Опять двойка
Как «заставить» ребенка учиться, объясняет психолог Марина Мелия.
«Мы перепробовали все: грозили, наказывали, запрещали. Ничего не действует…» — родители в растерянности. Дочь перешла в восьмой класс, и ее будто подменили. В начальной школе была отличницей, потом училась вполне прилично, ходила на английский, на гимнастику, в бассейн. А теперь желание учиться пропало напрочь. Домашние задания не выполняет, начала прогуливать уроки, съехала даже по тем предметам, которые ей всегда легко давались. Родители объясняли: надо думать о ЕГЭ, иначе не поступить в приличный вуз. Но все безрезультатно.
Причин, по которым дети не хотят учиться, столько же, сколько и детей. Но, как показывает опыт, можно выделить несколько основных, и тогда становится понятно, по каким каналам утекает энергия, которая должна быть направлена на учебу.
НАГРУЗКА Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями, что у них не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят». Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает успевать. Перегруженность сказывается и на здоровье — дети начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Пропустив же несколько занятий, ребенок не способен включиться в учебный процесс, не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком.
ОТНОШЕНИЯ На желание детей ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями. В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками. Когда они не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.
УВЛЕЧЕНИЯ Еще один канал «разбазаривания» энергии — неподконтрольные увлечения, которые, с точки зрения взрослых, ничего не дают ребенку. Это могут быть подростковые компании «по интересам» — дети собираются вместе, чтобы послушать музыку, поиграть или просто прошвырнуться по улицам в поисках приключений. Кто-то увлекается экстримом. Массу времени съедают и гаджеты: здесь и компьютерные игры, и общение в интернете. Ребенок считает минуты до окончания уроков — все внимание сосредоточено на чем-то другом.