«Если мы уберем уголь, все остальное развалится, как карточный домик». Интервью с губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым
Что будет с углем в эпоху зеленой энергетики, как остановить отток молодежи из региона и что будет с Кузбассом через 30 лет — рассказал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев в интервью редакционному директору Forbes Николаю Ускову
Сергей Цивилев, назначенный в апреле 2018 года губернатором Кемеровской области, может подводить промежуточные итоги своего правления. Один из них — переименование Кемеровской области в Кузбасс. В следующем году регион отпразднует свое 300-летие. Сложная экологическая ситуация, отдаленность от основных рынков сбыта угля — главного кузбасского ресурса — и как следствие непростые отношения с РЖД, отток молодежи из региона — наиболее острые проблемы, с которыми пришлось столкнуться Сергею Цивилеву. О том, как Кузбасс пытается справиться с вызовами прошлого и настоящего, губернатор поговорил с Николаем Усковым.
Наверное самая острая проблема, с которой вам приходится иметь дело, — это отток молодежи. За ней стоят все прочие проблемы — экологическая ситуация, доступность образования и медицина, неразвитость городской среды и т.д.
Действительно, по оттоку населения мы по итогам 2018 года, когда я был назначен исполняющим обязанности губернатора, вошли в тройку антилидеров. Сейчас ситуация намного лучше, но она далеко не блестящая. Мы стартовали с очень низких позиций.
Что конкретно вы предпринимаете?
Проблема сложная и многофакторная. Мы прежде всего начали с создания инфраструктуры в Кузбассе: парки, дворовые территории, скверы, новая сеть дорог, с широкими тротуарами, чтобы можно было использовать велосипеды, малый электрический транспорт. У нас есть программы 100 детских площадок, 100 спортивных площадок в год. Мы сейчас проводим в школах капитальный ремонт, и, насколько позволяет соседняя территория, прирезаем ее к школе, обустраиваем под спорт и отдых. Надо создавать инфраструктуру спорта высоких достижений, надо, чтобы сюда приезжали именитые спортсмены, чтобы они задавали уровень. В Белово мы, например, запускаем комплекс для спортсменов с ограниченными возможностями, который, по мнению экспертов, входит в пятерку лучших комплексов страны. Это дорогое удовольствие, он стоил больше миллиарда рублей. Для нас это много.
Для молодежи крайне существенна система образования. Важно, чтобы молодой человек не уехал учиться в другие регионы. Опыт показывает, стоит ему только уехать, он уже сюда не возвращается, — по нашей оценке так поступают 90% студентов. Причем они могут не остаться там, где учились. Для нас даже отъезд молодого человека в соседний Новосибирск — это потеря. Он вырвался из своего родного гнезда, оторвался, полетел-покатился по всей стране.
А потом еще нужны и детские сады, и приличные школы. Для молодежи, которая создает семью, важно понимать, что, пока работаешь, ребенка можно отправить в хороший детский сад, потом в школу. Плюс надо создавать современные рабочие места. Мы сделали сумасшедший рывок даже в угольной отрасли. Уже поставлена задача полностью автоматизировать всю угольную отрасль, сделать ее цифровой, создавать цифровые горные предприятия. Кроме того, нужно развивать здравоохранение. Одним словом, целый набор мер, и на все денег не хватает.
Тем не менее частный бизнес жалуется, что Кузбасс остается не слишком притягательным местом для жизни.
Результат все же есть. У нас каждый год было понижение количества студентов. В прошлом году мы впервые изменили тренд, у нас получилось студентов на 300 больше по всему Кузбассу. Или, вот, сравните данные по КемГУ: 26 августа 2019 года было зачислено 1200 абитуриентов, а на 26 августа 2020 года — уже 1800. Только по одному университету — плюс 600! Как я уже сказал, в прошлом году весь Кузбасс дал всего плюс 300. Мы понимаем, что нужно и дальше поднимать престиж университета. Мы создаем в Кемерово суперсовременный студенческий город. Вы знаете, что в четырех городах страны, в соответствие с президентской программой, строятся театрально-художественные кластеры, в том числе в Кемерово. Я разбил этот кластер на два комплекса. Театр строится здесь рядом с администрацией, а московская высшая школа театрального искусства, хореографическое училище (к ним прилагается все: бассейн, открытый и закрытый, спорткомплекс) появятся в специальном студенческом кампусе. К 300-летию Кузбасса в следующей году мы запустим первую его очередь.
В Кузбассе добывается до 60% российского угля. Нужно ли хореографическое училище шахтерам?
Мы не выдумываем все сами. В истории Советского Союза был такой любопытный случай, наверное, единственный. В 1948 году в феврале по решению ЦК сюда отправили десант из 1700 человек в составе Академии наук, Госплана, представителей всех профильных министерств. Они здесь жили 10 месяцев, всё тут перерыли и исследовали, а затем состоялась конференция, по ее итогам был опубликован этот трехтомник «Народно-хозяйсвтенные проблемы Кузбасса» (Губернатор протягивает мне три объемных тома. — Н.У.). Это программа развития региона с 1948 по 1965 год. Уже тогда ставилась задача уводить Кузбасс от угольной зависимости. В программе много внимания уделялось культуре, образованию, здравоохранению и спорту. Это была очень эффективная программа. Кузбасс участвовал в подготовке космических полетов. Например, у нас производились парашютный шелк, компоненты ракетного топлива, из 20 человек первого отряда космонавтов двое были наши — Алексей Леонов и Борис Волынов. Мы были центром химической промышленности СССР, крупнейшие проектные институты по химии были у нас, а здравоохранение считалось одним из лучших в стране и так далее и тому подобное.
Так вот значение культуры в промышленном регионе высочайшее. Благодаря этой программе у нас построили множество домов культуры и театров, но, к сожалению, реализовали не всё. Когда я был только что назначен, президент принял меня. Известно, что на таких встречах исполняющий обязанности губернатора всегда может что-то попросить у президента. И я попросил построить театр оперы и балета. Прежде, по президентской программе, такие театры планировались только в Севастополе, Калининграде и Владивостоке — они, понятно, все находятся на границе. А мы в центре. Президент говорит: «Аргументируй». Я достаю этот трехтомник 1948 года и говорю, что программой было предусмотрено строительство театра оперы и балета в Кемерово, но руки до него так и не дошли. Президент молча взял эти тома, минут 15 их листал, отложил и, ни говоря ни слова, подписал соответствующее распоряжение. Убежден, без культуры невозможна промышленность. Культура — это одновременно и отход от угольной зависимости и создание условий для развития человека.
Кузбасс добился проведения VIII национального чемпионата «молодых профессионалов» — World Skills Russia, который завершается 21 сентября. Зачем этот конкурс Кузбассу?
Мы очень серьезный промышленный регион, у нас высочайшая урбанизация, большая часть населения работают в промышленности. Рабочие специальности крайне востребованы, тем более, что сейчас они существенно трансформировались. Современный рабочий должен обладать и знаниями инженера, и знаниями IT-технологий, программирования. Сделать так, чтобы у нас в Кузбассе прошли соревнования мирового уровня, чтобы приехало много команд, с которыми могли бы сражаться наши ребята, — это большой вызов. 20 стран приняли участие в конкурсе. Уверен, чемпионат даст существенный импульс развитию среднепрофессионального образования в Кузбассе. Это как в спорте: если хочешь добиться высоких результатов, тебе надо обязательно участвовать в соревнованиях, иначе спортсмены засиживаются.
Как пандемия сказалась на формате проведения чемпионата?
Решение было принято в конце 2018 — начале 2019 года, когда о пандемии никто не задумывался. И мы серьезно готовились к чемпионату, думали, где разместим 8 тысяч гостей, где сделаем гостиницы, как мы сюда людей доставим. Мы застолбили чартеры, заранее подготовили огромную площадку, но жизнь внесла свои коррективы. Сначала решили перенести на следующий год, но в следующем году будет чемпионат на другой территории. В результате мы сместили чемпионат сначала на сентябрь, а потом сделали его дистанционным. Это стало вызовом для нашей цифровой инфраструктуры. Кузбасс специально приобрел свой собственный ЦОД. После завершения соревнований он будет доставлен из Москвы и смонтирован в подготовленном для него здании. Надеюсь, мы еще и поднимем уровень наших IT-специалистов, уровень цифровизации в Кузбассе.