В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

ЭкспертРепортаж

Илья Учитель: «Стрельцов не виноват»

В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

Вячеслав Суриков

Фильм 28-летнего Ильи Учителя, в котором он обращается к ключевым моментам биографии Эдуарда Стрельцова, должен был выйти в прокат еще в апреле. Новая дата начала проката — 24 сентября. Фильм рассказывает о выдающемся футболисте, чья карьера была прервана приговором к двенадцати годам тюремного срока, из которых он отсидел меньше половины, после чего вернулся на футбольное поле, продолжил играть за команду «Торпедо» и сборную СССР. Главную роль в фильме играет самый востребованный актер отечественного кино — Александр Петров («T-34», «Лед-2», «Текст»), в главной женской роли — Стася Милославская. Накануне премьеры «Эксперт» поговорил с Ильей Учителем о том, как возник у него замысел «Стрельцова» и как он над ним работал.

— Фильм «Стрельцов» — это биография с поправкой на легенду о великом футболисте?

— Тот, что у нас получился, скорее легенда с поправкой на биографию. Не буду скрывать: у нас в фильме много моментов, которые кто-то назовет неточностями. В процессе работы над сценарием мы многое придумали и добавили. Но в основе фильма все же жизнь Эдуарда Стрельцова.

— Что вы можете сказать в свою защиту по поводу этих «неточностей», в которых вас неизбежно будут упрекать?

— Мы готовы к нападкам. Всем не объяснишь, что есть кино, а есть реальная жизнь. Как будет, так и будет. Стивен Спилберг в титрах ко многим своим фильмам — если не ошибаюсь, «Мюнхен», «Поймай меня если сможешь» — использует фразу Inspired by real events («Основано на реальных событиях». — «Эксперт»), но мы понимаем, что это художественные фильмы и в них есть вымысел. У нас что-то похожее.

— Как вы попали в этот проект? От кого исходила инициатива его запуска?

— Инициатива исходила от меня. Я с детства болен футболом. Про Стрельцова мне рассказывал мой дедушка, когда мы вместе смотрели футбол по телевизору. Став постарше, я начал серьезнее интересоваться его жизнью. Казалось бы, это готовое кино. Но от написания сценария до выхода фильма прошло семь лет, даже чуть больше.

— Рассчитываете ли вы на то, что имя Стрельцова, вынесенное в название фильма, привлечет зрителей в зал?

— Главный референс для нашего фильма — «Легенда № 17». Не думаю, что на момент его выхода в прокат имя главного героя Валерия Харламова было для большей части аудитории узнаваемым. Скорее наш фильм, и я надеюсь на это, поднимет волну интереса к личности Стрельцова.

— Из вашего фильма следует, что Стрельцов не совершал преступления, в котором его обвинили в 1958 году. Какие мотивы двигали в данном случае авторской группой?

— В фильме канва истории с его обвинением отличается от той, что была в реальности. Но наша позиция такая: он не виноват. И это не делает его менее интересным персонажем. Он все равно очень неоднозначный, про него нельзя сказать, что в начале истории он просто хороший, а в конце — уже идеальный.

— Трудно было определиться с исполнителем главной роли или вы сразу видели в ней только Александра Петрова?

— Он проходил кастинг вместе со всеми. Мы с ним предварительно встречались, что-то обсуждали, но это не означает, что его шансы были выше, нежели у всех остальных. Они были выше, но только благодаря тому, что в детстве он занимался футболом и умеет в него играть. Не все кандидаты обладали такой способностью, необходимой для нашего фильма. Но я счастлив, что в итоге именно он сыграл эту роль, потому что Петров — один из лучших наших актеров, и, конечно, он очень много привнес в фильм. Саша по-хорошему простодушный, наглый, дерзкий дворовый парень, каковым и был Стрельцов в моем понимании. Но так или иначе это все равно собирательный образ.

— Как вы оцениваете степень его вовлеченности в процесс создания основного персонажа этой истории?

— Каждое утро, несмотря на все наши графики и календарно-постановочные планы, мы на полтора часа уходили в вагончик и сидели что-то придумывали. Мне кажется, что актера, более вовлеченного в создание своего персонажа, я еще не видел. Недостатка его интереса к работе на съемках я не ощущал.

— Как вы воссоздавали советские пятидесятые-шестидесятые — исторический период, когда происходит действие «Стрельцова»?

— Я большой фанат фильма «Стиляги» и сразу предложил художнику создавать схожий визуальный ряд, а он со мной согласился. Дальше все происходило как обычно: сначала рисуются эскизы, потом выбираются локации, а затем в процессе съемок они либо полностью декорируются, либо частично.

— Насколько в этом фильме проявлена ваша авторская позиция?

— С моей точки зрения, любой фильм является авторским, потому позиция автора в нем так или иначе проявляется. Я всегда хотел снять фильм про то, что люблю: про футбол, — и моя мечта сбылась.

— Удалось ли вам воплотить первоначальный замысел на сто процентов?

— Фильм создается всегда так долго, на каждом этапе производства меняются обстоятельства, и все участники съемочной группы — оператор, художник, актеры — привносят в него что-то свое. И я уже при всем желании не могу вспомнить, как я его себе изначально представлял. Вот мы отсняли материал, потом около года его монтировали. Сначала была написана одна музыка, потом другая. Я вижу конечный результат, а удовлетворяет он меня или нет, судить тяжело после того количества просмотров от начала до конца, которые я совершил.

— Производственный процесс такой длительности — насколько это естественно для отечественного кино?

— Хотелось бы побыстрее, но также хочется, чтобы все получилось достойно. Нас никто не подгонял, поэтому мы так долго и делали. Какие-то вещи от нас не зависели. Он должен был выйти чуть раньше («Стрельцов» должен был выйти в прокат 16 апреля. — «Эксперт»). По крайней мере, у нас не возникало ситуации, когда требовалось что-то делать как можно скорее. У нас было время все обдумать.

— В паузу, возникшую между датой, на которую изначально планировался выход фильма, и днем, когда он все-таки выйдет, работа продолжалась?

— Работа продолжалась, но мы поправили какие-то минимальные вещи. Монтаж уже не трогали, потому что от него зависит слишком много вещей: и музыка, и графика. Но в звуке мы что-то поправили, поскольку каждый раз, когда смотришь фильм, замечаешь что-то такое, что, кроме тебя, никто не заметит, и возникает желание доделать до конца.

— Столько лет работы над фильмом — и всего две недели проката…

— Так у всех происходит. Мне не на что жаловаться. Наоборот, я всем благодарен: у меня появилась возможность снять то, что хочется, а не то, что мне кто-то предлагал. Я всем занимался от начала и до конца и теперь надеюсь, что это понравится кому-то еще кроме меня.

— Какие у вас ожидания от кинопроката?

— В апреле, когда должен был выйти фильм, они были намного более оптимистичными, чем сейчас: не все кинотеатры еще открыты, шахматная рассадка. Поэтому на то, на что мы рассчитывали изначально, теперь рассчитывать не приходится, но будем верить в лучшее.

— Что будет, если все-таки фильм не соберет столько зрителей, сколько прогнозировалось в процессе его производства?

— В момент запуска проекта, тем более когда снимает фильм молодой режиссер, количество его зрителей не прогнозируется — все рассчитывают только, что получится проект, который прокатчикам не стыдно будет потом прокатывать. Но когда фильм уже был готов, прогнозировалось, конечно, большее число зрителей, чем то, какое мы в итоге сумеем получить.

— Сможет ли, с вашей точки зрения, имя Александра Петрова на афишах фильма, а не только имя Стрельцова, привлечь зрителей в кинотеатр?

— Да, я на это очень надеюсь. И это единственный плюс от задержки выхода фильма на несколько месяцев: если бы он вышел в апреле, мы замыкали бы большую цепочку выходивших в прокат один за другим фильмов с Сашей в главной роли или в одной из главных. Надеюсь, что зрители по нему соскучились и у них опять возникло желание посмотреть фильм с Александром Петровым в главной роли.

— Насколько серьезную роль этот проект может сыграть в вашей режиссерской карьере?

— У меня нет задачи, чтобы следующий фильм стал еще масштабнее предыдущего. Мне кажется, каждый режиссер должен иметь у себя в кармане несколько проектов, потому что никогда не знаешь, какой из них у тебя в итоге выстрелит: какой тебе дадут снимать, какой не дадут. Конечно, в моей карьере ничего более значимого, чем этот фильм, пока не произошло. Как для любого режиссера, последний фильм всегда важнее всех остальных.

— Как вы оцениваете удар, который пандемия нанесла по кинематографической индустрии? Последствия оказались и в самом деле такими страшными, какими их прогнозировали в момент начала всеобщего карантина?

— Я знаю о нескольких кинотеатрах, так и не сумевших открыться после снятия карантина — уже по экономическим причинам. Это означает, что сборов, которые показывала отечественная киноиндустрия в последние годы, как на фильмах «Холоп», «Вторжение» и «Движение вверх», уже не будет. Мне кажется, что нас откинуло примерно лет на десять назад.

— Как пережили карантин те, кто был непосредственно вовлечен в производственный процесс?

— Пережили очень тяжело. У всех свои производственные циклы, и лето всегда самый горячий сезон для съемок. В этот период снимается девяносто процентов всех фильмов и сериалов. Но сейчас, как только нас выпустили, все резко побежали снимать, потому что в карантин все тратили время на написание сценариев и zoom-подготовку к съемкам. И сейчас те, кто находится в производственном периоде, надеются только на то, что всех снова не закроют, потому что такой удар индустрии будет уже очень сложно перенести.

Фото: Мария Плешкова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дела литовские Дела литовские

Явление Литвы для «нынешнего поколения советских людей» было внезапным

Дилетант
Рано сдулись: Калкин, Лохан и другие звезды, не выдержавшие испытание славой Рано сдулись: Калкин, Лохан и другие звезды, не выдержавшие испытание славой

Они были в зените славы, но их жизнь чаще всего была трагичной

Cosmopolitan
Таргетирование и реальность Таргетирование и реальность

Чем на самом деле управляет Центральный банк

Эксперт
В России создали уникальные нановолокна для заживления ран В России создали уникальные нановолокна для заживления ран

Новый материал может пригодиться в разработке эффективного лекарства от меланомы

Популярная механика
Из имамов в российские дворяне Из имамов в российские дворяне

После капитуляции в ауле Гуниб Шамиля ждал почётный плен в России

Дилетант
Не болеть: 20 продуктов для повышения иммунитета Не болеть: 20 продуктов для повышения иммунитета

Как помочь иммунной системе бороться с болезнями?

Cosmopolitan
Света в темном царстве Света в темном царстве

Актриса Светлана Ходченкова — о том, что любить надо себя

Tatler
Как изменится Небесный град Как изменится Небесный град

Когда мы говорим, что интернет похож на город, мы что имеем в виду?

Weekend
Сера: из отходов в материал будущего Сера: из отходов в материал будущего

В мире ежегодно производится почти 80 миллионов тонн серы

Наука и жизнь
Секс после 50: возвращаемся к своим желаниям Секс после 50: возвращаемся к своим желаниям

Почему в зрелом возрасте люди испытывают страсть реже и что с этим делать

Psychologies
«Это сжигает тебя изнутри»: почему инвесторы Tesla готовы даже сменить работу ради Илона Маска «Это сжигает тебя изнутри»: почему инвесторы Tesla готовы даже сменить работу ради Илона Маска

Инвесторы Tesla убеждены, что инвестируют в «будущее»

Forbes
Почему мужчине не хочется секса: список из 13 основных причин Почему мужчине не хочется секса: список из 13 основных причин

Подборка вероятных причин низкого либидо у мужчин или полного отсутствия желания

Playboy
Слишком взрослый для внутреннего ребенка? Слишком взрослый для внутреннего ребенка?

Признайтесь, что вы чувствуете, услышав словосочетание «внутренний ребенок»?

Psychologies
Не давите на больное Не давите на больное

Как помочь тинейджеру справиться с подростковым акне

Vogue
Режиссер Келли Райхардт — о своем новом фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века Режиссер Келли Райхардт — о своем новом фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века

Новая работа режиссера — экранизация романа Джонатана Рэймонда

Esquire
Борьба с эпидемией: какая инфекция губит кофе и что будет дальше Борьба с эпидемией: какая инфекция губит кофе и что будет дальше

Грибок уже уничтожил плантации кофе во многих странах мира

Популярная механика
All Inclusive со скидкой 30%: как россияне отдыхают в этом году в Турции All Inclusive со скидкой 30%: как россияне отдыхают в этом году в Турции

Турпоток в Турцию в августе-начале сентября не достиг прошлогодних уровней

Forbes
Сколько могла стоить эвакуация Навального и других известных пациентов из России Сколько могла стоить эвакуация Навального и других известных пациентов из России

Кто организует медицинские рейсы для известных пациентов из России?

Forbes
Необитаемая Земля Необитаемая Земля

Жизнь после глобального потепления

kiozk originals
Черепахи оказались санитарами австралийских рек Черепахи оказались санитарами австралийских рек

Черепахи питаются падалью, помогая восстановить качество воды после гибели рыб

N+1
Физики создали самый маленький термоэлектрический холодильник Физики создали самый маленький термоэлектрический холодильник

Ученым удалось изготовить охлаждающий элемент из полупроводниковых пластинок

N+1

Самый зрительский, обаятельный и доступный фильм Александра Молочникова

Esquire
Vagabonding Vagabonding

Искусство долгих путешествий по миру

kiozk originals
Как изменилась доступность общественного транспорта Как изменилась доступность общественного транспорта

Как за последние годы изменилась доступность общественного транспорта

СНОБ
Что считается согласием на секс. Новая книга Екатерины Кронгауз и Андрея Бабицкого Что считается согласием на секс. Новая книга Екатерины Кронгауз и Андрея Бабицкого

Глава из книги «Так вышло: 29 вопросов новой этики и морали»

СНОБ
Историческая достоверность и детали со смыслом: как создавались костюмы в фильмах База Лурмана Историческая достоверность и детали со смыслом: как создавались костюмы в фильмах База Лурмана

Лучшие истории костюмов в картинах База Лурмана

Esquire
Единственный выживший в авиакатастрофе под Харьковом рассказал о своем спасении Единственный выживший в авиакатастрофе под Харьковом рассказал о своем спасении

Вячеслав Золочевский рассказал всё, что помнит об авиакатастрофе под Харьковом

Cosmopolitan
Причины и лечение кашля у ребенка Причины и лечение кашля у ребенка

Как облегчить состояние больного ребенка при кашле?

9 месяцев
Фабрика быстрой моды Фабрика быстрой моды

«Ангстрем» увеличивает объемы выпуска продукции и выходит на экспортный рынок

Эксперт
Красоты мира. Тест-драйв Volkswagen Arteon и Kia Stinger Красоты мира. Тест-драйв Volkswagen Arteon и Kia Stinger

У особых машин свой рынок, в котором не работают привычные правила конкуренции

РБК
Открыть в приложении