрингом.
Эквайринг и интерчейндж как статьи дохода также нельзя недооценивать: например, Тинькофф-банк не зря одним из первых начал продвигать «черные» карты — на эквайринге по ним он как эмитент зарабатывает больше. То же касается и кредитных карт, если сравнивать их с дебетовыми. Кстати, председатель правления британец Оливер Хьюз до прихода в Тинькофф-банк в 2007 году почти десять лет работал в Visa — отсюда, видимо, и глубокое понимание технологических процессов, в том числе связанных с картами и платежами. Вряд ли выходец из российского банковского сектора смог бы построить такой же технологичный и сфокусированный банк.
Как уже говорилось выше, летом 2019 года «Тинькофф» снова привлек деньги через выпуск GDR — на дальнейший рост кредитного портфеля и поддержку на должном уровне капитала банка.
Кстати, интересно, что с 2017 года «Тинькофф» завел собственную банкоматную сеть — до этого он обходился услугами банков-партнеров. При этом за снятие наличных клиенты платят довольно высокую цену — 2,9% плюс 290 рублей по кредитной карте, а если по ней образовался непогашенный остаток — гораздо больше (об этом мы расскажем дальше). Очевидно, что это — один из элементов комиссионного дохода.
К концу 2019 года у Тинькофф-банка было 6,6 млн заемщиков, из которых 5 млн — держатели кредиток, 7,1 млн человек с дебетовыми картами, полмиллиона счетов МСБ и 1,1 млн активных брокерских счетов.
Все будет просто
«Я выбирал Тинькофф-банк, потому что у них пять процентов на остаток и кешбек, — рассказывает Дмитрий, у которого дебетовая карта Тинькофф-банка уже четвертый год. — Плюс можно открывать накопительные счета. Потом, очень удобно оказалось прикреплять к карте валютные счета и перекидывать между ними деньги. Оплату ЖКХ можно подключить. Страховки выдают за минуту. Поддержка тоже нормальная — отвечают в течение минут пяти-десяти в чате».
"Тинькофф" всегда был прибыльным, в основном за счет процентных доходов (График 3)
Еще один клиент Тинькофф-банка, Валентина, пользуется кредитной картой с 2017 года: «Когда мы переехали в другой город, у нас в какой-то момент образовалась нехватка денег на повседневные расходы, мне нужна была кредитка прямо сейчас и без справок. И они, по-моему, были единственные, кто мог такую дать. Подала заявку через интернет, сразу же одобрили, на следующий день привезли на дом. Теперь пользуюсь так: трачу с нее, даже в минус, перед платежным днем пополняю. У Тинькофф-банка есть кешбек, хоть и небольшой — один процент, можно тратить на рестораны и железнодорожные билеты, мелочь, а приятно. Можно одной кнопкой пополнить с карты Сбербанка и через терминал на нее можно денег закинуть, причем сделать это может другой человек по номеру карты».
Кажется, что ничего экстраординарного в этих рассказах нет, но когда Тинькофф-банк только начинал работу, о том, чтобы получить кредитку дистанционно и иметь возможность пополнять ее множеством способов, не было и речи. Нужен был визит в банк, нужно было дойти до банкомата и засунуть в него деньги, а про поддержку в чатах и не слышали.
Бизнес Тинькофф-банка оставался рентабельным даже в прошлый кризис (График 4)
«В то время, когда банки говорили: придите к нам, а мы подумаем сто раз, надо ли вам что-то давать, — Тинькофф-банк сказал: а мы будем думать, как сделать, чтобы вам было проще. И они думали именно за клиента, — говорит топ-менеджер одного частного банка. — Они решили какие-то действия клиента убрать из нормальной логики общения с банком. И для этого им понадобилась технологическая оснастка. А технологии — это совсем другая культура. И они ее создали». По словам собеседника «Эксперта», «Тинькофф» сегодня уже технологически не очень сильно оторвался от остальных, но у всех в головах остается, что он очень продвинутый банк. «Потому что они это реноме поддерживали. Все лучшие новинки — у них, все лучшие фичи — у них, они думали на два-три года вперед. И если надо что-то совершить сегодня, какой-то подвиг по внедрению, по реализации, то у их команды получится это гораздо лучше, чем у других», — говорит банкир.
Тот же кешбек и процент на остаток, а также моментальную конвертацию в другие валюты первым ввел именно Тинькофф-банк, а теперь они стали стандартом для всех банков. «Мы первыми сделали конвертацию валют по биржевым курсам (как по расчетным картам, так и внутри вкладов), первыми запустили “Тинькофф Истории” в мобильном приложении и далее на Tinkoff.ru (короткие сториз на финансовые и лайфстайл-темы по принципу Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), которые потом скопировали другие банки; первыми начали развивать лайфстайл-стратегию и встроили лайфстайл в мобильное приложение. В “Тинькофф Инвестициях” мы первыми сделали простое мобильное приложение для торговли на бирже, простые и понятные тарифы, мгновенное пополнение и вывод средств 24/7 (в полной мере это еще никто не повторил). Также мы одними из первых создали полноценный банковский сервис для юридических лиц в смартфоне, к которому сегодня уже все привыкли», — перечисляют в Тинькофф-банке.
Обслуживание МСБ было построено по тому же принципу «как можно проще для клиента», но с дополнительными функциями, которые надстраивались на уже существующую базу клиентов-физлиц. Так, Тинькофф-банк предлагает предпринимателям отправить реквизиты счета в день заявки по СМС и электронной почте, а также процент на остаток и овердрафт плюс бонусы на сервисы партнеров — например, до десяти тысяч рублей на рекламу в «Яндексе», до 50 тысяч рублей на рекламу от myTarget в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», а также доступ к базе клиентов «Тинькофф»: бизнесмен может получить «максимально релевантную аудиторию», которую сегментируют на основе покупок по картам.
«Одно из главных решений — мы сделали банковское обслуживание доступным, — говорят в Тинькофф-банке. — Если раньше предприниматели платили по две-три тысячи рублей, то мы первыми сделали ежемесячный платеж 490 рублей. По аналогии с экосистемным подходом для физических лиц в “Тинькофф” мы первыми из банков для бизнеса стали развивать экосистему для юрлиц, когда предприниматель мог получить доступ к сервисам для развития бизнеса в одном месте — в мобильном приложении. Управление бизнес-картами, интернет-эквайрингом, онлайн-бухгалтерией своего бизнеса — все это предприниматель может делать в несколько кликов и без необходимости звонить в банк для решения каких-то вопросов».
Попробуй и сделай сам
На первый взгляд рецепт сверхэффективного банка от Олега Тинькова довольно прост: не тратить деньги на офисы и заниматься только высокомаржинальным направлением (кредитные карты, страхование).
«Основные причины высокой рентабельности Тинькофф-банка — структура кредитного портфеля, большую часть которого занимают кредитные карты и кредиты наличными; отсутствие офисов, что также позволяет быстро сокращать расходы при неблагоприятной ситуации, и развитие сервисов, приносящих комиссионный доход», — перечисляет аналитик «ВТБ Капитал» Светлана Асланова. Что же касается комиссионных доходов, то эксперт обращает внимание, что доля страхования и комиссии за снятие наличных в общих комиссионных доходах падает (до 17% в 2019 году с 46% в 2016-м), равно как и доля СМС-информирования (до 9% с 11%), при этом растет доля других услуг (например, доля комиссий по счетам ИП и МСП выросла до 24% с 2% в 2016 году).
Однако экономист крупной кредитной организации, с которым «Эксперт» обсудил феномен Тинькофф-банка, обращает внимание на то, сколько труда стоит за этой кажущейся простотой. «Несложно организовать курьеров на договоре подряда, но вопрос в том, насколько эффективно будет организована доставка: получится ли сделать так, чтобы курьер приезжал уже на следующий день с картой и пакетом документов, чтобы сразу приходило СМС, чтобы установить пин-код, — говорит собеседник “Эксперта”. — Еще сложнее эффективно организовать все, что вокруг доставки, например ИТ: сделать хорошее, многофункциональное приложение. Это сложно как при наличии “наследства” из ПО в банке, так и с нуля. То же самое с потребкредитами и кредитными картами — другие банки пытались пойти по этому же пути, но не все это пережили (например, “Связной”). “Тинькофф” работает не просто на высокомаржинальном рынке карт, а на растущем рынке карт. К примеру, POS-кредитование давно не растет. А рынок потребительских кредитов рос быстрее ипотеки. То есть они оседлали растущий тренд и быстро взлетели, а потом успешно перепозиционировались, ведь кредитные карты тоже не бесконечны. “Тинькофф” вышел в сегмент МСБ, дал процент на текущий остаток. В целом они делают стратегически взвешенные шаги, и у Тинькофф-банка очень хороший менеджмент». По словам людей, знающих банковскую отрасль изнутри, ИТ-специалисты в Тинькофф-банке получают меньше, чем ИТ-специалисты Сбера, а продукт выдают как минимум не хуже.
Экосистема Тинькофф-банка
Действительно, мобильные приложения и веб-интерфейсы Тинькофф-банка на протяжении нескольких лет признавались лучшими на рынке аналитиками компаний Deloitte и Markswebb.
Тинькофф-банк сознательно не выдает ипотеку — как пояснили в банке «Эксперту», у ипотеки не слишком высокая доходность, ипотечные кредиты очень зависят от ставки фондирования, плюс не исключено, что у ипотечных банков будут серьезные проблемы в текущий кризис.
Однако еще пять лет назад «Тинькофф» запустил ипотечную платформу при партнерстве «Дельта Кредит», «Интеркоммерца» и Транскапиталбанка. Тогда проект быстро свернули. «“Тинькофф” запускает много партнерских проектов, смотрит, как пойдет, и потом делает такой же сервис сам, — говорит экономист крупного банка. — Так было, например, с брокерским сервисом: сначала было партнерство с БКС, а потом “Тинькофф” запустил собственный сервис».
«“Тинькофф” первым стал создавать свою экосистему, которая в первую очередь является инструментом продвижения на новые рынки, выходом на новые неохваченные направления, — говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Конечно, потом на них выходят крупные игроки, быстро копирующие успешные стратегии (тот же Сбербанк), но к тому моменту “Тинькоф” успевает снять сливки и перемещается на новые. Это очень рискованная модель бизнеса, и воспроизвести ее может лишь один банк — тот, кто выходит в новые ниши первым».
Из последних сервисов в экосистеме Тинькофф-банка — ремонт машины: держатели карт банка могут записаться в авторизованные сервисы и получить кешбек.
70% программистов
ИТ — главный столп, на котором держится бизнес Тинькофф-банка, в первую очередь его удаленные сервисы. 70% персонала в штаб-квартире банка — именно айтишники. Около половины банковских сотрудников работают из дома в «облачном» или «домашнем» контакт-центре, который основан на базе собственного ИТ-решения Web Office. В Тинькофф-банке утверждают, что это самый большой контакт-центр в Европе по численности персонала. Сотрудников «Тинькофф» ищет по всей стране, и благодаря удаленке переезжать в Москву им не требуется — в определенной степени это дает экономию на зарплатах.
Доставкой карт занимаются так называемые представители, или смарт-курьеры, как их называют в банке: они идентифицируют клиента, фотографируют его и доставляют банковский продукт на следующий день в любую точку страны. Для этого используется специальное приложение, также разработанное внутри банка.
Работа представителей и операторов контакт-центра постоянно анализируется — это стало возможным благодаря технологии идентификации клиентов по голосу («Тинькофф» первым из российских банков внедрил системы распознавания в своем контакт-центре в 2014 году), а также технологии распознавания речи, которая переводит все звонки в текст. Кроме того, банк активно использует технологию распознавания лиц — она как раз внедрена в мобильные приложения, которыми пользуются банковские представители.
Представителей около 3300 человек, их заработок зависит от количества рабочих часов и числа встреч с клиентами. Есть и план; если он не выполняется, то успешные звонки (то есть закончившиеся продажей) оплачиваются по более низкой ставке. Оформление в банке происходит по гражданско-правовому договору, каждый месяц он перезаключается. Другой вариант — оформление по ТК. Работу представителей постоянно оценивают — как раз при помощи тех самых технологий распознавания речи. На порталах о трудоустройстве представители в целом хорошо отзываются о работе в Тинькофф-банке, но предупреждают, что у новичков отпуск за свой счет и нет оплачиваемых больничных (чтобы получить их, надо отработать определенное количество времени).
Приведи друга — получи 500 рублей
Самые активные апологеты Тинькофф-банка — его клиенты с дебетовыми картами. Недаром в банке действует система «приведи друга» и выплачиваются бонусы за друга, совершившего операций на десять тысяч рублей. При этом «Тинькофф» — один из лидеров банковской отрасли по затратам на рекламу: в 2019 году он потратил на нее 6,1 млрд рублей, это даже больше, чем у Сбербанка (5,6 млрд), напоминает Максим Осадчий. Больше, чем у Тинькофф-банка, затраты на рекламу только у ВТБ. Если учесть, что у Тинькофф-банка 17-е место по активам, можно говорить о его агрессивной стратегии. «Для привлечения новых клиентов мы используем классический перформанс-микс: контекстную и таргетированную рекламу, инфлюенсеров/блогеров, SEO, мобильное привлечение, — перечисляют в Тинькофф-банке. — Но сейчас в нашем случае больше работает сарафанное радио, около 80 процентов новых клиентов на дебетовую карту “Тинькофф Блэк” — ядро нашей экосистемы — приходят по рекомендациям друзей и знакомых, то есть бесплатно. Это около трехсот тысяч новых клиентов в месяц. Сначала мы работали на репутацию - продукт, бонусы, живой денежный кешбек и процент на остаток для клиентов, экосистему, классные тарифы, топовые приложения, а теперь это работает на нас».
Вместе со Сбербанком "Тинькофф" отобрал долю рынка кредитных карт у других розничных банков (График 5)
А вот держатели кредитных карт Тинькофф-банка порой оставляют весьма нелестные отзывы. Понятно, что связано это со спецификой самих кредитных карт как продукта — у них всегда есть множество нюансов, в каждом банке своих. На этих нюансах, в конце концов, банки и зарабатывают. Один из собеседников «Эксперта» охарактеризовал Тинькофф как «банк, беспощадный к заемщикам».
Почти четверть доходов Тинькофф-банка - комиссии и страховые премии (График 6)
«Мне не нравится, как устроены покупки в рассрочку, — говорит держатель кредитки Тинькофф-банка Валентина. — Я так и не поняла, как надо пополнять счет, чтобы система принимала именно установленный разовый размер платежа, а не двойной. То есть если я, допустим, сделала покупку в рассрочку на шесть месяцев на шестьдесят тысяч рублей, то мне надо как-то изловчиться, чтобы в первый месяц у меня был минус пятьдесят тысяч, потом сорок тысяч и так далее. Но у меня так не получается. Я хочу иметь возможность, например, в первый месяц закинуть тридцать тысяч, но чтобы списывалось само по десять тысяч равномерно. А у них не так».
Опытные пользователи кредиток отмечают, что у кредитной карты «Тинькофф Платинум» особые условия по льготному периоду — например, есть некоторые виды операций, которые не входят в условия грейс-периода (например, снятие наличных), и погашаются они в особом порядке: за этим надо внимательно следить и изучать условия договора. При этом карта «Платинум» позиционируется как карта с 0% на покупки и платы в беспроцентный период до 55 дней, но вот на покупки при условии минимального платежа начисляется уже 29,9% годовых, а на снятие наличных и на прочие операции, в том числе покупки при неоплате минимального платежа, — уже 49,9% годовых. Кроме того, приходится оплачивать страховку по карте. В состав группы «Тинькофф» также входит микрофинансовая организация «Т-Финанс», и иногда займы выдает не банк, а она.
Отдельный блок проблем, который возникает у клиентов, связан как раз с дистанционным характером обслуживания. Например, порой случается, что банк отключает дистанционное обслуживание или блокирует счета компании по подозрению в отмывании средств в соответствии с 115-ФЗ — в таком случае предоставление документов и попытки связаться с банком могут превращаться в настоящий квест. Иногда возникают сложности с получением «бумажных» документов — оригинала исполнительного листа или выписок с синей печатью.
В банке подчеркивают, что 75% отзывов о «Тинькофф» — положительные: «В негативных отзывах до четверти приходится на работу сотрудников: неправильно сказал, что-то не то сделал / не сделал. Но и в положительных отзывах аналогично: именно работа сотрудников генерирует половину отзывов».
Банк меняет фамилию
Еще до IPO Олег Тиньков заявлял, что готов продать долю в банке такой компании, как Google. Потом состоялось IPO, потом SPO, а потом что-то пошло не так. В начале этого года американские налоговые органы заявили о своих претензиях к бизнесмену. С 1996 года он был гражданином США, но перестал им быть через несколько дней после IPO банка в 2013 году. Налоговые органы посчитали, что состояние выходящего из гражданства бизнесмена на дату отказа составляло более двух миллионов долларов. А в соответствии с налоговыми законами США все состояние такого гражданина, «выходящего из гражданства», считается проданным по действительной рыночной стоимости, а с прибыли, которая была бы получена в результате такой продажи, выплачиваются налоги. По версии американской стороны, Олег Тиньков не указал в своей последней декларации за 2013 год такой предполагаемый доход от продажи его имущества и солгал насчет размеров своего состояния, оценив его в 300 тысяч долларов. Бизнесмена обязали не покидать Лондон, сдать свои паспорта и регулярно отмечаться в полиции; если его экстрадируют в США, там ему может грозить тюремное заключение.
Почти сразу после этих обвинений Олег Тиньков заявил, что с осени болеет лейкемией, а потом уступил свой пост председателя совета директоров банка директору по развитию бизнеса Станиславу Близнюку. При этом и представители самого банка, и сторонние аналитики в один голос напоминают: управление много лет сосредоточено в руках бессменного предправления Оливера Хьюза, поэтому формальный уход Олега Тинькова с поста ничего не меняет.
Тем не менее «Тинькофф» чрезмерно привязан к личности основателя, что сейчас играет против банка, так как в связи с болезнью Олега Тинькова вызывает негативные ассоциации у клиентов, полагает Максим Осадчий. И он, и другие собеседники «Эксперта» сходятся на том, что банк изначально создавался на продажу, но купить его мог бы разве что Сбербанк, а в текущих условиях это маловероятно.
Поэтому очередной кризис Тинькофф-банку придется проходить самостоятельно. Если просадка доходов населения и экономики будет глубокой, качество портфеля кредитных карт банка ухудшится. Осенью прошлого года агентство Fitch предупреждало, что дальнейшее повышение рейтингов банка маловероятно из-за его значительной подверженности риску российского рынка необеспеченного потребительского кредитования — и теперь эти риски вот-вот реализуются в полный рост.
В прошлый раз, в 2014–2015 годах, рентабельность активов банка снизилась втрое и вчетверо соответственно по сравнению с докризисным 2013-м. С одной стороны, тогда бизнес банка был в разы меньше, а чем больше кредитный портфель, тем больше риски просрочек. С другой стороны, тогда у Тинькофф-банка практически не было комиссионных доходов, которые сегодня составляют четверть общих доходов. Вопрос только в том, как удержать эти комиссионные доходы, так как их обеспечивают те же физлица и мелкий бизнес, дела у которых идут неважно. Кстати, большая часть клиентов Тинькофф-банка — молодые (до 40 лет) мужчины, а как известно, платежная дисциплина обычно выше у женщин и более пожилых заемщиков. Плюс многие партнеры банка относятся к пострадавшим от карантина отраслям.
«Со многими авиакомпаниями мы сотрудничаем напрямую, как online travel agency), с кинотеатрами — через сервисы типа “Киноход” или “Рамблер.Кассу”“, с ресторанами — через “Афишу” и так далее, — объясняют в Тинькофф-банке. — Мы стремимся к диверсицификации доходов и уверенно проводим эту политику, сейчас свыше 35 процентов доходов группы приходится на некредитные бизнес-линии. У каждого сервиса своя логика, часть из них комплементарна нашей стратегии лайфстайл-экосистемы, они создают дополнительную ценность и удобства для пользователя, часть решает задачи кросс-сейла, часть — увеличения транзакционной активности. Соответственно, у каждого сервиса свой план монетизации и свои бизнес-задачи в системе, какие-то сервисы не монетизируются, какие-то работают напрямую в плюс, какие-то помогают другим сервисам работать в плюс». Похоже, Тинькофф-банку придется быстро трансформировать свою экосистему, по ходу дела избавляясь от сервисов, ставших балластом.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl