Компании применяют технологии виртуальной реальности в обучении сотрудников

ЭкспертHi-Tech

Как сгореть на работе и остаться живым

Российские компании пробуют применять технологии дополненной и виртуальной реальности в обучении сотрудников. К привычным очкам и шлемам добавился интерактивный костюм для осязания виртуальных миров

Вера Колерова

Костюм Teslasuit содержит внутри целый компьютер: электронные платы, процессор, оперативную память

Иммерсивные технологии начинают активно использовать не только разработчики игр, но и компании в разных отраслях, от ритейла до промышленности. Пока речь в основном идет о включении VR и AR-элементов в образовательные программы с целью повысить эффективность обучения.

Тон задает западный бизнес — например, ритейлер Walmart закупил в этом году у компании Oculus 17 тысяч VR-гарнитур для обучения сотрудников (один из самых крупных экспериментов в этой области). Но и наш не отстает. Корпоративные университеты РЖД и Сбербанка активно внедряют программы с использованием виртуальной и дополненной реальности. ВТБ, Mail.ru Group и ряд других компаний находятся в шаге от начала применения обучающих программ.

Сбербанк создал Лабораторию виртуальной реальности и работает по трем направлениям: проводит виртуальные лекции, создает обучающие видеоролики по технологии 360° (панорамное видео для очков виртуальной реальности), использует VR-тренажеры — например, для отработки навыков публичных выступлений. Подобные тренажеры популярны и у других компаний. В данном случае это имитационная среда, в которой моделируется аудитория с анимированными персонажами в зале и искусственно создаются раздражающие факторы — мигание лампы, кашель в зале, смех. С помощью специального аппарата регистрируется уровень тревоги по показателям кожно-гальванической реакции человека. Цель — постепенно снизить тревожность у спикеров, которые должны выступать перед аудиторией, настроенной критически, настороженно или равнодушно.

По словам Кирилла Стеценко, руководителя направления VR/AR корпоративного университета Сбербанка, обучение в такой форме проходят порядка 35 тысяч менеджеров банка. По результатам внутреннего исследования Сбербанка, при использовании VR/AR-инструментов эффективность обучения в среднем повышается на 20%.

При корпоративном университете РЖД открыта лаборатория цифровых технологий, где сотрудники могут получить новый опыт на тренажерах виртуальной реальности: например, топ-менеджмент компании виртуально «сбросили» с небоскреба, кто-то смог «посидеть» в кресле инвалида. Видимо, это позволяет испытать незабываемые эмоции, которые можно конвертировать во что-то полезное.

По словам руководителя корпоративной академии G-Energy Academy компании «Газпромнефть — смазочные материалы» Инны Митиной, использование иммерсивных инструментов критически важно для создания единых корпоративных стандартов в рамках отработки различных сценариев взаимодействия в конечных точках предоставления услуг и продаж, а также для отработки механики реагирования в кризисных ситуациях с целью полного исключения травматизма на производстве.

У обучающих VR/AR-программ есть преимущества. Во-первых, к ним можно возвращаться в любой момент без привлечения дополнительных человеческих ресурсов — тренеров, экспертов и т. д. Для воспроизведения проекта достаточно специального оборудования и ПО.

В пример Инна Митина приводит программу обучения приемке автомобиля в СТО, реализованную в компании. Ее использование позволяет сократить расходы на обучение почти в два раза при значительном повышении эфективности. За пять лет проведения ежемесячных тренингов с участием тренеров-людей расходы составили бы 9,75 млн рублей. А расходы на ту же программу тренингов с применением иммерсивных инструментов — 4,2 млн рублей.

Внедрению VR/AR-проектов способствует появление нового оборудования. Это уже не относительно древние и недорогие очки дополненной реальности, а новые версии шлемов виртуальной и дополненной реальности и даже более сложный интерфейс для взаимодействия с виртуальной реальностью — костюмы с обратной тактильной связью, позволяющие «осязать» цифровую среду.

Такой умный костюм российским компаниям в рамках пилотных проектов поставляет стартап Teslasuit — международный проект с белорусскими корнями, мелкосерийным заводом в Бресте, штаб-квартирой в Лондоне и представительством во Франции. Скоро откроется офис в Калифорнии.

Костюмеры из Белоруссии

Стартап, в котором работает почти сотня человек (из них 60 специалистов R&D), начинался несколько лет назад как инициатива 19-летнего разработчика Сергея Хурса, который мечтал создать костюм, способный полностью погрузить человека в компьютерную игру. В 2016 году в проект пришли первые частные инвестиции.

Дмитрий Михальчук
считает, что у костюмов
с обратной тактильной
связью, разработанных
в Белоруссии,
большое будущее на
международном рынке

«Нам повезло, что все наши десять фаундеров — из разных сфер, кто-то из чистой науки, кто-то из медицины, а я, например, работал в области технологий и маркетинга», — рассказывает Дмитрий Михальчук, сооснователь Teslasuit, старший вице-президент по развитию бизнеса.

Внешне вполне элегантный костюм Teslasuit содержит в себе целый компьютер: внутри зашиты электронные платы собственной разработки (основное ноу-хау проекта), процессор, оперативная память. Костюмная «ткань» заставляет человека ощущать в реальности то, что происходит в цифровом мире: например, можно почувствовать прикосновение или удар. Как объясняют разработчики, программное обеспечение, которое поставляется с костюмом, позволяет проектировать ощущения: встроенные в костюм электроды могут стимулировать нервную систему.

Костюм Teslasuit включает в себя несколько систем: захвата движения, электростимуляции мышц и нервной системы, передачи тепла. В него встроены датчики биометрии и датчики для считывания ЭКГ, которые снимают показания в движении. Кроме того, в Teslasuit реализована система измерения гальванического сопротивления кожи, благодаря которой можно получать данные об уровне стресса и сфокусированности человека, — например, можно понять, насколько внимательно человек слушал лекцию, в какие моменты и на какое время отвлекался. Это позволяет вести качественную статистическую базу о прохождении тренингов. А в некоторых случаях даже определять, насколько человек соответствует своей специальности.

Teslasuit начинала сотрудничать с разработчиками игр, интегрируя костюм в их продукты, однако стартап пришел к выводу, что они не готовы платить за такое сложное оборудование. Не готов к этому и в целом потребительский рынок — родители не будут пока покупать детям столь дорогие «игрушки».

Наибольший интерес к продукту белорусов ожидаемо проявили представители порноиндустрии. «Они пришли к нам еще до первых корпоративных клиентов и продолжают ходить, как коты вокруг банки со сметаной, — говорит г-н Михальчук. — Но для нас имеет значение репутация, мы не можем ассоциировать с ними свой продукт». По информации Дмитрия Михальчука, на эту «индустрию», одну из старейших в сети, пока приходится пока не более одного процента контента в VR/AR.

Стартап благоразумно выбрал корпоративный рынок, где, как оказалось, технологии Teslasuit могут открыть новые возможности.

Как рассказывает Дмитрий Михальчук, в первую очередь костюм может найти применение в иммерсивном тестировании продуктов и интерфейсов, прототипы которых сначала строятся в виртуальной реальности, а затем проводится живая симуляция, когда человек набирает опыт работы с ними.

Второе приоритетное направление для Teslasuit — сфера охраны безопасности труда: костюм можно применять для тренировки сотрудников, обучения их действиям в нештатных ситуациях. «Хороший кейс мы делаем сейчас с компанией, которая работает в сфере добычи полезных ископаемых, — говорит г-н Михальчук. — При эксплуатации бурильных установок возникает множество случаев, когда работник может потерять палец. А мы умеем симулировать эти рабочие операции в виртуальной реальности. Костюм выдает диапазон реакций — от приятных до неприятных, и мозг запоминает, каких движений во время работы делать не нужно».

Несмотря на то что продукт Teslasuit еще дорабатывается — создается программное обеспечение, которое затем позволит интегрировать его с внешними системами, стартап уже ведет несколько пилотных проектов в России, например с компаниями Modum Lab (разработчик бизнес-продуктов на основе иммерсивных технологий для VR/AR-устройств) и «Газпромнефть — смазочные материалы». По словам Дмитрия Михальчука, для корпоративных клиентов стоимость костюма с сопровождением составляет порядка 15 тысяч долларов.

Совместно с Modum Lab белорусский стартап реализовал кейс для компании «Газпромнефть — смазочные материалы» по обучению сотрудников работе на нефтеналивной эстакаде. Всё происходит как в компьютерной игре: обучающийся, облаченный в костюм с обратной связью, видит, как его аватар передвигается по экрану, где воссоздана обстановка нефтеналивной эстакады. Тренер, который может находиться в другом городе или стране, передает ему инструкции, как действовать. В определенный момент происходит разлив нефтепродуктов и их возгорание — значит, нужно быстро покинуть платформу.

Что может испытать обучающийся? Он видит и чувствует ограждения и понимает, что нужно быть аккуратным, чтобы не упасть за платформу. В момент, когда он вставляет трубу в цистерну, на руку подается обратная связь от костюма, и становится понятно, какое нужно прикладывать усилие. «Находиться на платформе в момент взрыва очень неприятно, — говорит Дмитрий Михальчук. — Причем ситуация смоделирована таким образом, что происходит несколько микровзрывов и каждая новая волна горения отражается на всем теле человека в зависимости от того, где он расположен относительно центра возгорания».

К концу следующего года Teslasuit должна представить новую премиум-версию костюма с усовершенствованными системами захвата движения и биометрии.

Пока компания не зарабатывает, зато, по словам Дмитрия Михальчука, много вкладывает в разработку сразу нескольких продуктов. «Мы не называем наших инвесторов и конкретных сумм, но могу сказать, что мы очень хорошо профинансированы», — говорит Михальчук. Через четыре-пять лет костюмы Teslasuit планируется выпустить на широкий потребительский рынок, но до этого стартап хочет разработать продукты для профессионального спорта и медицины, а также закрепиться в растущем корпоративном секторе (за счет заказов от компаний проект должен выйти на точку безубыточности уже в 2019 году).

Рынок технологий виртуальности — один из самых быстрорастущих. По прогнозам консалтинговой компании IDC (International Data Corporation), продажи AR- и VR-устройств до 2022 года будут расти со среднегодовым темпом 52,5%. Goldman Sachs прогнозирует, что весь рынок технологий виртуальной и дополненной реальности уже в 2020 году составит более 13 млрд долларов, а к 2025-му — более 25 миллиардов.

Фотографии предоставлены компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Великая ирония»: цепь убийственных случайностей «Великая ирония»: цепь убийственных случайностей

Каким получился новый фильм Вуди Аллена

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Агрономы с пропеллером Агрономы с пропеллером

На полях и над полями уже вовсю работают дроны. Агродроны

ТехИнсайдер
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители

«Эффект аудитории» укоренился в социальной эволюции человекообразных обезьян

ТехИнсайдер
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Тайный путь Тайный путь

Ювелирный эксперт Елена Веселая рассказала RR о своих ювелирных путешествиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство? Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство?

Почему предметы искусства — перспективный объект для вложения капитала

Inc.
Открыть в приложении