Пена уже осела
Производитель сэндвич-панелей «Профхолод» выбрал для своих «бутербродов» особенную начинку — одно из последних поколений пенополиуретана, утеплитель PIR. Теперь его цель — сделать такую панель, которая не только сохраняла бы энергию, но и вырабатывала ее
«Строительство — особенная сфера. Любые инновации, будь они самыми выгодными для потребителя, начинают набирать обороты не раньше чем через три года после появления на рынке. Причина в большой инерции проектных организаций», — говорит Алексей Горохов, глава Национальной ассоциации производителей панелей из ППУ (НАППАН). Постепенно доля PIR-изоляции на рынке растет, и, по прогнозам НАППАН, в ближайшие годы достигнет 5070% в сегментах теплоизоляции для плоских кровель и в сэндвич-панелях (как кровельных, так и стеновых). Теплоизоляция на основе PIR в стеновых и кровельных панелях считается одним из самых эффективных способов построить здание с низким энергопотреблением — а значит, сберечь энергию на отопление или охлаждение помещений.
Использование сэндвич-панелей с наполнителем PIR нередко становится экономически более выгодным вариантом при строительстве складов, ангаров и сельхоззданий, чем базальтовых или пенополистирольных. Как поясняют в компании Kingspan (международный производитель сэндвич-панелей), это связано с тем, что панели с PIR дешевле примерно на 20%, чем базальтовые, при этом при одинаковых теплотехнических нормах стена из PIR-панелей будет в два раза тоньше, чем из панелей с минватой. На отопление здания из PIR-панелей может тратиться как минимум на 10% меньше энергии, утверждают в Kingspan. Но главное для заказчиков при выборе материала для строительства все же не коэффициент теплопроводности, а цена, и в этой области PIR-панели тоже выигрывают. Газобетон, кирпич, монолитный железобетон — строительство из этих материалов обойдется гораздо дороже.
Еще одно преимущество сэндвич-панелей с PIR — более экологичный способ их производства. Производство минваты более энергоемко, а главное, в нем используется фенолформальдегидная смола.
Сэндвичи продавались и холодными
Гендиректор «Профхолода» Сергей Токмаков пришел в компанию «Профхолод» в 2008 году — пригласил акционер компании Артур Алавердян. «Он спросил, чем я занимаюсь, — а я тогда продавал сто первый вид никому не нужной воды, — вспоминает Токмаков. — Артур сказал, что его компания не успевает продавать строительные материалы, настолько они востребованы, — иди помогай. Я посмеялся сначала: разве такое бывает? А когда начал работать, убедился, что это действительно так. Мне показалось, что я попал в машину времени: все было, как на рынке FMCG десять лет назад».
Основатель «Профхолода» Артур Алавердян — выходец из Армении, сейчас инвестор и предприниматель, а в прошлом ученый-физик (окончил МИФИ). Долго занимался физикой космических лучей, но в конце 1990-х ушел из фундаментальной науки: «Трудно сказать почему — наверное, потому что тогда российской науке не оказывалось существенной поддержки. Не думаю, что и сейчас что-то изменилось».
Сначала у Алавердяна был бизнес в сфере гофроупаковки, а потом он открыл «Профхолод», который начал производить холодильные камеры из сэндвич-панелей. Компания сама и конструировала, и собирала эти камеры.
Но хотелось выйти на более широкий рынок строительных материалов. Алавердян решил заняться выпуском сэндвич-панелей с изоляцией (наполнителем, «пеной») из пенополиуретана.
В 20052006 годах компания начала делать наполнитель на основе PUR — одной из разновидностей пенополиуретана, но вскоре сделала ставку на выпуск PIR.
Следующей итерацией в бизнесе Артура Алавердяна стала сборка солнечных панелей: от сбережения энергии с помощью энергоэффективных зданий и сооружений логично перейти к тому, чтобы получать ее из возобновляемых источников: «Использовать энергию солнца — сам бог велел». Но новую компанию, специализирующуюся на решениях в области солнечной энергетики, Алавердян открыл не в России, а в Армении, откуда он родом. В Армении и солнца много, и законов, стимулирующих использование солнечной энергии как частными лицами, так и предприятиями.
Принимают с холодком
PIR — это усовершенствованная версия пенополиуретана, более пожаробезопасная. У него более сложная химическая формула по сравнению с традиционным пенополиуретаном. Благодаря добавке двух новых компонентов на выходе удалось получить лучшие характеристики по пожаробезопасности и теплопроводности. Если заглянуть «внутрь», то этот полимерный материал состоит из герметичных ячеек, наполненных газом с очень низкой теплопроводностью.
«Проверенный срок эксплуатации PIR-плит с сохранением всех характеристик — более пятидесяти лет. У них не только рекордно низкий коэффициент теплопроводности, но и практически нулевое водопоглощение», — отмечают в компании «Технониколь». Не поглощают воду — значит, годятся для строительства бань, саун, сельскохозяйственных построек, где много влаги.
Но есть у этого материала и свои ограничения. Один из ограничивающих распространение этого материала факторов — PIR все-таки относится к группе горючих материалов (хотя и с низкой пожароопасностью).
PIR-плиты в Россию в очень небольших количествах стали привозить начиная с 2010 года из Бельгии и Финляндии. В 2014 году одну из первых в России линий по выпуску PIR-плиты запустила компания Pirrogroup (ее производство находится в Саратовской области). Как рассказывают в этой компании, европейцы довольно быстро поняли, что конкурировать из-за рубежа с российскими производителями будет трудно, ведь логистика обходится слишком дорого, и стали сокращать объемы поставок на российский рынок.
В 2016 году линию по выпуску PIR-плиты запустила «Технониколь» на своем заводе «Лоджикруф ПИР». До этого PIR для «Технониколь» два года поставляла Pirrogroup.
«Профхолод» начал выпускать сэндвич-панели с утеплителем PIR в 2012 году (на оборудовании итальянской компании Puma), а в 2014-м начал производство и PIR-плиты.
Потребление PIR на российском рынке за последний десяток лет росло, хотя и далеко не экстраординарными темпами. Сергей Токмаков измеряет объем рынка в количестве использованных производителями химических смесей: «Если в 20082009 годах это было восемь-десять тысяч тонн в год, то теперь — 42,5 тысячи». Сейчас на рынке PIR-утеплителей с мягкими обкладками по объемам лидирует «Технониколь», отмечает Сергей Токмаков.
Рынок остается очень небольшим. У PIR-плиты ограниченный спектр применений: прежде всего это изоляция плоских кровель. По данным Pirrogroup, на кровли уходит 80% продукции, которую выпускает компания. В «Технониколь» делают акцент на продажах PIR для утепления плоских кровель в частном домостроении. Кстати, на этот же рынок готовится выйти и крупный мировой производитель сэндвич-панелей и строительных материалов компания Kingspan: «Идет много запросов от компаний, которые занимаются индивидуальным домостроением, строительством коттеджных поселков».
Конкуренция между производителями на этом рынке становится все жестче. Как считают в «Профхолоде», с выходом на рынок PIR-плиты «Технониколь» места на нем для других игроков осталось совсем немного, и компания сильно подавила одного имевшегося на тот момент на рынке конкурента.
А вот «Профхолоду», по мнению Токмакова, удается уходить от лобовой конкуренции с «Технониколь» благодаря тому, что компания работает скорее на смежном рынке — стеновых и кровельных сэндвич-панелей, выпуская одновременно и PIR-плиту, и, кстати, всю линейку дверей для промышленного холодильного оборудования. «Мы закрываем большую часть и строительного, и холодильного рынка», — утверждает Токмаков.
Действительно, конкуренты «Профхолода» говорят, что предложения PIR-плиты от «Профхолода» отдельно от сэндвич-панелей на рынке не заметно. Но у «Профхолода» есть и крупный конкурент помимо «Технониколь» — Kingspan. Как рассказал Алексей Тарасов, региональный менеджер по продажам в ЦФО Kingspan, компания недавно запустила завод в Невинномысске, где делаются сэндвич-панели с PIR. В планах Kingspan на 2022 год — запуск производства панелей с PIR нового поколения. Важно, что усовершенствованный PIR можно будет отнести к классу негорючих веществ (к нему сейчас относится минеральная вата). В компании ждут расширения областей применения панелей с PIR благодаря этому новому свойству.
«Профхолод» в Kingspan к прямым конкурентам не причисляют, отмечая, что российский производитель работает в более низкой ценовой категории, а продукция Kingspan — «премиальная».
Самим «нахимичить»
Существенная разница в том, что если российский завод Kingspan работает полностью на импортной «химии» — «пенная» начинка для сэндвич-панели привозится из-за рубежа (химическую систему Kingspan закупает в Европе централизованно для всех своих производств PIR-панелей в разных странах), то «Профхолод» использует и российские химические компоненты. По словам Токмакова, только треть «химии» — импортная. Но катализаторы, которые используются в производстве, — из Европы или из Китая. Основная же часть импорта приходится на изоцианат, который в стране не производят. «Доля изоцианата в составе сердечника плиты (пены) — 6065 процентов, — уточняют в компании Pirrogroup. — В стоимости плиты это до 20 процентов».
Изоцианат уже притча во языцех на российском рынке. Точнее, притча — это муссируемые много лет планы открыть его производство в нашей стране. Изоцианат — основной компонент для производства жесткого пенополиуретана, который нужен не только для строительной изоляции, но и для составляющих интерьера автомобилей, наполнителей для мебели и проч. Основные объемы изоцианата в мире делают в Китае, Южной Корее, Германии и США. Оттуда же его и везут в Россию. Такая ситуация сохраняется уже много лет, несмотря на то что производство изоцианата включено в план мероприятий Минпромторга по импортозамещению в химической отрасли и почти каждый год крупные российские компании объявляют о дальних планах создания такого завода. «Для России стратегически важно импортозамещение изоцианата», — говорит Алексей Горохов. Появление такого производства в России могло бы удешевить выпуск продукции с его использованием.
Трудно переоценить роль качества и баланса «химии» в процессе выпуска сэндвич-панели с PIR. «Что такое PIR? Пена из баллончика, пузырьки… — рассуждает Сергей Токмаков. — Представьте, что воздух, в котором находятся пузырьки, твердеет, а они должны застыть так, чтобы оставаться максимально прочными на сжатие, однородными по плотности, определенной формы. Чем глубже мы погружаемся в химический процесс, который влияет на физико-механические свойства панелей, тем больше перед нами встает вопросов: а что же нас ждет впереди? А с виду простые сэндвич-панели: два слоя металла и пена в середине».
В Kingspan вообще не планируют как-либо менять свою химическую ППУ-систему и не рассматривают возможности покупать что-то в России — слишком велик, по мнению компании, риск получить на выходе некачественную панель. Между тем «Профхолод» продвигается на пути к контролю сырьевой базы — компания занимается самоформуляцией, создавая свою химическую систему, пусть и частично из зарубежных компонентов. Два года назад она запустила установку по синтезу, производству сложных полиэфиров, из которых делается полиол — один из важнейших компонентов полиуретана. По словам Сергея Токмакова, на рынке уже минимум пять лет есть в свободном доступе этот продукт российского производства — однако вопрос в качестве: «Не думаю, что мы много выиграли в плане снижения себестоимости, запустив синтез, но однозначно получили преимущество в виде контроля качества. Чтобы получить на выходе высокое качество сэндвич-панели, мы должны быть химиками».
Хотя внешние рыночные обстоятельства не сильно благоприятствовали в последние пару лет развитию бизнеса, «Профхолод» нацелен на рост производства. Компания недавно запустила вторую непрерывную линию по выпуску сэндвич-панелей с PIR — хотя и с опозданием на год из-за кризиса на рынке. Теперь потенциально она может вдвое увеличить выпуск PIR-панелей, но планирует пока более скромный рост — на 2030%. «Рынок сэндвич-панелей неожиданно вырос в 2020 году на 12 процентов, и больше всего выросли именно утеплители. И это несмотря на временную остановку ряда производств и строек», — удивляется Токмаков.
Кроме роста выпуска «Профхолод» запланировал также на 30% снизить себестоимость своей PIR-панели за счет цифровизации производственных процессов и труда в целом.
Нигерия как бриллиант
Но пока российский рынок PIR довольно узкий, «Профхолод» полтора года назад начал развивать экспортную программу (небольшие периодические поставки занимают единицы процентов в общем объеме продаж). «У нас ведь большая рублевая составляющая. Треть химии, которую мы используем, — российская, и немалая часть металла, — поясняет Токмаков. — Каждая наша продажа за рубеж — маленькая победа, бриллиант. Как мы радовались, когда отправили два контейнера с панелями в Нигерию… Если в других странах еще как-то можно действовать через русскоязычных людей и это может считаться использованием связей, то в Африке это уже точно честные продажи». В Африке много некачественных китайских стройматериалов — на их фоне российский продукт выигрывает. В Европе же и США, куда «Профхолод» уже делал единичные поставки сэндвич-панелей с PIR, нужно делать ставку на выигрыш по цене.
Конкуренты не очень-то верят в перспективы регулярных больших поставок российских сэндвич-панелей на насыщенные европейские рынки. Но «Профхолод» к делу подошел серьезно, создав в компании отдельный отдел экспорта, сотрудники которого говорят на пяти языках, и готов двигаться к достижению 20-процентной доли зарубежных продаж.
В условиях ограниченного пока спроса на PIR-панели на российском рынке «Профхолод» начал поставки на внешние рынки и намерен довести долю экспортных продаж до 20%
Солнце разогреет сэндвичи
«Наша сверхидея — “скрестить” строительные сэндвич-панели с солнечными панелями, чтобы наш покупатель получал сразу стену или крышу, которая сама производит электричество», — говорит Артур Алавердян. Солнечную энергетику он начал изучать с 2012 года, а с 2016-го в Армении начала работу его компания SolarOn, предлагающая решения по солнечной генерации для широкого круга потребителей. Удобнее было бы открыть такую компанию в Щелково, признает Алавердян: но российский рынок альтернативной энергетики сильно отличается от рынка Армении или европейских стран. В России на рынке работает система ДПМ, и в тендерах, где разыгрываются мощности, участвуют по два-три крупных игрока. «Мы предпочитаем работать с тысячами маленьких клиентов, чем с одним крупным», — говорит Алавердян. В Армении, где приняты законы, стимулирующие частников и предприятия использовать солнечную энергию, уже сложился рынок таких решений.
SolarOn пока участвует только в «последнем переделе» производства солнечных панелей — собирает модули из готовых кремниевых ячеек. По мере того как рынок будет расти, компания планирует делать и сами ячейки. Но выращивание кремния, из которого делаются солнечные панели, — это грязное производство, поэтому Алавердян изучает новые технологии выращивания кристалла. Чтобы создавать новые продукты, в том числе «солнечные сэндвич-панели», он планирует сотрудничать с мировым научными центрами: «У них более глубокие компетенции в солнечных панелях, чем у нас. С другой стороны, и наши компетенции будут востребованы у них».
На российский рынок солнечные панели SolarOn продает очень мало — спрос невелик. «Профхолод», впрочем, активно подает пример другим, установив солнечные панели на своем производственном здании в Щелково.
Фото: Олег Сердечников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl