Мифическая палеонтология. Древние животные в фольклоре прошлого и настоящего
Издревле человек «населял» леса, моря, горы и степи разными мистическими существами – лешими, водяными, гарпиями, полуденницами. Каждому явлению, каждой диковинке находилось магическое объяснение: молния бьет по желанию Зевса, а странные звуки в доме издает домовой или кикимора.
Чудесные свойства или связь с божественными созданиями приписывали и окаменелостям. История знает не один миф и не одну легенду, связанную с динозаврами, мамонтами, аммонитами и другими вымершими существами. О некоторых из них мы и расскажем.
Земляные слоны
Какие ассоциации возникают при слове «мамонт» у большинства людей? Скорее всего, перед ними предстает слон с повышенной лохматостью, величественно ступающий по заснеженной тундростепи, а не что-то среднее между щукой, лосем и медведем. Но именно таким странным существом мамонта представляли на протяжении веков жители Севера, которые после вымирания морозостойких слонов, случившегося около 10–5 тысяч лет назад, «открыли» их повторно. Тогда охотники находили уже частично разложившиеся туши мамонтов с торчащими вверх бивнями. Естественно, их облик был далек от первоначального, что привело к появлению такой вот химеры.
Находки мамонтов разные народы совершали независимо друг от друга, так что и представления о происхождении и внешнем облике, а также наименования этого чудо-зверя различались. У манси его звали «виткась», у коми – «вэс», у хантов – «весь», нарымские селькупы звали его «кволи-козар», а ханты – «мухор». Кто-то считал мамонта хтоническим существом, участвовавшим в сотворении мира, кто-то представлял его как переродившегося лося или медведя.
Мифы о мамонтах можно разделить на несколько групп. Это космогонические, в которых земляной олень участвовал в сотворении мира, этнологические, объясняющие какие-то особенности рельефа той или иной местности, и метаморфические, объясняющие происхождение мамонтов от разных зверей. Всех их объединяет одно: представление о весе как об одном из крупнейших животных, живущем под землей или в глубинах вод. Причем описывали его всегда по-разному: и как подземного лося, и как рогатую рыбу, и как химеру, сочетающую в себе признаки рыбы, зверя и птицы.
Причины перехода мамонта под землю самые разные: у ряда народов Сибири распространены поверья о том, что он боится солнечного света, или ему просто негде больше находиться из-за своих крупных размеров. Самый оригинальный миф, объясняющий это, можно найти у коми. Для них мамонт – это древнее существо, участвовавшее в сотворении мира. Он был настолько тяжелым, что проваливался в землю по грудь, и там, где он ходил, в итоге пролегли русла рек. А так как мамонт не сидел на месте и ходил много, то он протоптал слишком много рек, и вода из них затопила все вокруг. Случился мировой потоп. Позднее, когда коми ознакомились с христианской версией мифа о Всемирном потопе, они дополнили свой миф тем, что мамонт хотел спастись на ковчеге, но не поместился, и поэтому плыл за Ноем следом. Однако птицы садились на рога зверя, и в итоге он просто опустился на дно под их весом. Но мамонт не умер, а просто ушел под землю, где и живет до сих пор. Хотя к такому существу само понятие «смерть» вряд ли применимо, ведь у ряда народов – селькупов, эвенков, кетов – он ассоциируется с нижним, загробным, миром. Он охраняет вход в царство мертвых, живя на большой реке, границе миров. У ряда сибирских народов мамонт сочетал в себе черты разных животных и олицетворял связь между всеми тремя мирами – верхним, нижним и средним.
Обычно мамонта воспринимали как духа-помощника шамана, что покровительствовал его действиям. Возможно, эта традиция досталась народам Севера еще от их доисторических предков, которые охотились на настоящих мамонтов и использовали части их тел в своих обрядах.
Змеи, феи и моллюски
Вряд ли в палеонтологии может быть какое-то существо, более тесно связанное с мифологией и мистикой, чем аммонит. Само это название отсылает к древнему божеству – египетскому Аммону, у которого была пара бараньих рогов.
Первым сходство между моллюсками и рогами божества заметил живший в I веке н.э. Плиний Старший, который так их и назвал – «Hammonis cornu», то есть «Рог Аммона». Это название закрепилось в научном сообществе на многие сотни лет: его упоминание мы найдем у Михаила Ломоносова в описании минералогического собрания Кунсткамеры 1745 года. А вот термин «аммонит» введет в оборот другой деятель эпохи Просвещения – ЖанГильом Бюригер. На страницах его «Методической энциклопедии» 1791–1792 года выпуска мы впервые и встречаем это слово.
Когда люди впервые столкнулись с аммонитами, мы сказать не можем. Но уже в античности им придавали мистическое значение. Плиний Старший упоминает, что у эфиопов аммониты используются для пророческих снов. А вот жители Древней Индии ассоциировали аммонитов с богом Вишну – одним из верховных богов индуизма. Его воплощение в камне – шамлаграма-шила, или шалиграм, выглядит как сферический черный камень. Зачастую под это описание попадает обычная речная галька, но есть и исключения. Шалиграмы, найденные в русле реки Гандаки, представляют из себя раковины аммонитов-перисфинктоид (надсемейство Perisphinctoidea Steinmann, 1890) и филлоцератид (отряд Phylloceratida Zittel, 1884), таких как аспидоцерас (Aspidoceras Zittel, 1868) или гаплофиллоцерас (Haplophylloceras Spath, 1925).
Шалиграмы – это не простые камешки, для верующих они становятся полноценными членами вайшнаванской семьи. О таком камне заботятся, приносят подношения, а взамен он приносит благословение хранителям и помогает им решить семейные проблемы. В некоторых случаях для шалиграма даже устраивают свадьбу: брак заключают между ним и туласи – священным для индуистов растением, известным также как базилик тонкоцветный. В данном ритуале шалиграм и туласи олицетворяют свои божественные версии – Вишну и его супругу Лакшми.
В Европе и на Севере аммонитов обычно ассоциировали со змеями – такие представления были у волжских булгар, англичан, манси. И на этом месте стоит остановиться поподробнее, поскольку вариации этого мифа крайне любопытны. Так, манси называли своих аммонитов ялпинг уй. По их мнению, это был крупный (4–8 саженей в длину) змей с костяными пластинками на брюхе. Весной он кричит как утка, но иногда издает звуки, похожие на капанье воды. Манси говорят, что в таком случае подходить к ялпинг уй опасно: он может обвить человека и задушить его. Также жители Севера уверены, что змей не умирает, а превращается в камень в определенный период своей жизни.
В Англии история со змеями имеет христианские корни. Считалось, что их в камень обратил один из святых – епископ Кутберт, святая отшельница Кейн или святая Хильда, основательница монастыря в Уитби. Последняя – самая примечательная из всех троих, поскольку история о том, как аббатиса очистила участок от змей, несколько раз обыгрывалась в английской литературе. Святую Хильду упоминают в своих произведениях Вальтер Скотт и Роберт Сёртис. А один из родов юрских аммонитов, обнаруженный недалеко от Уитби, даже был назван в честь аббатисы хильдоцерасом (Hildoceras Hyatt, 1876).