Трансформация Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): есть ли жизнь в метавселенной?
Корпорация Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) делает ставку на развитие виртуальной реальности. Однако пока информационные технологии не могут имитировать человеческое общение, а сама социальная сеть сталкивается с рядом проблем — оттоком молодежи, несохранностью персональных данных, изменением рекламного рынка

Хироаки Протагонист живет в небольшой квартирке и занимается тем, что на своем скоростном байке выполняет заказы на доставку пиццы. Но на самом деле сотрудник курьерской службы — известный хакер и воин-самурай, который создал свои два меча из специального кода, способного разрубать врагов в трехмерной виртуальной реальности под названием «метавселенная». Несмотря на то что физически туда попасть нельзя, в метавселенной существуют частные дома, офисы корпораций, ночные клубы, парки, где люди появляются в виде аватаров, чтобы не только развлекаться, но и заниматься вполне прибыльным бизнесом. Например, Хироаки неплохо зарабатывает на том, что записывает обрывки разговоров звезд и бизнесменов, которые он потом продает желающим что-то узнать — скажем, какие акции покупать или какие наряды будут в моде в следующем сезоне. Таков сюжет вышедшего в 1992 году романа писателя-фантаста Нила Стивенсона «Лавина», который теперь является ориентиром в развитии для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — шестой в мире корпорации с капитализацией свыше 800 млрд долларов, число пользователей которой достигает почти трети населения Земли.
Корпорация Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — это уже не просто социальная сеть, а, как ее назвали создатели, Метавселенная с соответствующим названием Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms и логотипом в виде символа бесконечности. До и после объявления о ребрендинге руководство корпорации приняло ряд значимых шагов для того, чтобы существенная часть человечества в ближайшем будущем жила двойной жизнью — с одной стороны, обычной, реальной, а с другой — новой виртуальной, которая, по заявлениям разработчиков, станет более яркой и насыщенной, чем повседневная рутина.
Виртуальный язык тела
В стремительно развивающемся мире мессенджеров и социальных сетей общение раньше происходило преимущественно с помощью текста, теперь все больше с использованием фото- и видеоинформации. Следующим этапом будет «язык тела» — мимика, жесты, речь, которые в виртуальный мир совсем скоро позволят перенести современные технологии VR (Virtual Reality). Таков ключевой посыл главы Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марка Цукерберга, который он адресовал миру во время недавнего официального представления новой стратегии развития компании. «Следующий этап будет более захватывающим — это интернет, где вы уже участник, а не просто наблюдатель», — заявил 37-летний бизнесмен, ставший в свое время самым молодым миллиардером в мире.

По словам Цукерберга, социальная сеть будущего — это виртуальный мир, где люди будут представлены аватарами (графическим изображением пользователя, его цифровым альтер эго — термин, который вместе с понятием «метавселенная» тоже распространился из книги «Лавина»). По словам основателя Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в этом параллельном компьютерном мире каждый «может делать, что только захочет: общаться с друзьями и семьей, работать, учиться, играть, ходить по магазинам». Вот девушка, сидя за компьютером, отправляется в виртуальное путешествие на концерт любимой группы в Лос-Анджелес, поворачивает в виртуальной фан-зоне голову и встречает свою подругу, которая тоже подключилась к мероприятию из другой точки планеты. Далее две подруги, а точнее, их цифровые двойники вместе идут на виртуальную вечеринку. Следующий кадр: пенсионер играет в парке в шахматы, и к нему подсаживается виртуальный образ его товарища. А вот сам Марк Цукерберг надевает защитный фехтовальный шлем и скрещивает в виртуальном мире шпаги. От развлечений к делу: вот дизайнер обдумывает архитектуру нового здания, к нему издалека подключается коллега, которая вносит коррективы в планировку помещений. Или врачи, которые готовятся к операции, используя инструменты виртуальной реальности. Так теперь видит следующую ступень развития социальных сетей корпорация Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ).
Марк Цукерберг говорит, что идеями виртуальных миров он начал увлекаться еще в школе, и в течение всей своей головокружительной карьеры не переставал думать об их воплощении. И это действительно так: еще в 2014 году Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) осуществил громкую сделку, приобретя за внушительные два миллиарда долларов созданную военным инженером Палмером Лакки компанию Oculus Rift — ведущего мирового производителя шлемов виртуальной реальности. Сумма этой покупки оказалась вдвое больше той, что в 2012 году Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) потратил на покупку Instagram (один миллиард долларов), но существенно меньше инвестиций в купленный в 2014 году мессенджер WhatsApp (16 млрд долларов). За последние семь лет компания Oculus сумела упрочить позиции ведущего мирового производителя VR-шлемов с долей более 80% глобальных продаж этих устройств. Так, в прошлом году после выхода новой модели Oculus Quest 2 по цене 299 долларов компания в четвертом квартале 2020 года сумела реализовать более миллиона таких устройств, в то время как ближайший конкурент — компания Sony с моделью PlayStation VR — смогла реализовать только 125 тыс. единиц.
Помимо аппаратной части Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) последовательно развивает услуги и сервисы для VR. В частности, на цифровой платформе Horizon Worlds, которая два года назад была представлена как онлайн-игра, представленные в виде аватаров люди могут соревноваться в различных состязаниях. Но в августе текущего года компания представила версию для занятий посерьезнее — это версия сервиса Horizon Workrooms, которая позволяет сотрудникам той или иной фирмы собираться в количестве до пятидесяти человек в одной виртуальной комнате для совместной удаленной работы. Здесь можно проводить виртуальные встречи, в ходе которых, например, можно использовать большую виртуальную доску или вести разговоры, как будто вы находитесь рядом.
К другим попыткам Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) нарастить свое присутствие на рынке VR-продуктов можно отнести и то, что в сентябре этого года Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) совместно с компанией Ray-Ban разработал и начал продавать в ряде стран очки дополненной реальности по цене 300 долларов за штуку, в которых встроены камеры (с их помощью можно снимать фото и видео), а также динамики и микрофон (пользователи могут слушать музыку, подкасты, другой аудиоконтент и принимать звонки).
По заявлению корпорации Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), социальная сеть намерена вложить только в течение ближайшего года внушительные десять миллиардов долларов в свое научно-исследовательское подразделение Reality Labs, которое расположено в американском Редмонде. Компания уже в ближайшее время намерена представить ряд устройств и гарнитур для работы в виртуальном пространстве. В частности, гарнитура дополненной реальности Project Cambria будет отслеживать и передавать в компьютер мимику. На подходе также новое поколение очков дополненной реальности под техническим названием Project Nazare, которые предположительно будут оснащены голографическим дисплеем, проектором и разного рода датчиками. Но главной новинкой ближайшего времени должна стать перчатка виртуальной реальности. Ожидается, что она будет оснащена полутора десятками пневматических пластиковых подушечек, расположенных вдоль ладони пользователя, нижней ее стороны и кончиков пальцев. На перчатке будут располагаться белые маркеры, которые позволят камерам отслеживать перемещение пальцев в пространстве, а внутренние датчики будут фиксировать сгибание пальцев. Разработчики заверяют, что новое устройство способно обеспечить имитацию давления и обратной связи от предметов в сочетании с визуальными и звуковыми сигналами (хруст, шуршание и проч.), что создает иллюзию физического прикосновения. Ну а в будущем перчатка будет способна передавать пользователю еще более тонкие ощущения, когда чувствуются, скажем, не только габариты виртуального предмета, но и разница текстур его поверхности.