Городские приехали
Перебравшиеся из города в деревню блогеры рассказывают, почему бежали из каменных джунглей, в чем минусы и плюсы такого выбора, сколько денег надо на жизнь и стоит ли следовать их примеру. Оказалось, что придется много работать, рассчитывать только на себя и соседей, купить машину и мечтать о хорошем интернете

В конце весны на встрече с тружениками социальной сферы села Валентина Матвиенко предложила популяризировать жизнь за городом среди молодежи. Чтобы повысить показатели рождаемости в деревне, бороться со стереотипами, «чтобы жизнь кипела в каждом поселке, а ее качество не уступало городским стандартам».
В этом, по словам председателя Совета Федерации, могут помочь «инфлюэнсеры», которые вещают в интернете из деревень и сел. Матвиенко отметила, что «сегодня есть уже целое движение сельских блогеров, которое нужно поддерживать», чтобы его участники подавали пример горожанам, стимулируя их покидать тесные многоэтажки.
Действительно, в социальных сетях существуют сотни каналов, созданных людьми, которые живут в деревне. Одни разводят редкие виды кур, другие выращивают более двухсот разных сортов помидоров, третьи строят дом мечты. И все они делятся своими успехами с подписчиками, получая дополнительный доход от рекламы, без которого, как оказалось, загородная жизнь выглядит не столь романтично.
Мы поговорили с блогерами, которые бежали от городской суеты и не жалеют об этом. Однако многие из них уже поняли, что обеспечить себе комфортную жизнь на природе будет непросто.
Устали от каменных джунглей
Героев моей статьи я нашла на просторах YouTube. Их объединяет не только работа в Сети, но и то, что сначала они решили покинуть город и переехать в деревню и только затем завели блог.
Вынужденно в селе оказались лишь Сергей и Наталья Афонины, владельцы канала «Жизнь в Курской деревне»: им пришлось бежать из небольшого городка в районе Донецка из-за понятных обстоятельств. Остальные блогеры осознанно отказались от городских удобств. Почему?

Главная причина — желание свободы и возможность быть хозяином на своей территории. Постоять на крыльце в исподнем, вдохнуть полной грудью и не попасть под лавину соседского осуждения — вот, по словам моих собеседников, мечта горожан. «В деревне ты выходишь во двор — и там никого нет. А в многоквартирных домах, особенно новых, по две тысячи квартир, по пятнадцать на каждом этаже, — говорит Анатолий Гурин, автор одноименного канала, уехавший в сельскую местность из культурной столицы. — Да, есть дверь, за которой несколько твоих квадратных метров, но ты живешь в коробке. Если вернулся домой после пяти вечера, нужно несколько кругов по району сделать, чтобы припарковаться».
Анатолий вырос и жил в Санкт-Петербурге. По образованию он реставратор деревянных изделий; в городе работал как по специальности, так и в смежных отраслях, занимался строительством и ремонтом. С детства хотел жить за городом, однако что-то постоянно мешало: сначала учеба, а потом работа. Ребенком его отправляли на лето к родственникам, на озеро Ильмень под Великим Новгородом. Дом там стоял настолько обособленно, что туда невозможно было даже провести электричество. Видимо, тогда и зародилась любовь Гурина к деревне. В 2020 году Анатолий все-таки решился и вместе с женой и годовалой дочкой перебрался из Санкт-Петербурга, где вырос, в Пустошкинский район Псковской области.
Станислав Токушев относит к плюсам сельской жизни независимость от бытовых услуг и соседей. «Встаешь спокойно утром, выходишь на крылечко — никто тебе ничего не скажет. Никто не будет ругаться, что музыка громко играет, особенно когда у тебя праздник или гости приехали», — рассказывает владелец канала «Сибирская деревня».
Станислав — коренной житель Тобольска. В 2021 году он и вся его большая семья, 13ь человек, переехали в село Абалак в 30 километрах от города. В Тобольске Токушев работал в шести местах — и это только официально, — чтобы купить наконец дом и уехать жить на природу.
Улучшить жилищные условия — популярная мотивация для большинства новых сельчан. «Нас не устраивала маленькая двухкомнатная квартира в 44 квадратных метра, в которой мы жили с мужем и старенькой мамой. Сейчас у нас большой двухэтажный дом в 136 “квадратов”», — делится Ирина Левончук, автор канала «Я живу в деревне».
Ирина и ее муж перебрались из Новокузнецка в деревню под Новосибирском в 2016 году. В городе она была индивидуальным предпринимателем — продавала продукты пчеловодства. По словам Ирины, она всегда любила природу и животных, а выход на пенсию позволил семье переселиться за город. Тем более что Левончук понимала: с такой маленькой пенсией в деревне будет проще, чем в городе.

Еще одно очевидное преимущество жизни за пределами города — натуральные продукты и хорошая экология. «Здесь свежий воздух, много собственных продуктов: захотел лучка — нарвал в огороде, захотел картошки — выкопал. Свое мясо, свои яйца, молоко, масло, сыр. Хлеб мы тоже сами печем, — рассказывает Сергей Афонин. — Можно выжить даже без магазинов. И не просто выжить: качество продуктов тут совсем другое. В городе такого не найдешь».
Сергей с женой Натальей и грудной дочерью перебрался в деревню Репьевку Курской области в 2014 году. До этого они жили в Донецкой области, откуда уехали из-за военных действий. В кармане у Афониных на тот момент было сорок тысяч рублей. «Если бы в Донецке все было спокойно, я бы остался там: никогда не хотел переезжать. Но поскольку такие события происходят, то не жалею. Мы тут обжились, начали все с нуля и работаем на себя», — рассуждает Сергей.
Возможность «не работать на дядю» еще один плюс сельской жизни. Казалось бы, все бизнесмены как раз в городе, но нет: деревня дает много шансов развить предпринимательскую жилку.
Первый аспект — сельское хозяйство. Тут как поработал, так и поел. «Мы теперь сами себе начальники. Хотим — работаем, не хотим — не работаем. Хотим больше денег получить — делаем из своего молока сыр и масло и продаем, не хотим — просто сдаем молоко на молокозавод. Здесь есть возможность заработать больше, чем на любом предприятии. Все зависит от нас, от нашего желания и сил», — делятся Сергей и Наталья.
Деревня, по словам моих собеседников, развязывает руки. Открыть производство практически чего угодно в селе намного дешевле. «Например, если ты решил заняться изготовлением мебели в городе, снимать помещение придется где-то далеко от дома, в промзоне, и это будет дорого — про покупку я вообще молчу. В деревне, если тебе нужно место для работы, ты берешь двести тысяч, строишь какой-нибудь ангарчик — и делай там что хочешь», — утверждает Анатолий Гурин.
Кроме того, признаются блогеры, уехать из города в деревню они хотели давно: одни выросли в сельской местности, других в детстве родители часто отправляли погостить к родственникам. Только осуществить мечту никак не получалось: после школы нужно поступить в институт, потом устроиться на работу, создавать семью. Из этой колеи выбраться не так просто.
Плохой интернет и кучи мусора
Главная проблема, которая беспокоит новых деревенских жителей, — это плохой интернет, если речь идет не о ближайшем Подмосковье. «Выходишь в поле с телефоном, где-то сеть поймаешь — уже хорошо. А в доме только около одного окна ловит», — жалуется Наталья Афонина. «У нас на телефоне мобильный интернет отключен на уровне сим-карты, потому что пользы от него ноль, хотя живем мы не в глуши», — добавляет ее муж.
Вопрос принципиальный: хорошая связь играет большую роль в жизни современного человека. А если еще работа сопряжена с каждодневной передачей большого количества информации, насладиться желанной удаленкой будет сложно.
«Тут нормального интернета нет, — говорит Виктор Матуев, автор канала “Хорошо живем. Жизнь в деревне и самообеспечение”. — Когда мы сюда приехали, он был только у людей с проводным телефоном в доме, и то такой плохой, что вести полноценный блог оказалось невозможно».
Телекоммуникационная компания, в которую обратились Матуевы, запросила за проведение интернета немаленькую сумму, а в последний момент и вовсе отказала, сославшись на то, что требуется хотя бы 15 абонентов из одного села, чтобы отбить затраты. Супруги пошли на хитрость и в течение месяца сделали 15 звонков с разных номеров. Интернет провели. «Но у нас и сейчас соединение нельзя назвать отличным, — отмечает Виктор. — Несколько лет назад я хотел работать удаленно консультантом в одной иностранной компании. Я на эту должность подошел, а вот мой интернет — нет».