Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

ЭкспертБизнес

Холодный пуск

Развернутые в России глобальными мейджорами производственные мощности по сборке иномарок вдвое превышают потенциал платежеспособного спроса. Отрасли требуется кардинальная перезагрузка с приоритетом развития сегмента массового, доступного по цене автомобиля

Сергей Кудияров

В настоящее время в России налажено сборочное производство большинства ведущих мировых автопроизводителей. Совокупный объем инвестиций в отрасль в постсоветский период превысил 20 млрд долларов. Коренным образом изменилась корпоративная структура отрасли. Если в 1992 году на АвтоВАЗ вместе с ныне подконтрольным ему Ижевским автозаводом приходилось 82% выпуска, то в 2019-м — лишь 43%. Само понятие «иномарка» по мере переноса в Россию финальной сборки машин потеряло исходный смысл.

При взгляде на график динамики российского рынка легковых автомобилей за последние двадцать лет захватывает дух: феноменальные, двукратные и больше по амплитуде, взлеты и падения, не свойственные зрелым, насыщенным авторынкам (см. график 1). С начала нынешнего века до 2008 года наблюдался резкий рост продаж, питаемый быстрым наращиванием реальных доходов и расширением автокредитования — со стороны спроса и быстрым расширением сначала импорта, а потом домашней сборки иномарок — со стороны предложения. В 2008 году в России было продано 3,175 млн новых легковых машин, и это без учета легких коммерческих автомобилей (LCV). Казалось, еще чуть-чуть, и Россия станет крупнейшим авторынком Европы, обогнав Германию (3,37 млн штук в 2007 году). Но этим мечтам не суждено было сбыться. После жесткой подножки кризиса 2009 года, когда продажи новых автомобилей в РФ рухнули более чем вдвое, последовал восстановительный рост, не достигший, правда, докризисного уровня: в прошлом десятилетии продажи показали максимум в 2012 году на уровне 2,76 млн единиц, после чего последовал растянувшийся на четыре года тяжелый спад с новым уполовиниванием продаж (1,31 млн в 2016 году), потом небольшой рост — и снова сжатие в 2019-м и пандемийном 2020-м. В прошлом году в стране было продано на первичном рынке 1483 тыс. легковых автомобилей, всего на пять процентов больше, чем в 2002-м. Созданные в отрасли в расчете более чем на трех миллиона штук годовых продаж производственные мощности загружены примерно наполовину (55% в 2019 году и 46% в 2000-м), при этом наблюдается долгосрочный тренд к снижению уровня загрузки (см. график 2).

Несмотря на все усилия государства, остаются большие резервы и в повышении уровня локализации развернутых зарубежными мейджорами сборочных производств. При этом складывается ощущение, что сегмент локальной сборки иномарок достиг в последние годы определенного насыщения — на уровне порядка 50% рынка в денежном выражении и около 60% — в натуральном (см. график 3).

Уйти от импорта

В СССР личный автомобиль был статусным, запредельно дорогим товаром, доступным немногим. В 1990 году уровень автомобилизации населения был совершенно убогим — 14 машин на сто домохозяйств. Открытие границ привело к взрывному росту импорта, причем в основном доступных по цене подержанных машин. В 2002 году на автомобили с пробегом пришлось до 80% всего автоимпорта, а сам импорт стал уверенно теснить отечественный автопром.

С 2002 года стали приниматься меры по регулированию автомобильного рынка. Для начала, в июле 2002-го, правительство принимает концепцию развития автопрома, а в октябре того же года вводит запретительные таможенные тарифы для иномарок старше семи лет.

После того как было сбито давление на рынок относительно дешевого б/у импорта, правительство сделало следующий шаг. Приказом нескольких министерств (экономического развития и торговли, промышленности и энергетики, финансов) от апреля 2005 года в России было введено понятие «промышленная сборка».

Под промышленной сборкой автомобилей понималась система серийного производства на основе технологических процессов, обеспечивающая проектные производственные мощности предприятия не менее 25 тыс. единиц в год при двухсменном режиме работы, включая сварку, окраску и сборку кузова, монтаж оборудования салона, монтаж силового агрегата, рулевого механизма, передней и задней подвесок, выпускной системы, монтаж электрооборудования, элементов подвески, монтаж элементов экстерьера. Фиксировался по годам четкий график повышения уровня локализации производства. Бонусом при выполнении этих обязательств являлись таможенные льготы на ввоз компонентов для сборки автомобилей, а также ряд других льгот, например право участия в государственных закупках.

Первопроходцы

Можно привести несколько примеров локализации производства иностранных марок российским капиталом до 2005 года. Во-первых, это организация сборки на «Автоторе» в Калининграде в 1996 году. Во-вторых, организация сборки иномарок в Таганроге на базе площадки Таганрогского завода комбайнов в 1997-м.

Мощности «Автотора» были смонтированы в цехах калининградского судостроительного завода «Янтарь» и на производственных площадях опытного завода бумагоделательного оборудования предприятия «Калининградбуммаш». Предприятие смогло добиться впечатляющей мощности производства — до 250 тыс. единиц в год, сегодня по располагаемой сборочной мощности это второй игрок в отрасли после АвтоВАЗа (см. график 4). Но это весьма неоднозначные мощности. Дело в том, что развитие «Автотора» опиралось на статус особой экономической зоны в Калининградской области, что позволяло без пошлин ввозить материалы и комплектующие. А производство в огромном большинстве представляло собой банальную отверточную сборку, причем «Автотор» долгое время приводили в качестве практически эталонного примера такой сборки.

ТагАЗ располагал техническими возможностями для производства полного цикла, но также ориентировался на крупноузловую сборку. При впечатляющих мощностях производства (до 180 тыс. единиц в год) уровень локализации здесь даже к 2014 году достигал всего 20%. А в 2014-м последовало банкротство, предприятие в итоге прекратило свое существование.

В 2002 году было создано производство Ford во Всеволожске близ Санкт-Петербурга — первое автосборочное предприятие в постсоветский период с участием только иностранного капитала. Это более успешный пример. Мощности этой площадки удалось довести до 72 тыс. единиц к 2007 году, после чего они были доведены до 125 тыс. единиц в год. Первоначальная локализация производства в России составляла около 30%. Но уже в 2007 году она достигла довольно приличных 60%. В 2011-м завод стал совместным предприятием Ford Sollers. Однако это ему не помогло: «не вписался в рынок». Объемы производства сокращались, в 2018 году выпуск на заводе составил всего 15 тыс. единиц (12% мощности), и в 2019-м было решено прекратить производства и законсервировать мощности.

А в 2004 году в Черкесске был создан завод Derways, специализировавшийся на сборке автомобилей китайских марок (Chery, Lifan, Brilliance, Hawtai, Great Wall). Поначалу это была совсем крохотная площадка мощностью пять тысяч единиц в год, но уже к 2010 году мощности удалось нарастить до 55 тыс., а потом почти удвоить, выйдя на отметку 100 тыс. единиц в год. Но история успеха оказалась недолгой. Собственникам предприятия предъявили обвинения в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. В 2018 году завод закрылся и, по всей видимости, окончательно: в 2019-м было демонтировано производственное оборудование.

За пятнадцать лет число занятых на АвтоВАЗе в Тольятти уменьшилась радикально — со 100 тыс. до 34 тыс. человек. Но и выпуск автомобилей сократился практически пропорционально: делали миллион, а сегодня 340 тыс. Таким образом, физически производительность осталась прежней — 9–10 машин на одного занятого в год. Общий масштаб сокращений на ВАЗе, даже не считая рухнувшего периметра его поставщиков, составляет 70 тыс. человек, это существенно больше общего числа рабочих мест, появившихся на новых заводах, всего их около трех десятков, открывшихся в рамках режима промсборки. Характерный диапазон численности этих гринфилдов составлял полторы-две тысячи занятых, у лидеров — до пяти тысяч. Это не говоря о том, что много поставщиков АвтоВАЗа были системообразующими предприятиями в своих небольших городах, которые потеряли всякую перспективу развития после их закрытия

Большая волна

После введения в 2005 году регулятивного режима промышленной сборки в строй вступили несколько крупных построенных с нуля заводов с инвестициями в сотни миллионов долларов, обеспечивающих для крупнейших международных автомобилестроительных корпораций выполнение условий промышленной сборки, а также организована промсборка иномарок на многих уже существовавших заводах.

В 2011 году в РФ было выпущено 780 тыс. автомобилей иностранных марок с выполнением этих условий промышленной сборки. Еще почти 300 тыс. машин было собрано методом крупноузловой сборки с применением льгот свободных экономических зон и свободных складов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
5 ошибок основательницы Checkme Анастасии Файзуленовой 5 ошибок основательницы Checkme Анастасии Файзуленовой

Как основательница Checkme училась нанимать сотрудников и работать с ними

Inc.
Электрический УАЗ едет на экспорт Электрический УАЗ едет на экспорт

Этот УАЗ хотят заполучить в свои автопарки клиенты из Великобритании и Германии

Эксперт
Краткая история кинематографа: от братьев Люмьер до Netflix Краткая история кинематографа: от братьев Люмьер до Netflix

Разбираемся, как родилась и развивалась индустрия кино

GQ
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Одиночество, неуверенность, бессилие: к чему и зачем нам снятся бывшие Одиночество, неуверенность, бессилие: к чему и зачем нам снятся бывшие

Самые будоражащие сны - про бывших партнеров

Cosmopolitan
Наполеон Орлёнок: прерванный полёт Наполеон Орлёнок: прерванный полёт

В 1811 году у Наполеона Бонапарта родился долгожданный наследник

Дилетант
«Странный тип по имени Энди Уорхол». Отрывок из книги Майкла Шнейерсона «Странный тип по имени Энди Уорхол». Отрывок из книги Майкла Шнейерсона

Отрывок из главы об Энди Уорхоле из книги «Бум» Майкла Шнейерсона

СНОБ
Е-коммерческий банк Е-коммерческий банк

Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Forbes
2300-летний паззл: фрагменты полотна мумии нашли в разных частях света 2300-летний паззл: фрагменты полотна мумии нашли в разных частях света

Ученые смогли прочитать заклинания из Книги Мертвых

National Geographic
Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск

Чего же Маск хотел в сфере нейроинтерфейсов, что сделал и что сможет сделать

Популярная механика
5 важных книг о любви к себе 5 важных книг о любви к себе

Книги с практическими упражнениями, советами, которые научат заботиться о себе

Psychologies
Названы страны, которые больше всех пострадают от изменения климата Названы страны, которые больше всех пострадают от изменения климата

Кто первый пострадает от изменения климата

National Geographic
«Игродром. Что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре» «Игродром. Что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре»

Отрывок из книги Александра Ветушинского об исследовании видеоигр

N+1
Маршрутка для олимпийского мишки. Как выглядел главный автомобиль Олимпиады-80 Маршрутка для олимпийского мишки. Как выглядел главный автомобиль Олимпиады-80

Олимпийский РАФ: с холодильником и кондиционером, но фанерным полом

Maxim
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

Кому действительно нужно его снижать и на что способны статины?

Лиза
Безос слетал в космос: как заработать на историческом событии Безос слетал в космос: как заработать на историческом событии

Что купить в расчете на будущую колонизацию далеких планет?

Forbes
Ректор РАНХиГС Владимир Мау: Будьте готовы учиться всю жизнь Ректор РАНХиГС Владимир Мау: Будьте готовы учиться всю жизнь

Ректор Президентской академии Владимир Мау дает советы студентам и абитуриентам

СНОБ
«Синдром главного героя» захватил поколение Z? «Синдром главного героя» захватил поколение Z?

Мы загружены в матрицу, только т-с-с!

Playboy
«Я же включил поворотник!» 5 оправданий водителей, когда они неправы «Я же включил поворотник!» 5 оправданий водителей, когда они неправы

Какие опасные маневры водители оправдывают поворотниками и аварийкой

РБК
Быстрее, выше, сильнее: лучшие фильмы о советском спорте Быстрее, выше, сильнее: лучшие фильмы о советском спорте

Фильмы и сериалы о советском спорте

Cosmopolitan
Дальняя дача Дальняя дача

Юлия Федотова призывает приезжать на Мальту всей семьей

Tatler
Где живут самые красивые девушки России (карта прилагается!) Где живут самые красивые девушки России (карта прилагается!)

Знаменитые музыканты сошлись во мнении, что главные красавицы страны живут в...

Maxim
Хуже некуда? Разбираемся, что стало с тренерами сборной России после работы с командой Хуже некуда? Разбираемся, что стало с тренерами сборной России после работы с командой

Так ли на самом деле плохи тренеры сборной России по футболу?

Maxim
NASA планирует рискованный маневр, чтобы реанимировать «Хаббл» NASA планирует рискованный маневр, чтобы реанимировать «Хаббл»

Легендарный телескоп либо воскреснет, либо завершит свою миссию навсегда

National Geographic
Палеонтологи подтвердили миниатюризацию динозавров-муравьедов Палеонтологи подтвердили миниатюризацию динозавров-муравьедов

Уменьшение размеров тела динозавров связали с их диетой

N+1
Дар, которого лишился человек: инстинкт самосохранения Дар, которого лишился человек: инстинкт самосохранения

Как природа позволяет людям преодолевать страх небытия

Вокруг света
Слюнявая пенница оказалась рекордсменом по силе всасывания Слюнявая пенница оказалась рекордсменом по силе всасывания

Чтобы получить сок растений эти насекомые прикладывают титанические усилия

National Geographic
Как микробы исправляют ошибки человека и очищают Землю от тяжелых металлов Как микробы исправляют ошибки человека и очищают Землю от тяжелых металлов

Микробы настолько умны, что научились использовать металлы для выработки энергии

Популярная механика
Люк, я твой отец! Топ-10 худших отцов в кино Люк, я твой отец! Топ-10 худших отцов в кино

Рассказываем о нескольких киноотцах, с которыми их отпрыскам явно не повезло

Cosmopolitan
Открыть в приложении