На оккупированной территории России существовало несколько видов театров

ДилетантИстория

Театр между пропагандой и развлечением

Борис Ковалёв

Выступление Печковского в Луге. Фото из газеты «За родину», 1942 год

На оккупированной территории России существовало несколько видов театров: театральные группы при немецких пропагандистских органах, «народные театры», созданные при участии русской коллаборационистской администрации из состава профессиональных актёров, различные любительские труппы на базе самодеятельных кружков и художественных студий. А из театральных жанров предпочтение отдавалось драме и комедии.

Любое открытие «театра для гражданского населения» соответствующим образом обставлялось. На торжество обязательно приглашались представители германского командования. В своих речах они весьма цинично заявляли, что развлечения для русского населения должны способствовать повышению производительности труда в «освобождённых германскими войсками областях России».

В марте 1945 года, когда до Победы оставались считаные недели, в Москве вышла книга «Палачи Европы», написанная известными публицистами (Ильёй Эренбургом, Давидом Заславским, Жан-Ришаром Блоком и другими). Понятно, что в ней речь шла о руководителях Третьего рейха, известных союзниках нацистской Германии, коллаборационистах первого уровня (Петен, Квислинг). Очерк Петра Скосырева назывался «Гаманы и Актаны». Адольф Гаманн — это военный комендант Орла, а Актан — Михаил Октан, главный редактор местной коллаборационистской газеты «Речь».

Гаманн. Карикатура Бориса Ефимова из книги «Палачи Европы», 1945 год

Последнего обвиняли в том, что он активно боролся с подлинной русской культурой, а «на сцене орловского театра Актан ставил “старинную классическую русскую пьесу” — “Тётку Чарлей”, предельно пошлый фарс с переодеваниями».

На страницах газеты «Речь» мы можем найти об этой постановке следующую информацию: «Театр (бывший клуб строителей). “Тётка Чарлея”. Фарс в 3 действиях. Перевод с немецкого Корша. Участвуют артисты: Ермакова, Мазанова, Фёдорова, Шастова, Антоновский, Миронов, Неверов, Ставцев и др.».

Также в этом печатном издании в разделе «Театральные зарисовки» давались рисунки-шаржи на артистов, исполняющих разные роли.

Программа городского театра Орла. Газета «Речь», 1942 год

Что же представлял собой орловский городской театр? Он был открыт 15 июля 1942 года. На его открытии выступили генерал Гаманн и бургомистр города Старов. Гаманн заявил: «Национал-социалистическая Германия и её Армия стоят не на той точке зрения, что радость и эстетическое удовольствие являются роскошью, от которой во время войны можно и следует отказаться.

По нашему мнению, они сейчас тем более необходимы для создания и поддержания в человеке должной энергии. Никто не может долгое время существовать без минут веселья и удовольствия и, прежде всего, без здорового смеха, тем более целый народ. Иначе он утрачивает своё духовное равновесие, радость труда и, тем самым, работоспособность».

Михаил Дудко и Галина Уланова в балете «Эрос». 1923 год

После немецкого генерала выступил русский бургомистр: «Германская Армия среди уничтожающих большевизм боёв, переходя от победы к победе, находит однако время для удовлетворения не только материальных, но и культурных запросов населения. Это ещё раз подчёркивает дружественное отношение Германии к русскому народу, воюющей только против жидо-большевизма и стремящейся к возрождению русского народа.

Я призываю всех граждан города Орла приложить все силы к оказанию помощи Германской Армии в искоренении партизанского бандитизма, содействовать ей во всех её мероприятиях, направленных к быстрейшему установлению нормальной жизни. Честной, добросовестной работой оправдаем оказываемое нам доверие, будем достойными великих идей национал-социализма».

Весьма типичным являлся театр Гатчины, созданный по инициативе начальника отдела пропаганды города зондерфюрера Шмидта.

Для нацистов работа театра была несомненным успехом. Во многом этого удалось достичь благодаря кадрам: в нём работал заслуженный артист РСФСР, солист Ленинградского государственного театра оперы и балета им. Кирова, советский орденоносец, бывший партнёр Галины Улановой Михаил Дудко. Также тесно сотрудничал с этим коллективом один из самых популярных советских артистов 30-х годов, народный артист РСФСР, кавалер ордена Ленина Николай Печковский.

Николай Печковский. 1930-е годы

Газета «Речь» писала 16 октября 1942 года: «Артист Мариинского оперного театра Николай Константинович Печковский на днях дал в Пскове три концерта. Псковичи с нетерпением ждали знаменитого русского артиста и чрезвычайно были рады дорогому гостю, порадовавшему население своими прекрасными песнями. Печковский не пожелал следовать с красной ордой, вожди которой, несомненно, желали иметь при себе такого крупного деятеля искусства. “Я рад служить своему народу и его освободителям — германским воинам”, — говорит Николай Константинович».

Ни Печковскому, ни Дудко, не нужно было лично заниматься профашистской пропагандой. За них это успешно делали их конферансье. Каждое выступление артистов начиналось с благодарственного слова вождю Германии Адольфу Гитлеру «за возрождённое исконно русское национальное искусство».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На разных языках На разных языках

Отношение к религии у советской власти было всегда негативным

Дилетант
Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В России и мире наметился рост употребления так называемых безалкогольных вин

РБК
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
Семь удивительных провалов автомобильных топ-менеджеров Семь удивительных провалов автомобильных топ-менеджеров

Люди, которые были на самом верху автомобильной индустрии и потеряли все

Maxim
Петровский флот Петровский флот

«Полтава» — первый полноценный линейный корабль русского флота на Балтике

Дилетант
«Технологических препятствий нет» «Технологических препятствий нет»

Алексей Каплун — о выходе России на мировой рынок водорода

Эксперт
Пивной путч. Фальстарт Пивной путч. Фальстарт

1923 год выдался для Германии очень беспокойным

Дилетант
Кино на пределе возможностей: 6 спортивных байопиков, которые нужно увидеть Кино на пределе возможностей: 6 спортивных байопиков, которые нужно увидеть

Впечатляющие фильмы про спортсменов, которые основаны на реальных событиях

Правила жизни
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
«Икота, перейди на Федота!»: 7 проверенных способов, как перестать икать «Икота, перейди на Федота!»: 7 проверенных способов, как перестать икать

Рассказываем, какими же способами можно быстро избавиться от икоты

ТехИнсайдер
«Наш Бисмарк» «Наш Бисмарк»

Миф о Бисмарке, как создателе Второго рейха начал складываться ещё при его жизни

Дилетант
Усталость от насилия: как разрешать неразрешимые конфликты Усталость от насилия: как разрешать неразрешимые конфликты

Один из успешных примеров преодоления кажущегося неразрешимым противостояния

Forbes
«Друг Отто» «Друг Отто»

«Русский вопрос» с точки зрения Бисмарка

Дилетант
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Титус Оутс входит в пятерку самых страшных английских злодеев тысячелетия

Знание – сила
Великие земляки Великие земляки

Борьба с «низкопоклонством перед Западом»

Дилетант
Самопомощь при депрессии: 7 вредных советов, 2 полезные техники и 10 рекомендаций Самопомощь при депрессии: 7 вредных советов, 2 полезные техники и 10 рекомендаций

Что стоит делать во время обострения депрессии и чего следует избегать

Psychologies
Гельголанд, роковой остров Гельголанд, роковой остров

Маленький остров Гельголанд пережил много всего

Дилетант
14-летний подросток из Ярославля убивает котят и снимает это на видео: в чем причина его насилия 14-летний подросток из Ярославля убивает котят и снимает это на видео: в чем причина его насилия

Как быть родителям, чьи дети могут быть склонны к насилию

Psychologies
Харакири по всем правилам Харакири по всем правилам

6 марта 1929 года произошло событие, которое взбудоражило всю Москву

Дилетант
Как выбрать специалиста по работе с ПТСР. Отрывок из книги клинических психологов Как выбрать специалиста по работе с ПТСР. Отрывок из книги клинических психологов

Отрывок из книги «Жизнь после травмы»

СНОБ
Литовцы или литвины? Литовцы или литвины?

Кто в большей степени имеет право считаться наследниками Великого княжества?

Дилетант
Мари Краймбрери в Youtube-шоу «Есть вопросики»: «У меня потребности в сексе нет, если я не влюблена». Мари Краймбрери в Youtube-шоу «Есть вопросики»: «У меня потребности в сексе нет, если я не влюблена».

Мари Краймбрери — о сексе, мужчинах, деньгах и страхе перед выходом на сцену

Maxim
Против агрессивного большинства Против агрессивного большинства

В 1989 году в числе депутатов оказался академик Андрей Сахаров

Дилетант
«Терплю с каменным лицом»: что делать, если вам неприятны прикосновения «Терплю с каменным лицом»: что делать, если вам неприятны прикосновения

Нормально ли испытывать от тактильного контакта дискомфорт?

Psychologies
ЗРК «Викинг» ЗРК «Викинг»

Роль систем, комплексов и ПВО на поле боя возросла в несколько раз

Обозрение армии и флота
Холмы времени Холмы времени

Научная фантастика сродни сказке и стихотворению

Знание – сила
Фрактальная роборука на основе патента 1913 года надежно обхватила яйца и банан Фрактальная роборука на основе патента 1913 года надежно обхватила яйца и банан

Американские инженеры создали захват для роботов

N+1
Магда Геббельс уложила детей спать, после чего убила каждого — всех шестерых белокурых ангелов Магда Геббельс уложила детей спать, после чего убила каждого — всех шестерых белокурых ангелов

Никто из них не догадывался, что им суждено умереть в один день от руки матери

ТехИнсайдер
Алхимия жизни, или Главное о видообразовании Алхимия жизни, или Главное о видообразовании

Как образуются новые виды? Это один из центральных вопросов эволюционной теории

Знание – сила
Искусство vs искусственный интеллект: как авторам выжить в эпоху Midjourney Искусство vs искусственный интеллект: как авторам выжить в эпоху Midjourney

Что важно знать об ИИ, если вы собираетесь строить с ним деловые отношения

Forbes
Открыть в приложении