Трансформация Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): есть ли жизнь в метавселенной?
Корпорация Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) делает ставку на развитие виртуальной реальности. Однако пока информационные технологии не могут имитировать человеческое общение, а сама социальная сеть сталкивается с рядом проблем — оттоком молодежи, несохранностью персональных данных, изменением рекламного рынка
Хироаки Протагонист живет в небольшой квартирке и занимается тем, что на своем скоростном байке выполняет заказы на доставку пиццы. Но на самом деле сотрудник курьерской службы — известный хакер и воин-самурай, который создал свои два меча из специального кода, способного разрубать врагов в трехмерной виртуальной реальности под названием «метавселенная». Несмотря на то что физически туда попасть нельзя, в метавселенной существуют частные дома, офисы корпораций, ночные клубы, парки, где люди появляются в виде аватаров, чтобы не только развлекаться, но и заниматься вполне прибыльным бизнесом. Например, Хироаки неплохо зарабатывает на том, что записывает обрывки разговоров звезд и бизнесменов, которые он потом продает желающим что-то узнать — скажем, какие акции покупать или какие наряды будут в моде в следующем сезоне. Таков сюжет вышедшего в 1992 году романа писателя-фантаста Нила Стивенсона «Лавина», который теперь является ориентиром в развитии для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — шестой в мире корпорации с капитализацией свыше 800 млрд долларов, число пользователей которой достигает почти трети населения Земли.
Корпорация Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — это уже не просто социальная сеть, а, как ее назвали создатели, Метавселенная с соответствующим названием Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms и логотипом в виде символа бесконечности. До и после объявления о ребрендинге руководство корпорации приняло ряд значимых шагов для того, чтобы существенная часть человечества в ближайшем будущем жила двойной жизнью — с одной стороны, обычной, реальной, а с другой — новой виртуальной, которая, по заявлениям разработчиков, станет более яркой и насыщенной, чем повседневная рутина.
Виртуальный язык тела
В стремительно развивающемся мире мессенджеров и социальных сетей общение раньше происходило преимущественно с помощью текста, теперь все больше с использованием фото- и видеоинформации. Следующим этапом будет «язык тела» — мимика, жесты, речь, которые в виртуальный мир совсем скоро позволят перенести современные технологии VR (Virtual Reality). Таков ключевой посыл главы Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марка Цукерберга, который он адресовал миру во время недавнего официального представления новой стратегии развития компании. «Следующий этап будет более захватывающим — это интернет, где вы уже участник, а не просто наблюдатель», — заявил 37-летний бизнесмен, ставший в свое время самым молодым миллиардером в мире.
По словам Цукерберга, социальная сеть будущего — это виртуальный мир, где люди будут представлены аватарами (графическим изображением пользователя, его цифровым альтер эго — термин, который вместе с понятием «метавселенная» тоже распространился из книги «Лавина»). По словам основателя Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в этом параллельном компьютерном мире каждый «может делать, что только захочет: общаться с друзьями и семьей, работать, учиться, играть, ходить по магазинам». Вот девушка, сидя за компьютером, отправляется в виртуальное путешествие на концерт любимой группы в Лос-Анджелес, поворачивает в виртуальной фан-зоне голову и встречает свою подругу, которая тоже подключилась к мероприятию из другой точки планеты. Далее две подруги, а точнее, их цифровые двойники вместе идут на виртуальную вечеринку. Следующий кадр: пенсионер играет в парке в шахматы, и к нему подсаживается виртуальный образ его товарища. А вот сам Марк Цукерберг надевает защитный фехтовальный шлем и скрещивает в виртуальном мире шпаги. От развлечений к делу: вот дизайнер обдумывает архитектуру нового здания, к нему издалека подключается коллега, которая вносит коррективы в планировку помещений. Или врачи, которые готовятся к операции, используя инструменты виртуальной реальности. Так теперь видит следующую ступень развития социальных сетей корпорация Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ).
Марк Цукерберг говорит, что идеями виртуальных миров он начал увлекаться еще в школе, и в течение всей своей головокружительной карьеры не переставал думать об их воплощении. И это действительно так: еще в 2014 году Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) осуществил громкую сделку, приобретя за внушительные два миллиарда долларов созданную военным инженером Палмером Лакки компанию Oculus Rift — ведущего мирового производителя шлемов виртуальной реальности. Сумма этой покупки оказалась вдвое больше той, что в 2012 году Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) потратил на покупку Instagram (один миллиард долларов), но существенно меньше инвестиций в купленный в 2014 году мессенджер WhatsApp (16 млрд долларов). За последние семь лет компания Oculus сумела упрочить позиции ведущего мирового производителя VR-шлемов с долей более 80% глобальных продаж этих устройств. Так, в прошлом году после выхода новой модели Oculus Quest 2 по цене 299 долларов компания в четвертом квартале 2020 года сумела реализовать более миллиона таких устройств, в то время как ближайший конкурент — компания Sony с моделью PlayStation VR — смогла реализовать только 125 тыс. единиц.
Помимо аппаратной части Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) последовательно развивает услуги и сервисы для VR. В частности, на цифровой платформе Horizon Worlds, которая два года назад была представлена как онлайн-игра, представленные в виде аватаров люди могут соревноваться в различных состязаниях. Но в августе текущего года компания представила версию для занятий посерьезнее — это версия сервиса Horizon Workrooms, которая позволяет сотрудникам той или иной фирмы собираться в количестве до пятидесяти человек в одной виртуальной комнате для совместной удаленной работы. Здесь можно проводить виртуальные встречи, в ходе которых, например, можно использовать большую виртуальную доску или вести разговоры, как будто вы находитесь рядом.
К другим попыткам Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) нарастить свое присутствие на рынке VR-продуктов можно отнести и то, что в сентябре этого года Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) совместно с компанией Ray-Ban разработал и начал продавать в ряде стран очки дополненной реальности по цене 300 долларов за штуку, в которых встроены камеры (с их помощью можно снимать фото и видео), а также динамики и микрофон (пользователи могут слушать музыку, подкасты, другой аудиоконтент и принимать звонки).
По заявлению корпорации Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), социальная сеть намерена вложить только в течение ближайшего года внушительные десять миллиардов долларов в свое научно-исследовательское подразделение Reality Labs, которое расположено в американском Редмонде. Компания уже в ближайшее время намерена представить ряд устройств и гарнитур для работы в виртуальном пространстве. В частности, гарнитура дополненной реальности Project Cambria будет отслеживать и передавать в компьютер мимику. На подходе также новое поколение очков дополненной реальности под техническим названием Project Nazare, которые предположительно будут оснащены голографическим дисплеем, проектором и разного рода датчиками. Но главной новинкой ближайшего времени должна стать перчатка виртуальной реальности. Ожидается, что она будет оснащена полутора десятками пневматических пластиковых подушечек, расположенных вдоль ладони пользователя, нижней ее стороны и кончиков пальцев. На перчатке будут располагаться белые маркеры, которые позволят камерам отслеживать перемещение пальцев в пространстве, а внутренние датчики будут фиксировать сгибание пальцев. Разработчики заверяют, что новое устройство способно обеспечить имитацию давления и обратной связи от предметов в сочетании с визуальными и звуковыми сигналами (хруст, шуршание и проч.), что создает иллюзию физического прикосновения. Ну а в будущем перчатка будет способна передавать пользователю еще более тонкие ощущения, когда чувствуются, скажем, не только габариты виртуального предмета, но и разница текстур его поверхности.
Денег много, репутации мало
Со структурной точки зрения новая корпорация Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms — это теперь, по сути, зонтичный бренд, под которым будут располагаться другие ее активы. Ключевыми из них пока остаются сама социальная сеть Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), которая оставит прежнее название (2,7 млрд пользователей), Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger (он позиционируется как отдельный проект с 1,3 млрд пользователей), а также WhatsApp (2 млрд пользователей), Instagram (1,08 млрд пользователей). Основной источник выручки теперь уже корпорации Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms — реклама: из полученных по итогам прошлого года 85,9 млрд долларов 84,1 млрд компании принесла выручка от рекламы; соответственно, лишь 1,8 млрд — вклад других продуктов и услуг.
При этом динамика роста выручки у компании очень неплохая: в прошлом году ее доходы более чем вдвое превысили показатель трехлетней давности. В текущем году корпорация сохраняет высокий темп: согласно официальному отчету, за третий квартал 2021 года ее выручка увеличилась на 35%, до 29 млрд долларов (операционная прибыль — на 30%, до 10,4 млрд долларов, чистая прибыль — на 17%, до 9,2 млрд долларов) по сравнению с третьим кварталом 2020-го. Судя по всему, по итогам текущего года выручка Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms вполне сможет перешагнуть отметку 110 млрд долларов. Представители компании говорят, что выручка могла бы вырасти еще больше, если бы не ключевой сдерживающий фактор в текущем году — ужесточение политики конфиденциальности от Apple (App Tracking Transparency). Теперь пользователям «яблочных» гаджетов задается вопрос, согласны ли они, чтобы их данные использовались сторонними компаниями, на что большинство отвечают решительным отказом. Из-за этого Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Google и другие IT-гиганты теперь хуже могут отслеживать предпочтения пользователей и, соответственно, размещать таргетированную рекламу.
За 3 года выручка Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) увеличилась более чем вдвое
Но гораздо хуже у Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в последнее время обстоят дела в сфере взаимоотношений с государством и обществом. Последние месяцы Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) подвергается особенно ожесточенной критике не только в разных странах (в той же России), но и, главное, на родине в США. Соцсеть обвиняют в недостаточных усилиях в борьбе с политической дезинформацией, цензурировании контента, негативном влиянии на детей, пропаганде насилия, пособничестве преступным группировкам. Причем эти обвинения выдвигают не только американские СМИ, но уже и официальные органы самого высокого уровня — в частности, конгресс Соединенных Штатов.
В конце сентября этого года The Wall Street Journal опубликовал серию статей под названием Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Papers, написанные на основе внутренней документации Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), полученной от бывшей сотрудницы компании — 37-летней Фрэнсис Хоуген, которая пришла туда работать, «чтобы делать этот мир лучше», но была шокирована обнаруженными двойными стандартами своего работодателя. На основе этих документов Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) выдвигают четыре серьезных обвинения. Первое из них связано с тем, что равноправие пользователей соцсети — на самом деле миф, в компании существует особая система модерации VIP-пользователей, которая защищает важные с рекламной точки зрения аккаунты. Во-вторых, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) опасен для подростковой психики: агрессивные рекомендации соцсети формируют у юных пользователей неправдоподобные представления о жизни и завышенные, нереалистичные стандарты красоты, результат — повышенная тревожность, депрессии, психические расстройства. О таком негативном влиянии говорили в том числе внутренние исследования Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), но их результаты компания скрывала. В-третьих, алгоритмы Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) настроены таким образом, чтобы повышать активность пользователей, вследствие чего в сети больше продвигаются скандальные, противоречивые, провокационные и «злые» публикации, которые разжигают вражду среди людей разных стран. Наконец, в-четвертых, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) тратит на модерацию своего контента в развивающихся странах несравненно меньше средств и ресурсов (13% общего бюджета на эти цели) по сравнению с развитыми рынками. В результате в странах третье го мира соцсеть стала площадкой для разгула преступности — например, известны случаи, когда мексиканские картели прямо на страницах сети вербовали наемных убийц, а дельцы с Ближнего Востока заманивали будущих рабынь из Африки в свои страны.
Недавно на тему этих обвинений состоялись слушания в конгрессе США, разбирательства продолжаются. И это уже не говоря о многочисленных инцидентах с утечкой персональных данных пользователей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а также вопиющих глобальных технических сбоях, когда в октябре на семь часов оказались отключенными все сервисы компании (подробнее см. «Марк, мы все уронили», «Эксперт» № 42 за 2021 год). Таким образом, по мнению многих, глобальный ребрендинг Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — это маневр, призванный если не притормозить, то хотя бы отвлечь внимание от летящей под откос репутации IT-гиганта.
Станет ли человек аватаром?
Что касается перспектив нового вектора развития Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), этот вопрос вызывает дискуссию. С одной стороны, хайтек-энтузиасты говорят, что и так уже среднестатистический человек проводит значимую часть своего времени, уставившись в смартфон, телевизор, компьютер или другое электронное устройство. Почему бы не допустить, что погружение в цифровую реальность может быть еще более глубоким, через VR-технологии? Обоснованность такой позиции подтверждают данные о динамично растущем рынке продуктов и услуг виртуальной реальности. Согласно данным IDC, по итогам прошлого года, продажи VR-продуктов и услуг составили в мире более 12 млрд долларов, вдвое больше, чем пять лет назад. По прогнозам, через три года они взлетят более чем в шесть раз, до 72,8 млрд долларов. Как прогнозируют в AR Insider, по итогам текущего года в мире будет насчитываться 800 млн пользователей технологий виртуальной и дополненной реальности, в два раза больше, чем два года назад, а к 2023 году их число возрастет до 1,4 млрд человек (см. график).
Пользователей VR становится заметно больше
Сегодня в мире VR-технологии используют прежде всего в играх (Astro Bot, Farpoint, Half-Life и др.). При этом некоторые пользователи используют игровые платформы и для бизнеса: например, в игре Red Dead Redemption, где нужно выжить и перестрелять врагов в «мире Дикого Запада», зафиксированы случаи, когда игроки проводили в игре офисные собрания, разговаривая о делах, пусть и в костюмах-аватарах ковбоев с кольтами наперевес. Значительное развитие VR идет в обучении: например, студенты Ноттингемского университета (Великобритания) время от времени надевают шлем виртуальной реальности и отправляются на созданный в параллельном мире компьютерный остров Nottopia, где, представленные аватарами, слушают лекции и участвуют в семинарах на разные темы.
В сфере бизнеса, особенно в период пандемии, большое число IT-игроков (и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) здесь далеко не в лидерах) наперебой предлагают платформы для удобной виртуальной работы, начиная c гигантов вроде Microsoft c его новой цифровой платформой виртуальных сервисов Mesh и заканчивая средними и небольшими разработчиками, в числе которых есть и российские компании из игровой индустрии, такие как Fntastic с ее новым продуктом Continent (см. «Стартапы вечной мерзлоты», «Эксперт» № 29 за 2021 год). И это уже не говоря о нишевых VR-решениях для использования в различных отраслях — например, представленный в 2019 году компанией «Росэлектроника» («дочка» «Ростеха») VR-тренажер, который сейчас используется для тренинга пожарных, саперов, летчиков, сотрудников МЧС.
Однако если брать широкое применение VR-технологий, то очевиден факт: пока такие решения недостаточно развиты, чтобы даже приблизительно имитировать реальное межличностное общение. Попробовав даже самый продвинутый VR-шлем или очки дополненной реальности, средний потребитель неизбежно придет к выводу, что пока такие устройства стоит воспринимать скорее как детскую забаву, нежели серьезный инструмент для социализации. Об этом, в частности, на днях заявил глава Сбербанка Герман Греф, который сказал: попробовав недавно провести около часа в VR-шлеме Oculus, он «не верит во вселенную Цукерберга», прежде всего потому, что современные шлемы и прочие решения виртуальной реальности пока еще очень неудобны и такой технологический барьер — основное препятствие для развития VR в мире.
Помимо технологического несовершенства «метавселенским» планам Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) угрожают и другие проблемы. Начать с того, что мировой рекламный рынок постепенно отворачивается от социальных сетей. Например, согласно недавнему опросу Bazaarvoice, в котором приняли участие пользователи соцсетей из Великобритании, Франции и Германии) 47% европейцев недовольны однотипным повторяющимся контентом блогеров, а 62% согласились с утверждением, что произведенный блогерами контент «искажает представление о реальной жизни». Кроме того, усиливается давление регуляторов на использующих социальные сети блогеров: например, в ряде европейских стран с недавних пор обязательна маркировка рекламного контента блогеров и прочих инфлюенсеров, что уже стало причиной оттока рекламных бюджетов.
Еще одна актуальная проблема Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и других традиционных социальных сетей — старение пользователей. Так, по сообщению Bloomberg, в текущем году подростки в возрасте 13–17 лет проводят на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на 16% меньше времени, чем в 2020 году, а молодые люди 18–29 лет — на 5% меньше, чем в 2020-м. Собственное исследование Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) также показало, что общее число регистраций среди молодых людей в 2021 году значительно снизилось. Отток молодежи и других пользователей из известных социальных сетей также связан с озабоченностью проблемой сохранности персональных данных, актуальность которой нарастает. Представленные недавно прогнозы Saxo Bank говорят о том, что в наступающем году молодежь начнет массово покидать платформы Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в знак протеста против использования персональных данных в целях извлечения прибыли. А попытка Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) вернуть их обратно с помощью сервисов метавселенной, увы, не увенчается успехом.
«Хайп, потом охлаждение»
Виктор Орловский, основатель венчурного фонда Fort Ross Ventures:
— Я думаю, что «метавселенная» — это очередное модное слово, какими в свое время были AI, ML, «блокчейн». Сейчас ко всему добавляется приставка «мета», как раньше добавлялось AI или «блокчейн». Да, виртуальность встраивается в нашу жизнь, сильные стороны Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) состоят в том, что у компании высокие компетенции в области VR. Они сделали очень правильное решение, купив компанию Oculus, которую многие считали игрушкой, но это действительно сегодня одна из лучших VR-гарнитур. Я думаю, у Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) большое будущее в создании платформы для VR, которая может стать одной из лучших на рынке. Слабые стороны в том, что Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) все-таки не игровая компания, а метавселенная — это больше, чем игровая история. Например, Epiс Games сильнее в симуляциях параллельных миров, чем Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Концепция метавселенной от Microsoft — это b2b-история, которая тоже имеет право на существование, но она совсем другая и связана с тем, как мы работаем с рабочими пространствами. Поэтому риск здесь, как всегда, в хайпе: на начальном этапе есть некая переоценка влияния этих метавселенных на жизнь общества. Поэтому, на мой взгляд, наступит охлаждение.
«У компании Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) хорошие перспективы»
Ольга Соколова, партнер агентства по управлению репутацией и аналитике социальных медиа Digital Guru:
— Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) сейчас одна из главных площадок в мире для общения (Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), WhatsApp и другие сервисы), и компания хочет использовать эту свою сильную сторону, чтобы оставаться на рынке лидером. Метавселенные — это совсем новое направление, и мы пока сами не очень понимаем, что же это такое и из чего «правильная» метавселенная должна состоять. У компании Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), как у первопроходца в этом направлении, хорошие перспективы, она уже довольно давно занимается виртуальной реальностью и лучше всех в мире знает о коммуникации людей. Эти две вещи и есть сильные стороны новой корпорации. Главный же вызов, на мой взгляд, — технически создать устройства для погружения в метавселенную, в которых пользователям было бы комфортно и которые обеспечивали бы полное погружение и могли в чем-то полноценно замещать реальный мир. Пока существующие на рынке устройства такого не могут.
«Технологическая реализация этой концепции сейчас невозможна»
Петр Батчиков, директор по трансформации Teleperformance Russia Group:
— Будущее сначала существует в воображении, только после этого приобретает физическую форму. С точки зрения визионерства принцип создания метавселенной уже неоднократно экранизировали, начиная с «Трона» и заканчивая такими произведениями, как «Матрица» и «13-й этаж», «Первому игроку приготовиться». В прикладном плане первый прототип подобной вселенной родился под брендом Minecraft. Но технологическая реализация чего-то подобного сейчас в принципе невозможна просто потому, что есть определенный цикл внедрения подобных инноваций. Конечно, технологии идут вперед, виртуальная реальность — это свершившееся настоящее, но дальнейшее свое развитие оно получит скорее в нишевых сегментах: личные роботы-ассистенты, виртуальные примерочные, автоматизация процессов обучения.
«Как будет обеспечиваться безопасность персональных данных?»
Антон Скловец, аналитик «Фридом финанс»:
— Одним из острых вопросов концепции метавселенной является то, как там будет обрабатываться информация и обеспечиваться ее безопасность. Когда-то мультимедийные очки Google Glass были запрещены из-за подозрений в том, что они облегчают проникновение в частную жизнь людей. Сейчас у Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) нет такого потенциала роста социальной сети, как раньше. Идея метавселенной может вывести компанию на новый уровень. Первыми схожую идею пытался реализовать Alphabet со своими Google Glass, сейчас некое подобие есть в Fortnite, где для игроков проводят небольшие онлайн-концерты и показывают трейлеры фильмов, развивается технология VR-очков, но до полной реализации подобных полноценных концепций еще далеко.
«Этот формат может резко вспыхнуть и резко угаснуть»
Михаил Попов, основатель TalkBank:
— Создание метавселенной Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — это логичное развитие социальных сетей, где изначально люди общались при помощи текста. В дальнейшем стали развиваться более богатые медиаформаты, иногда формируя отдельные социальные сети, например ClubHouse, где все общение строилось исключительно на голосе. Это также социальные сети, основанные на видеосвязи, в которые стали превращаться те же приложения для видеоконференций, такие как Zoom, Skype и так далее. Следующим этапом в развитии является приход для общения в виртуальные миры, которые, исходя из ролика Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в метавселенной будут представлены смешанной реальностью. В ней будут и виртуальные миры, и дополненная реальность для окружающего мира. Это интересный формат, однако, как и в случае с ClubHouse, здесь есть риск: формат может резко вспыхнуть и так же резко угаснуть, поскольку препятствия, которые есть у людей для того, чтобы воспользоваться услугами метавселенной, достаточно высоки. В частности, это как раз формат самих устройств, с помощью которых можно общаться: «умные» очки и перчатки по-прежнему дорого стоят. Здесь важна возможность именно легкого доступа, что мы имеем в обычных социальных сетях и мессенджерах. Там, наоборот, нет жестких требований к устройствам: поддерживаются самые простые электронные устройства и формат общения текстом, который прост и понятен для всех участников, именно поэтому они имеют широкие охваты.
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС, AP/TASS, Сергей Савостьянов/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl