«Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром
Фильм «Граф» чилийского режиссера Пабло Ларраина, впервые показанный на Венецианском кинофестивале, в середине сентября вышел на Netflix. Историк культуры Святослав Иванов рассказывает, как черно-белая история о диктаторе-вампире оказывается менее интересной, чем ожидаешь, и почему личность Аугусто Пиночета не дает покоя режиссеру Ларраину
В 1973 году генерал Аугусто Пиночет сверг законного президента Чили, социалиста Сальвадора Альенде, и на следующие 17 лет стал фактическим правителем страны. В ходе переворота, да и в последующие годы, хунта Пиночета жестоко расправлялась с несогласными и неугодными — однако для большей части граждан это были относительно сытые и стабильные годы, не в последнюю очередь благодаря дружбе Пиночета с лидерам США и Великобритании (в частности, Маргарет Тэтчер).
Генерал был ярым борцом с коммунистами, а потому на страницах советской прессы стал одним из злодеев. В фильме Глеба Панфилова «Прошу слова» героиня Чуриковой (партийная деятельница) со слезами на глазах смотрит репортаж о свержении Альенде — для левых по всему миру правление Пиночета было трагедией.
В 1988 году Пиночет неожиданно проиграл референдум о продлении полномочий, и в стране начался демократический транзит. Однако генерал до конца 1990-х командовал чилийской армией, пользовался большим уважением, и несмотря на уголовные дела в разных странах, не был осужден ни за одно преступление и умер на свободе в возрасте 91 года.
Во многих странах общество расколото по принципу отношения к своим прежним диктаторам; и Чили — типичный пример этого. Для одних он тиран, для других — спаситель от (еще худшей) тирании. Иные обвиняют Пиночета во всех грехах — но и сами могут стать мишенью для обвинений.