Государев муж взрастил надежду
Третий рейтинг капитальных вложений журнала «Эксперт» показал, что многие компании в 2020 году резко увеличили свои вложения. Лидеры роста инвестиций — РЖД, «Росатом», «Ростех», «Ростелеком».

Совокупные инвестиции в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы в прошлом году впервые в истории России превысили 20 трлн рублей. Однако в сопоставимых ценах капитальные вложения снизились на 1,4% по сравнению с 2019 годом. В итоге максимум 2014 года вновь не достигнут. Впрочем, в прошлом году экономика страны сокращалась (−3%) быстрее, чем ужимались инвестиции, и в результате доля инвестиций в ВВП достигла максимума за пять лет — 21,8%.
Основная причина сокращения вложений в том, что костяк российской экономики и крупнейшие инвесторы — «Газпром», «Роснефть» — столкнулись с острейшим кризисом и были вынуждены начать экономить. Резко упали вложения авиакомпаний, транспортной инфраструктуры, розничных сетей. Потерян инвестиционный драйв в электроэнергетике.
Однако множество компаний увидели в кризисе 2020 года возможности и резко увеличили свои вложения. Лидеры роста инвестиций в абсолютных величинах — это предприятия, зависящие от государственного бюджета: РЖД, «Росатом», «Ростех», «Ростелеком». Судя по инвестиционной активности, эти компании не знают слова «кризис»: в 2020 году они наращивали вложения внутри страны. Впрочем, они активные участники национальных проектов и федеральных программ, поэтому рост трат госбюджета прямо и косвенно стимулирует их развитие.
Кроме того, в России увеличиваются вложения в пищевую промышленность. Сегодня в наш рейтинг входит уже более десятка компаний отрасли АПК и пищевой промышленности, а инвестиционный лидер — «Мираторг» — впервые попал в 35 крупнейших инвесторов в стране. Он вложил в свое развитие в прошлом году больше, чем ММК или «Металлоинвест».
Впрочем, сама металлургия тоже начала входить в новый инвестиционный цикл. В результате произошел резкий рост затрат на обновление фондов у «Северстали», НЛМК, ОМК, «Полиметалла». Активно обновляет свои фонды Почта России, наращивает вложения АвтоВАЗ, а на фоне пандемии группа Stada начала модернизацию Нижегородского химико-фармацевтического завода.
В итоге просадку нефтегазового комплекса удалось компенсировать ростом инвестиций в инфраструктуру и промышленность, а совокупные инвестиции по выборке нашего рейтинга впервые превысили 9 трлн рублей.
Рейтинг инвесторов в российскую экономику
Не выдержавшие напряжения
Основа инвестиций российской экономики — нефтегазовая отрасль. Главные инвесторы в стране не меняются годами. От инвестиционной активности «Газпрома» и «Роснефти», зависит экономический рост, развитие регионов, сотни тысяч рабочих мест. Но в прошлом году падение цен на нефть сделало свое дело. Российские нефтегазовые компании с их огромными инвестиционными программами традиционно выступали антикризисными вантами российской экономики. Непрерывные стройки, связанные с освоением месторождений, прокладкой трубопроводов и терминалов, мало коррелировали с экономическим и сырьевым циклом. В итоге экономика в целом выигрывала: «Газпром» или «Роснефть» даже в самые тяжелые времена реализовывали мегапроекты, создавая инвестиционный спрос.
В прошлом году российские госгиганты сдались и начали резать бюджеты развития. Для «Роснефти» это урезание капитальных затрат второй год подряд, для «Газпрома» — первый год, однако размер снижения превысил 250 млрд рублей, что сопоставимо с годовыми тратами на обновление фондов таких огромных компаний, как «Россети» или «Транснефть», или двух «Норникелей». Результат — заметное снижение инвестиций в нефтегаз.
Впрочем, инвестиционная пауза для «Газпрома» и «Роснефти» — явление временное. Впереди у «Газпрома» гигантская стройка нефтехимического комплекса в Усть-Луге, программа газификации регионов и, возможно, строительство новой транспортной магистрали в Китай — «Сила Сибири — 2» (газопровод «Алтай»). У «Роснефти» — мегапроект «Восток Ойл», который должен дать новую нефть уже в 2024 году. Масштабы последнего фантастические и потребуют от «Роснефти» огромных затрат. Однако оно того стоит: к 2035 году на Таймыре будет добываться каждая пятая-шестая тонна нефти в стране. На огромной территории, где сегодня живет 30 тыс. человек, будет создано несколько сотен тысяч новых рабочих мест, порты, арктический флот, новая энергосистема, система трубопроводов и т. д. «Восток Ойл» — проект на десятилетия.
Возвращаясь на землю, надо констатировать: несмотря на низкие цены на энергоносители, «зеленую» повестку на основном рынке сбыта российских нефти и газа, ограничение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, ряд компаний нефтегаза наращивали капитальные затраты в прошлом, крайне кризисном для отрасли году. «ЛУКойл», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» увеличивали вложения в развитие, хоть и умеренно. Имея ограничения по добыче нефти, компании развивали добычу газа, что стало новой точкой приложения капитала для отрасли.
Индекс инвестиций в основной капитал опережает рост ВВП

Новый газ сжижен для вас
Особенно отличился «НоваТЭК». После того как компания завершила реализацию проекта «Ямал СПГ», она смогла позволить себе вернуться к собственному развитию. Инвестиционные затраты в рамках самой компании в прошлом году достигли 200 млрд рублей, что вдвое выше средних за пять лет, причем они растут от года к году. Инвестиции «НоваТЭКа» в прошлом году увеличились по сравнению с 2017 годом более чем в семь раз. Долгие годы «НоваТЭК» тратил все свободные ресурсы на подготовку и запуск проекта «Ямал СПГ», и он «взлетел», показав свою суперэффективность, особенно на фоне энергетического кризиса, накрывшего страны Европы и Азии в этом году. Сегодня «Ямал СПГ» — один из крупнейших газовых проектов на территории нашей страны, он дает порядка 19 млн тонн сжиженного природного газа, который идет на экспорт как в страны Западной Европы, так и в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Но сейчас именно как инвестиционная звезда «Ямал СПГ» начал затухать. Основные объекты построены, они работают. На поддержание работоспособности проекта требуются затраты на порядок меньше, чем на строительство. В прошлом году «Ямал СПГ» скатился на 45-е место в нашем рейтинге, и постепенно он будет опускаться все ниже. Однако роль «Ямал СПГ» как проекта-пионера неоспорима. Он показал пример того, как осуществить, казалось бы, невозможное. Гигантский инвестиционный проект реализован в основном на частные деньги, а контрольная доля принадлежит отечественной компании. Несмотря на санкции, в проект привлечены западные и восточные капиталы, заключены долгосрочные договоры на поставку СПГ. Несмотря на климатические особенности региона, проект сдан точно в срок, а его смета не выросла. Наконец, проект показал реальность круглогодичного крупнотоннажного судоходства на Северном морском пути. Все это будет иметь несколько долгосрочных последствий, стимулирующих экономическое развитие страны: от круглогодичного транзита по СМП до кластерного освоения ресурсной базы Арктики.
Однако основной бенефициар все же сам «НоваТЭК»: при нынешних ценах на газ и суперльготном налогообложении проекта «Ямал СПГ» окупится намного быстрее, нежели планировалось. Ну и главное: имея перед глазами успешный опыт реализации «Ямал СПГ», инвесторы стоят в очередь на реализацию нового проекта «Арктик СПГ — 2». Проект еще не запущен, а весь газ с него до 2024 года законтрактован. «Сейчас смотрим на контракты с началом поставки уже ближе к 2025–2026 году. До этого времени в целом СПГ фактически продан», — сообщил коммерческий директор по реализации СПГ «НоваТЭКа» Юрий Ерошин.
Проект «Арктик СПГ —2» — новая инвестиционная звезда, он активно строится на деньги западных и восточных инвесторов на противоположном от Сабетты берегу Обской губы. Сегодня он занимает седьмую строчку в рейтинге крупнейших инвесторов России.
При этом при реализации проекта была проделана большая работа над ошибками. Во-первых, при строительстве было решено отказаться от капитальных работ на месте. Проект стал модульным. Для производства части конструкций в Белокаменке Мурманской области построен завод металлоконструкций. С него основные элементы будут отправляться на «Арктик СПГ — 2». Все установки разместят на специальных гравитационных бетонных конструкциях. Второе решение — печальное: от отечественных систем сжижения газа было решено отказаться. Пока системы по производству СПГ с биркой «Сделано в России» не подтвердили свою надежность.
Не замечающие кризис
Инвесторы, не замечающие кризис, — российские инфраструктурные компании: РЖД, «Росатом», «Ростех». Именно их инвестиции вытащили просадку нефтегазовых инвестиций в прошлом году.
Сегодня у РЖД инвестиционная программа сопоставима с программой «Роснефти»: у РЖД — 708 млрд рублей, у «Роснефти» — 780 млрд. Однако если «Роснефть» — донор бюджета, то РЖД — акцептор. Через российскую транспортную монополию реализуется сразу несколько крупных федеральных инвестиционных проектов, основной из которых — развитие Восточного транспортного коридора (модернизация БАМа и Транссиба).