Индюшатина в экспортном исполнении
Агрохолдинг «Дамате» открыл крупнейший в Европе завод по глубокой переработке индейки. Это заявка главного российского производителя и экспортера на лидерство на внешних рынках
Цех производства ветчинных изделий и су-видов, цех вареных колбасных изделий, цех сыровяленых колбасных изделий, цех готовых полуфабрикатов — на открытом в Пензенской области гигантском заводе, принадлежащем ГК «Дамате», будет ежедневно сходить с линий 303 тонны продуктов из стопроцентного мяса индейки. Ассортимент насчитывает около сотни наименований. Это крупнейшее в Европе перерабатывающее предприятие данного вида мяса: завод оснащен 500 единицами самого современного оборудования, на нем действует 13 автоматизированных производственных линий, включая роботизированную линию фаршесоставления, единственные в стране линии для обжарки ветчины с последующей нарезкой и производства сыровяленых колбас. Одним из главных технологических новшеств завода является роботизированный склад продукции — уникальное автоматизирование решение для хранения, комплектации и отгрузки клиентам товаров.
В новое предприятие ГК «Дамате» — крупнейший в России производитель индейки (44% общероссийского выпуска) — вложила девять миллиардов рублей. Проект нацелен как на растущий внутренний рынок, так на увеличение экспорта. «Производственные мощности предприятия позволят нам не только удовлетворить растущий спрос на колбасную продукцию из индейки внутри страны, но и существенно нарастить экспортную составляющую за счет расширения продаж высокомаржинальных продуктов глубокой переработки», — заявил Наум Бабаев, один из учредителей агрохолдинга. По мнению аналитиков, речь идет не просто об увеличении производства, а о качественном скачке, в частности об уходе от экспорта сырья к продукции с высокой добавленной стоимостью. По официальной информации, «Дамате» уже начала поставки колбасных изделий в Армению и Узбекистан.
От Пекина до Порто-Ново
Своим новым производством «Дамате» заявила об амбициях войти в число главных мировых экспортеров мяса индейки. Заметим, что последние годы Россия в целом быстро наращивает экспорт индейки на фоне роста внутреннего производства: с 2015 по 2020 год он увеличился почти в тридцать раз — с 0,3 тыс. до 8,7 тыс. тонн. Экспортером номер один является «Дамате», поставляющая на мировой рынок, не считая стран Таможенного союза, пять тысяч тонн индейки, или 64% всех российских экспортных продаж. Однако на мировой арене эти поставки почти незаметны, как и весь российский экспорт, доля которого не превышает 0,3–0,4% мирового. Интересно, что по объему производства «Дамате» уже входит в десятку крупнейших компаний мира — ее доля в мировом выпуске примерно 0,5%, что, впрочем, в 16 раз меньше, чем у лидера отрасли американской Butterball (8,1%). Теперь, практически удвоив производственные мощности, «Дамате» заметно укрепила свои позиции в мировом рейтинге.
По мнению аналитиков, у российской компании есть все шансы нарастить и долю в мировой торговле. Это объясняется рядом причин, прежде всего серьезным изменением структуры мирового рынка вследствие пандемии. Так, по данным аналитического ресурса Tridge, в 2020 году все ведущие страны-экспортеры резко снизили активность, в том числе Польша — крупнейший игрок с долей около 30% мирового экспорта — сократила внешние продажи на 29%, Германия с долей 20% — на 10%, США с долей 15% — на 13%, Италия с долей 11% — на 15,1%.
К конкурентным преимуществам российской индейки на мировом рынке некоторые аналитики относят ценовое, связанное с ослаблением курса рубли в последние годы. «Нашу продукцию отличает высокое качество, широкий ассортимент продуктов переработки и относительно невысокая цена, что делает ее высококонкурентной», — считает Алексей Коренев из «Финама». Действительно, сегодня российская индейка по цене значительно привлекательнее, чем у многих мировых поставщиков, — 2,59 доллара за килограмм против 2,97 доллара у Польши, свыше трех долларов у Германии, Италии. Венгрии, Испании. Исключение составляют США, которым мы сильно проигрываем и которые продают индейку на экспорт по 1,83 доллара за килограмм.
Что касается качества продукции, то именно завод по глубокой переработке индейки может открыть перед «Дамате» новые экспортные возможности. «Глубокая переработка сыграет важную роль в росте конкурентоспособности продуктов “Дамате” на внутреннем и внешних рынках, так как она повлечет за собой расширение ассортимента. Кроме того, переработанный продукт обычно имеет более длительный срок хранения, что будет способствовать росту экспортного потенциала продукции», — отмечают в агентстве BusinessStat.
В итоге российский экспорт индейки имеет возможность расти как вглубь — занимая освободившиеся ниши на рынках своего присутствия, так и вширь — за счет расширения географии покупателей. В 2020 году основным зарубежным покупателем российской индейки был Китай, доля которого составила почти 40%, второе место занимала Украина (16%), третье — Бенин (11%). Заметные поставки шли в ОАЭ, Белоруссию, Габон, Гонконг. В ближайшее десятилетие этот список может расшириться не только за счет стран Африки, Азии, Ближнего Востока и СНГ — оптимисты не исключают, что двери российской индейке откроют и страны ЕС. К 2030 году объем российского экспорта может вырасти вчетверо и достичь 35 тыс. тонн.
Уже не деликатес
На внутреннем рынке наращивать продажи «Дамате» будет в первую очередь за счет роста потребления индейки. «Мясо индейки вкусное, питательное, содержит множество полезных микроэлементов, но при этом не столь дорогое, как некоторые иные виды мяса. Несмотря на снижение доходов населения, именно данный вид мяса является оптимальным по соотношению цена–качество, являясь, по сути, наиболее доступным источником вкусного и питательного белка», — говорит Алексей Коренев. Благодаря тому что по цене индейка сегодня сопоставима со свининой, она неуклонно из деликатеса превращается в основной продукт питания. «Если ранее индейку добавляли в состав колбасных изделий как дополнение к другим видам мяса, то теперь она все чаще бывает основой подобного производства: растет выпуск рубленых полуфабрикатов и других готовых блюд из индейки», — поясняют в BusinessStat.
Объем потребления мяса индейки в России за период с 2015 по 2020 год рос со среднегодовыми темпами 17% и достиг 324,6 тыс. тонн. Все аналитики сходятся во мнении, что рынок и дальше будет быстро расти: прогноз на 2021 год — 400 тыс. тонн. Потребление мяса индейки на душу населения, которое в 2020 году составило 2,22 кг, на 18% больше, чем годом ранее, по прогнозам, в этом году вырастет до 2,3 кг. В то же время по душевому потреблению видно, насколько Россия еще отстает от развитых стран: 4–5 кг — в Европе, 7–8 кг — в США, более 10 кг — в Израиле, это тоже является залогом роста внутреннего рынка.
Впрочем, конкурировать внутри страны для «Дамате» может оказаться посложнее, чем на внешних рынках. Дело в том, что в России уже образовалось несколько сильных игроков и по итогам 2020 года внутреннее производство составило 102% от спроса. Наряду с «Дамате» на рынке лидируют ГК «Черкизово» (объем производства 85 тыс. тонн) и компания «Краснобор» (22 тыс. тонн). Ведущим компаниям осложняют жизнь и небольшие игроки — некоторые региональные производители индейки по итогам прошлого года показали прирост выпуска от 25 до 50%. «Основная причина привлекательности производства и переработки индейки — высокий уровень рентабельности производства и более низкая себестоимость по сравнению с другими видами продукции животноводства. Так, срок откорма свиней в среднем составляет 170 дней, КРС — 540 дней, а индеек — всего 120 дней. При этом затраты на корма намного ниже, а выход мяса выше», — поясняют в BusinessStat. По словам Алексея Коренева, маржинальность производства индейки составляет в среднем 15%, это заметно выше, чем по мясу бройлеров.
Для того чтобы сохранять лидерство на внутреннем рынке, производителям необходимо искать дополнительные аргументы. По мнению Елены Тюриной, генерального директора Института аграрного маркетинга, одним из аргументов должно стать снижение цены: «Индейка в настоящее время сопоставима по цене со свининой, а должна позиционироваться между свининой и бройлером — это будет способствовать увеличению продаж». Кроме того, индейка пока представлена не во всех торговых точках. «Потенциал развития продаж для индейководческих предприятий заключается в том числе в увеличении клиентской базы за счет подключения дополнительных торговых точек», — отмечает директор консалтинговой компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. Существуют, по его мнению, резервы расширения географии продаж и ассортимента, в том числе за счет роста наименований готовой продукции, производимой из индейки.
Новый завод «Дамате», очевидно, является попыткой ответить на часть перечисленных вызовов. Из неочевидных шагов «Дамате» в этом направлении можно отметить недавно объявленный инвестпроект: компания потратит 100 млн рублей на разработку полностью автоматизированных решений по прогнозированию продаж и балансировке заказов на основе математики и машинного обучения. По мнению Романа Копосова, руководителя направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт тренинга — АРБ Про», это беспрецедентный проект по внедрению искусственного интеллекта в российской пищевой отрасли, поскольку речь идет уже не об автоматизации склада или производства, что есть у многих, в том числе и на новом предприятии «Дамате», а о системе планирования на основе больших баз данных. «Реально работающая модель, способная предсказать спрос, выдавать рекомендации по цене, запасам и другим важным параметрам бизнеса, может дать ощутимую пользу и быстро окупаться за счет экономии и быстрой реакции на потребности рынка, уверен он. В итоге «Дамате», по мнению консультанта, может получить сильное конкурентное преимущество на рынке.
Фото: предоставлено агрохолдингом «Дамате»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl