В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

ЭкспертРепортаж

Илья Учитель: «Стрельцов не виноват»

В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

Вячеслав Суриков

Фильм 28-летнего Ильи Учителя, в котором он обращается к ключевым моментам биографии Эдуарда Стрельцова, должен был выйти в прокат еще в апреле. Новая дата начала проката — 24 сентября. Фильм рассказывает о выдающемся футболисте, чья карьера была прервана приговором к двенадцати годам тюремного срока, из которых он отсидел меньше половины, после чего вернулся на футбольное поле, продолжил играть за команду «Торпедо» и сборную СССР. Главную роль в фильме играет самый востребованный актер отечественного кино — Александр Петров («T-34», «Лед-2», «Текст»), в главной женской роли — Стася Милославская. Накануне премьеры «Эксперт» поговорил с Ильей Учителем о том, как возник у него замысел «Стрельцова» и как он над ним работал.

— Фильм «Стрельцов» — это биография с поправкой на легенду о великом футболисте?

— Тот, что у нас получился, скорее легенда с поправкой на биографию. Не буду скрывать: у нас в фильме много моментов, которые кто-то назовет неточностями. В процессе работы над сценарием мы многое придумали и добавили. Но в основе фильма все же жизнь Эдуарда Стрельцова.

— Что вы можете сказать в свою защиту по поводу этих «неточностей», в которых вас неизбежно будут упрекать?

— Мы готовы к нападкам. Всем не объяснишь, что есть кино, а есть реальная жизнь. Как будет, так и будет. Стивен Спилберг в титрах ко многим своим фильмам — если не ошибаюсь, «Мюнхен», «Поймай меня если сможешь» — использует фразу Inspired by real events («Основано на реальных событиях». — «Эксперт»), но мы понимаем, что это художественные фильмы и в них есть вымысел. У нас что-то похожее.

— Как вы попали в этот проект? От кого исходила инициатива его запуска?

— Инициатива исходила от меня. Я с детства болен футболом. Про Стрельцова мне рассказывал мой дедушка, когда мы вместе смотрели футбол по телевизору. Став постарше, я начал серьезнее интересоваться его жизнью. Казалось бы, это готовое кино. Но от написания сценария до выхода фильма прошло семь лет, даже чуть больше.

— Рассчитываете ли вы на то, что имя Стрельцова, вынесенное в название фильма, привлечет зрителей в зал?

— Главный референс для нашего фильма — «Легенда № 17». Не думаю, что на момент его выхода в прокат имя главного героя Валерия Харламова было для большей части аудитории узнаваемым. Скорее наш фильм, и я надеюсь на это, поднимет волну интереса к личности Стрельцова.

— Из вашего фильма следует, что Стрельцов не совершал преступления, в котором его обвинили в 1958 году. Какие мотивы двигали в данном случае авторской группой?

— В фильме канва истории с его обвинением отличается от той, что была в реальности. Но наша позиция такая: он не виноват. И это не делает его менее интересным персонажем. Он все равно очень неоднозначный, про него нельзя сказать, что в начале истории он просто хороший, а в конце — уже идеальный.

— Трудно было определиться с исполнителем главной роли или вы сразу видели в ней только Александра Петрова?

— Он проходил кастинг вместе со всеми. Мы с ним предварительно встречались, что-то обсуждали, но это не означает, что его шансы были выше, нежели у всех остальных. Они были выше, но только благодаря тому, что в детстве он занимался футболом и умеет в него играть. Не все кандидаты обладали такой способностью, необходимой для нашего фильма. Но я счастлив, что в итоге именно он сыграл эту роль, потому что Петров — один из лучших наших актеров, и, конечно, он очень много привнес в фильм. Саша по-хорошему простодушный, наглый, дерзкий дворовый парень, каковым и был Стрельцов в моем понимании. Но так или иначе это все равно собирательный образ.

— Как вы оцениваете степень его вовлеченности в процесс создания основного персонажа этой истории?

— Каждое утро, несмотря на все наши графики и календарно-постановочные планы, мы на полтора часа уходили в вагончик и сидели что-то придумывали. Мне кажется, что актера, более вовлеченного в создание своего персонажа, я еще не видел. Недостатка его интереса к работе на съемках я не ощущал.

— Как вы воссоздавали советские пятидесятые-шестидесятые — исторический период, когда происходит действие «Стрельцова»?

— Я большой фанат фильма «Стиляги» и сразу предложил художнику создавать схожий визуальный ряд, а он со мной согласился. Дальше все происходило как обычно: сначала рисуются эскизы, потом выбираются локации, а затем в процессе съемок они либо полностью декорируются, либо частично.

— Насколько в этом фильме проявлена ваша авторская позиция?

— С моей точки зрения, любой фильм является авторским, потому позиция автора в нем так или иначе проявляется. Я всегда хотел снять фильм про то, что люблю: про футбол, — и моя мечта сбылась.

— Удалось ли вам воплотить первоначальный замысел на сто процентов?

— Фильм создается всегда так долго, на каждом этапе производства меняются обстоятельства, и все участники съемочной группы — оператор, художник, актеры — привносят в него что-то свое. И я уже при всем желании не могу вспомнить, как я его себе изначально представлял. Вот мы отсняли материал, потом около года его монтировали. Сначала была написана одна музыка, потом другая. Я вижу конечный результат, а удовлетворяет он меня или нет, судить тяжело после того количества просмотров от начала до конца, которые я совершил.

— Производственный процесс такой длительности — насколько это естественно для отечественного кино?

— Хотелось бы побыстрее, но также хочется, чтобы все получилось достойно. Нас никто не подгонял, поэтому мы так долго и делали. Какие-то вещи от нас не зависели. Он должен был выйти чуть раньше («Стрельцов» должен был выйти в прокат 16 апреля. — «Эксперт»). По крайней мере, у нас не возникало ситуации, когда требовалось что-то делать как можно скорее. У нас было время все обдумать.

— В паузу, возникшую между датой, на которую изначально планировался выход фильма, и днем, когда он все-таки выйдет, работа продолжалась?

— Работа продолжалась, но мы поправили какие-то минимальные вещи. Монтаж уже не трогали, потому что от него зависит слишком много вещей: и музыка, и графика. Но в звуке мы что-то поправили, поскольку каждый раз, когда смотришь фильм, замечаешь что-то такое, что, кроме тебя, никто не заметит, и возникает желание доделать до конца.

— Столько лет работы над фильмом — и всего две недели проката…

— Так у всех происходит. Мне не на что жаловаться. Наоборот, я всем благодарен: у меня появилась возможность снять то, что хочется, а не то, что мне кто-то предлагал. Я всем занимался от начала и до конца и теперь надеюсь, что это понравится кому-то еще кроме меня.

— Какие у вас ожидания от кинопроката?

— В апреле, когда должен был выйти фильм, они были намного более оптимистичными, чем сейчас: не все кинотеатры еще открыты, шахматная рассадка. Поэтому на то, на что мы рассчитывали изначально, теперь рассчитывать не приходится, но будем верить в лучшее.

— Что будет, если все-таки фильм не соберет столько зрителей, сколько прогнозировалось в процессе его производства?

— В момент запуска проекта, тем более когда снимает фильм молодой режиссер, количество его зрителей не прогнозируется — все рассчитывают только, что получится проект, который прокатчикам не стыдно будет потом прокатывать. Но когда фильм уже был готов, прогнозировалось, конечно, большее число зрителей, чем то, какое мы в итоге сумеем получить.

— Сможет ли, с вашей точки зрения, имя Александра Петрова на афишах фильма, а не только имя Стрельцова, привлечь зрителей в кинотеатр?

— Да, я на это очень надеюсь. И это единственный плюс от задержки выхода фильма на несколько месяцев: если бы он вышел в апреле, мы замыкали бы большую цепочку выходивших в прокат один за другим фильмов с Сашей в главной роли или в одной из главных. Надеюсь, что зрители по нему соскучились и у них опять возникло желание посмотреть фильм с Александром Петровым в главной роли.

— Насколько серьезную роль этот проект может сыграть в вашей режиссерской карьере?

— У меня нет задачи, чтобы следующий фильм стал еще масштабнее предыдущего. Мне кажется, каждый режиссер должен иметь у себя в кармане несколько проектов, потому что никогда не знаешь, какой из них у тебя в итоге выстрелит: какой тебе дадут снимать, какой не дадут. Конечно, в моей карьере ничего более значимого, чем этот фильм, пока не произошло. Как для любого режиссера, последний фильм всегда важнее всех остальных.

— Как вы оцениваете удар, который пандемия нанесла по кинематографической индустрии? Последствия оказались и в самом деле такими страшными, какими их прогнозировали в момент начала всеобщего карантина?

— Я знаю о нескольких кинотеатрах, так и не сумевших открыться после снятия карантина — уже по экономическим причинам. Это означает, что сборов, которые показывала отечественная киноиндустрия в последние годы, как на фильмах «Холоп», «Вторжение» и «Движение вверх», уже не будет. Мне кажется, что нас откинуло примерно лет на десять назад.

— Как пережили карантин те, кто был непосредственно вовлечен в производственный процесс?

— Пережили очень тяжело. У всех свои производственные циклы, и лето всегда самый горячий сезон для съемок. В этот период снимается девяносто процентов всех фильмов и сериалов. Но сейчас, как только нас выпустили, все резко побежали снимать, потому что в карантин все тратили время на написание сценариев и zoom-подготовку к съемкам. И сейчас те, кто находится в производственном периоде, надеются только на то, что всех снова не закроют, потому что такой удар индустрии будет уже очень сложно перенести.

Фото: Мария Плешкова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Приоткрытые территории Приоткрытые территории

Как бывшие закрытые города справляются с бюджетным процессом на общих основаниях

Эксперт
«Контур жизни: Математик в поиске скрытой геометрии Вселенной» «Контур жизни: Математик в поиске скрытой геометрии Вселенной»

Отрывок из автобиографической книги математика Яу Шинтуна

N+1
Таргетирование и реальность Таргетирование и реальность

Чем на самом деле управляет Центральный банк

Эксперт
Многообразие религиозного опыта Многообразие религиозного опыта

Исследование человеческой природы

kiozk originals
Покахонтас — индианка, покорившая Европу Покахонтас — индианка, покорившая Европу

Покахонтас — абсолютно реальный исторический персонаж

Дилетант
Не мешайте себе жить: 7 типичных моделей саморазрушительного поведения Не мешайте себе жить: 7 типичных моделей саморазрушительного поведения

Как перестать мешать самому обрести любовь или достичь успеха?

Forbes
Нетипичный Обнинск Нетипичный Обнинск

Как российский город захлебывается от новых мигрантов

Эксперт
Tinder для коллег: расширение NextPage поможет найти общий язык в команде Tinder для коллег: расширение NextPage поможет найти общий язык в команде

Расширение NextPage должно решить проблему с нехваткой неформального общения

РБК
10 обычных вещей, более смертоносных чем акулы 10 обычных вещей, более смертоносных чем акулы

У вас большие шансы умереть от какой-либо бытовой вещи

Популярная механика
«Никогда не начинайте своего дела с эгоистичных мыслей». История первой японской женщины-миллиардера «Никогда не начинайте своего дела с эгоистичных мыслей». История первой японской женщины-миллиардера

Как Синохара Йошико стала одной из богатейших женщин в Японии

Forbes
Партизанская культура: как стрит-арт отстаивает свое место в городах Партизанская культура: как стрит-арт отстаивает свое место в городах

Проясняем судьбу стрит-арта в России

РБК
Всем нужен отдых: 7 способов снять усталость глаз после компьютера Всем нужен отдых: 7 способов снять усталость глаз после компьютера

Несколько очень простых способов, как снять усталость с глаз после экрана

Cosmopolitan
Для тех, кто не любит погорячее: что делать при тепловом ударе Для тех, кто не любит погорячее: что делать при тепловом ударе

Иногда «мозги кипят» – это не просто фигуральное выражение

Cosmopolitan
Как выбрать наручные часы: пошаговое руководство для мужчин Как выбрать наручные часы: пошаговое руководство для мужчин

На какие нюансы стоит обратить внимание при покупке мужских наручных часов

Playboy
Вспомнить все: почему мы забываем наши сны Вспомнить все: почему мы забываем наши сны

Забывать сны - это нормально. Но почему!?

Популярная механика
Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть первая Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть первая

Маршруты для идеального путешествия по Москве

Культура.РФ
Выйти замуж за швейцарца Выйти замуж за швейцарца

К чему стоит готовиться после свадьбы с швейцарцем

Огонёк
M-15 Belphegor: самый уродливый и бестолковый самолет в мире M-15 Belphegor: самый уродливый и бестолковый самолет в мире

Худший самолет всех времен и народов во всей красе!

Популярная механика
6 вопросов о финансах, которые вам следует обсудить с партнером 6 вопросов о финансах, которые вам следует обсудить с партнером

Во время пандемии как никогда важно говорить о деньгах

GQ
Эффект кино Эффект кино

Замок в современном прочтении

SALON-Interior
Геном Геном

Автобиография вида в двадцати трех главах

kiozk originals
10 игр, которым больше 20 лет, но в которые стоит поиграть и сегодня 10 игр, которым больше 20 лет, но в которые стоит поиграть и сегодня

Пока историю видеоигр не преподают в школах, воспользуйся этой подборкой

Maxim
Невероятно трогательное письмо отца своей маленькой дочери Невероятно трогательное письмо отца своей маленькой дочери

Самое трогательное письмо, которое отец писал когда-либо дочери

Cosmopolitan
Время действия Время действия

Если ты находишь дело жизни, никакие сложности тебе уже не страшны

Glamour
Нелюбовь к помидорам: как белоруска придумала лампы для роста урожая — и попала в рейтинг Forbes Нелюбовь к помидорам: как белоруска придумала лампы для роста урожая — и попала в рейтинг Forbes

Как Татьяна Зарецкая основала компанию, оборот которой — более $3 млн в год

Forbes
11 самых нелепых случаев использования компьютерной графики в кино 11 самых нелепых случаев использования компьютерной графики в кино

Иногда компьютерная графика только портит фильм

Maxim
Хюэ 1968 Хюэ 1968

Поворотный момент войны во Вьетнаме

kiozk originals
«Я работаю на два или три года вперёд и очень редко бываю в сегодняшнем дне». Джефф Безос — о фокусе на клиентах, а не конкурентах, и безусловной любви «Я работаю на два или три года вперёд и очень редко бываю в сегодняшнем дне». Джефф Безос — о фокусе на клиентах, а не конкурентах, и безусловной любви

Джефф Безос — о связи инноваций с долгосрочным планированием

Inc.
Vagabonding Vagabonding

Искусство долгих путешествий по миру

kiozk originals
Мы видим ориентир Мы видим ориентир

В 2020 году ответственные бьюти-бренды помогают нам заботиться о себе

Glamour
Открыть в приложении