Гавань по имени БРИКС
Привлекает глобальные инвестиции в эпоху перемен
В уходящем году международные инвесторы провели существенную ребалансировку портфелей. На фоне рекордных ставок ФРС США и ЕЦБ отдавали предпочтение консервативным фондам денежного рынка, чистые вложения в которые составили почти $1,3 трлн. Рисковым фондам акций досталось лишь $145 млрд, что на четверть меньше, чем в 2022 году. Инвесторы воздерживались от операций на рынках развитых стран, отдавая предпочтение развивающимся во главе с Индией и Китаем.
В 2023 году международные инвесторы с еще большей осторожностью, чем годом ранее, инвестировали в акции. По оценкам «Денег», основанным на отчетах Bank of America (BofA, учитывают данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR)), за неполные 12 месяцев все мировые фонды акций привлекли менее $145 млрд. Это на треть меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Как и прежде, весь приток средств пришелся на биржевые фонды — ETF, в которые с начала года было инвестировано $460 млрд, что на $60 млрд меньше 2022 года. Оттоки из классических фондов (long-only) остались на прошлогоднем уровне ($316 млрд).
Меньше аппетит к риску у глобальных инвесторов был в 2020 году. Тогда на фоне пандемии коронавируса правительства многих стран вводили жесткие локдауны, которые нарушили глобальные производственные и торговые цепочки, спровоцировав просадку мировой экономики. Тогда чистые привлечения во все фонды акций составили немногим более $100 млрд.
Ставки прибавили рынки
Осторожность инвесторов вызвана непростой геополитической ситуацией в мире и жесткой политикой центробанков на фоне высокой инфляции. Эти же риски доминировали и в прошлом году. Если 2022 год начался с геополитических потрясений и завершился разгоном инфляции и ужесточением денежно-кредитной политики мировых ЦБ, то большую часть 2023 года инвесторов заботила политика ЦБ, а новые геополитические риски появились к концу года.
В борьбе с инфляцией ведущие мировые ЦБ во главе с ФРС США и ЕЦБ в третьем квартале уходящего года довели ставки до максимальных уровней за более чем 20 лет. В июле американский регулятор поднял ключевую ставку до 5,5%, что на 1 п. п. выше значений конца 2022 года. Европейский регулятор, который начал цикл повышения позже американского, взметнул сразу на 2 п. п., до 4,5%. «Растущие процентные ставки сделали инструменты с фиксированной доходностью, включая денежный рынок, значительно более привлекательной альтернативой акциям»,— отмечает управляющий активами УК «Система Капитал» Дмитрий Терпелов. За неполный год международные инвесторы вложили в фонды денежного рынка $1,28 трлн.
Повышение ставок усложнило рефинансирование долгов, спровоцировав банковский кризис в США и Европе, но и поспособствовало снижению инфляции к середине четвертого квартала в США до 3,2%, в ЕС — до 2,4%. Ожидания дальнейшего подъема ставок в конце 2023 года снизились, вместе с тем и риски неблагоприятного влияния этого фактора на мировую экономику.