Король Руперт, да здравствует король! Как Мердок построил самую успешную медиаимперию в мире
21 сентября Руперт Мердок заявил, что покидает пост председателя корпораций Fox и News, оставляя огромную медиаимперию своему сыну Лахлану Мердоку. Газета The Wall Street Journal, которая входит в холдинг News Corp, разразилась по случаю панегириком, назвав Мердока человеком, сформировавшим современную эпоху медиа. Едва ли это можно назвать преувеличением: истинный пассионарий и царь Мидас от журналистики, Руперт Мердок превращает в золото все, до чего дотронется. Он уже давно не просто делает медиа — он и есть медиа. Редакция «ПЖ» пытается разобраться, как стать одним из самых влиятельных медиамагнатов, чем может обернуться дружба с Маргарет Тэтчер и почему Джо Байден назвал Мердока «самым опасным человеком в мире».
Руперта Мердока любят сравнивать с иными властителями медиа — например, Уильямом Херстом или Джозефом Пулитцером, но, кажется, он уже давно их превзошел. Мердок пользуется колоссальным влиянием в политических и финансовых кругах, его биография стала основой скандального проекта HBO «Наследники», а бурной личной жизни 92-летнего медиамагната можно только позавидовать. Следите за руками: чуть больше года назад он развелся с супермоделью Джерри Холл, своей четвертой женой, в марте этого года сделал предложение некой Энн Лесли Смит, впрочем, практически сразу разорвав помолвку. А уже летом его видели в компании Елены Жуковой, бывшей тещи Романа Абрамовича, — таблоид Daily Mail сообщил, что пара отдыхает на легендарной яхте Christina O, пришвартованной в порту острова Корфу.
Основу будущей медиаимперии заложил еще его отец, Кит Артур Мердок. Начав с юных лет работать в мельбурнской газете The Age, Мердок-старший долго и упорно трудился, откладывая каждую копейку — его мечтой было отправиться в Лондон, чтобы вылечиться от заикания и попробовать себя в одном из изданий, располагавшихся на Флит-стрит (улица, на которой до 80-х годов ХХ века располагались офисы основных лондонских газет, из-за чего британскую журналистику часто называют «империей Флит-стрит» — прим. “Правил жизни”). Избавиться от дефектов речи ему помог его соотечественник Лайонел Лог, который много позже сделает из принца Альберта, будущего короля Георга VI, «голос нации», сплотивший британцев в борьбе с нацистами. Параллельно Кит Мердок умудрился поработать в Pall Mall Gazette и выучиться в Лондонской школе экономики. Вернувшись из Лондона, он всерьез озаботился строительством медиаимперии, которую можно будет передать по наследству. Возглавив Melbourne Herald и скупив конкурентов, Кит Мердок не преминул добавить в портфель 11 радиостанций и инициировал создание новостного агентства Australian Associated Press Ltd.
Не обошла старшего Мердока и стезя военного журналиста: во время Первой мировой он был блестящим корреспондентом, а в 1940 году возглавил Государственное управление информацией, созданное по образу и подобию британского пресс-бюро — официального органа пропаганды под управлением Китченера и Черчилля. Тонкости Черчилля сэру Киту Мердоку не доставало — он слишком рьяно взялся насаждать цензуру, запрещая публиковать любую информацию, отличную от государственной точки зрения. На Мердока-старшего обрушился шквал критики — иные даже сравнивали его с Геббельсом. Кит Артур держался стойко, но это не могло не сказаться на его здоровье: через несколько лет у него обнаружат рак, и он быстро угаснет.