Культурная утрата: как эмигранты переживают отрыв от корней и почему живут в прошлом
Беженцы и эмигранты сталкиваются с особым типом горевания — культурной утратой. Forbes Life разбирался, что испытывает человек, вынужденный эмигрировать, как осознать и осмыслить свои чувства в условиях культурного разрыва и как поддержать себя в этом состоянии
Центр миграционной орбиты
Писатель и путешественник Брюс Чатвин, много и пристально изучавший вопросы миграции, в одной из своих заметок описывает знакомого, который не имея ни семьи, ни друзей, постоянно разъезжал по миру в рабочих командировках. Он не имел того, что даже в самом обобщенном понимании мы могли бы назвать домом. Его домом была жестяная коробка, в которой тот хранил некоторые вещи: плюшевого медведя, фотографию отца, погибшего в Первую мировую, его медаль, безделушки, принадлежавшие матери, какие-то сувениры. «Я понимаю, звучит глупо, но это — мои корни», — говорил герой. «Коробка была центром его миграционной орбиты, единственной на всей территории неподвижной точкой, служащей ему для обновления личности. Без нее он буквально сошел бы с ума», — резюмирует Чатвин.
Чатвин рассуждает о том, что почти у каждого человека есть своя «коробка», реальная или умозрительная, в которой он хранит нечто, что можно было бы назвать «корнями». Далеко не все «вещи» в этой коробке оказываются материальными объектами, а даже если так, то многие из них укоренены в пространстве и их невозможно забрать с собой. Когда люди теряют доступ к «центру миграционной орбиты», они могут переживать настоящую утрату.
История понятия
Эмиграция — всегда стресс, и эмигранты переживают множество болезненных состояний, особенно когда речь идет о беженцах и вынужденных переселенцах. Существует множество научных теорий, описывающих тяжелые психологические последствия, с которыми сталкиваются эмигранты, среди них и культурный шок Калерво Оберга, синдром Улисса Хосебы Ачотеги, отравленная ностальгия Вамика Волкана и другие.
Но есть более сложные и неоднозначные переживания, которые в 1990-е годы австралийский психиатр и антрополог Морис Айзенбрух назвал «культурной утратой» . Это состояние, которое он описывает как «продолжающееся пребывание в прошлом». Переживающие культурную утрату люди страдают от чувства вины за отказ от родной страны и ее культуры. Они испытывают боль, если воспоминания о прошлом начинают ослабевать, одновременно с этим настойчивые образы прошлого (включая травмирующие) вторгаются в их повседневную жизнь, делая ее невыносимой.
Айзенбрух ввел понятие культурной утраты в ходе своей работы с беженцами из Камбоджи, которые вынуждены были покинуть страну из-за диктатуры Пол Пота.
Ученый связал частые случаи тревожных и депрессивных расстройств среди беженцев с тем, что они вынуждены были бросить все свои силы на скорейшую адаптацию в новой стране, не имея при этом времени и внутреннего ресурса прожить и осмыслить свою утрату.